(по мужу Мережковская; 8 [20] ноября 1869, Белёв, Российская империя — 9
сентября 1945, Париж, Франция) —
русская поэтесса и писательница, драматург и литературный критик, одна из
видных представителей «Серебряного века» русской культуры. Гиппиус,
составившая с Д. С. Мережковским один из самых
оригинальных и творчески продуктивных супружеских союзов в истории
литературы, считается идеологом русского
символизма.
Зинаида Николаевна Гиппиус родилась 8 (20) ноября 1869 года в
городе Белёве (ныне Тульская область) в обрусевшей немецкой дворянской
семье. Отец, Николай Романович Гиппиус, известный юрист, некоторое время
служил обер-прокурором в Сенате; мать, Анастасия Васильевна, урожденная
Степанова, была дочерью екатеринбургского оберполицмейстера. По
необходимости, связанной со служебной деятельностью отца, семья часто
переезжала с места на место, из-за чего дочь не получила полноценного
образования; различные учебные заведения она посещала урывками, готовясь к
экзаменам с гувернантками.
Стихи будущая поэтесса начала писать с семи лет. В 1902 году в письме Валерию Брюсову она замечала: «В 1880
году, то есть когда мне было 11 лет, я уже писала стихи (причем очень
верила во 'вдохновение' и старалась писать сразу, не отрывая пера от
бумаги). Стихи мои всем казались 'испорченностью', но я их не скрывала.
Должна оговориться, что я была нисколько не 'испорчена' и очень
'религиозна' при всём этом…». При этом девочка запоем читала, вела обширные
дневники, охотно переписывалась со знакомыми и друзьями отца. Один из них,
генерал Н. С. Драшусов, первым обратил внимание на юное дарование и
посоветовал ей всерьёз заняться литературой.
В 1888 году Зинаида Гиппиус с матерью отправилась на дачу в Боржом. Здесь
она познакомилась с Д. С. Мережковским, незадолго до этого выпустившим в
свет свою первую книгу стихов и в те дни путешествовавшим по Кавказу.
Ощутив мгновенную духовную и интеллектуальную близость со своим новым
знакомым, резко отличавшимся от её окружения, восемнадцатилетняя Гиппиус на
его предложение о замужестве не задумываясь ответила согласием. 8
января 1889 года в Тифлисе состоялась скромная церемония венчания, за
которой последовало короткое свадебное путешествие. Союз с Мережковским,
как отмечалось впоследствии, «дал смысл и мощный стимул всей её исподволь
совершавшейся внутренней деятельности, вскоре позволив юной красавице
вырваться на огромные интеллектуальные просторы», а в более широком
смысле — сыграл важнейшую роль в развитии и становлении литературы
«Серебряного века».
Квартира Мережковских в доме Мурузи стала важным центром
религиозно-философской и общественной жизни Петербурга, посещение которого
считалось почти обязательным для молодых мыслителей и писателей, тяготевших
к символизму. Все посетители салона признавали авторитет Гиппиус и в
большинстве своём считали, что именно ей принадлежит главная роль в
начинаниях сообщества, сложившегося вокруг Мережковского. Вместе с тем,
завсегдатаи испытывали и неприязнь к хозяйке салона, подозревая в ней
высокомерие, нетерпимость и склонность к экспериментам с участием
посетителей. Молодые поэты, проходившие нелегкую проверку личным
знакомством с «мэтрессой», действительно, испытывали серьёзные
психологические затруднения: Гиппиус предъявляла к поэзии высокие,
предельные требования религиозного служения красоте и истине («стихи — это
молитвы») и в своих оценках была предельно откровенна и резка.
Появление и развитие «нового религиозного сознания» Гиппиус обосновывала
необходимостью устранить разрыв (или бездну) между духом и плотью, освятить
плоть и тем самым просветлить её, упразднить христианский аскетизм,
вынуждающий человека жить в сознании своей греховности, сблизить религию и
искусство. Разъединённость, обособленность, «ненужность» для другого —
главный «грех» её современника, умирающего в одиночестве и не желающего
отойти от него («Критика любви»), — Гиппиус предполагала преодолевать
поиском «общего Бога», осознанием и принятием «равноценности,
множественности» других я, в их «неслиянности и нераздельности». Искания
Гиппиус не были лишь теоретическими: напротив, это она предложила мужу
придать незадолго до этого созданным Религиозно-философским собраниям
«общественный» статус. «…Мы в тесном, крошечном уголке, со случайными
людьми стараемся слепливать между ними искусственно-умственное соглашение —
зачем оно? Не думаешь ли ты, что нам лучше начать какое-нибудь реальное
дело в эту сторону, но пошире, и чтоб оно было в условиях жизни, чтоб были…
ну, чиновники, деньги, дамы, чтобы оно было явное, и чтобы разные люди
сошлись, которые никогда не сходились…», — так пересказывала она
впоследствии свой разговор с Мережковским осенью 1901 года, на даче под
Лугой. Мережковский «вскочил, ударил рукой по столу и закричал: Верно!»
Идея Собраний получила, таким образом, последний, завершающий «штрих».
Конец 1916 года супруги провели в Кисловодске, а в январе 1917
года вернулись в Петроград. Их новая квартира на Сергиевской стала
настоящим политическим центром, иногда напоминавшим «филиал»
Государственной думы. Мережковские приветствовали Февральскую революцию
1917 года, полагая, что она покончит с войной и реализует идеи свободы,
провозглашённые ими в работах, посвящённых Третьему завету, восприняли
Временное правительство как «близкое» и установили дружеские отношения
с А. Ф. Керенским.
Октябрьская революция ужаснула Мережковского и Гиппиус: они восприняли
её как воцарение «царства Антихриста», торжество «надмирного зла». В
дневнике поэтесса писала: «На другой день
"после переворота", чёрный, темный, мы вышли с Д. С. на улицу.
Как скользко, студено, черно… Подушка навалилась — на город? На Россию?
Хуже…». В конце 1917 года Гиппиус ещё имела возможность печатать
антибольшевистские стихи в сохранившихся газетах. Следующий, 1918 год,
прошёл под знаком подавленности. В дневниках Гиппиус писала о голоде
(«Голодных бунтов нет — люди едва держатся на ногах, не взбунтуешь…» — 23
февраля), о зверствах ЧК («…В Киеве убили 1200 офицеров, у трупов отрубали
ноги, унося сапоги. В Ростове убивали детей, кадетов, думая, что это и есть
„кадеты“, объявленные вне закона». — 17 марта):
У России не было истории. И то, что сейчас происходит, - не история. Это
забудется, как неизвестные зверства неоткрытых племен на необитаемом
острове. Канет. Мы здесь живем сами по себе. Кто цел – случайно. На улицах
вонь. Повсюду лежат неубранные лошади. Каждый день кого-то расстреливают,
«по районным советам…»
З. Гиппиус. Дневники
В последние годы вернулась к поэзии: взялась за работу над (напоминавшей
«Божественную комедию») поэмой «Последний круг» (опубликованной в 1972
году), оставшейся, как и книга «Дмитрий Мережковский», незавершённой.
Последней записью в дневнике Гиппиус, сделанной перед самой смертью, была
фраза: «Я стою мало. Как Бог мудр и справедлив». Зинаида Николаевна Гиппиус
скончалась в Париже 9 сентября 1945 года. Остававшийся до последнего рядом
секретарь В. Злобин свидетельствовал, что в мгновение перед кончиной две
слезы стекли по её щекам и на её лице появилось «выражение глубокого
счастья». Зинаида Гиппиус была похоронена под одним надгробием с
Мережковским на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа.
Николай Романович Гиппиус и Анастасия Васильевна Степанова,
дочь екатеринбургского оберполицмейстера, поженились в 1869 году. Известно,
что предки отца эмигрировали из Мекленбурга в
Русское государство в XVI веке; первый из них, Адольфус фон Гингст,
изменивший фамилию на «фон Гиппиус» (нем. von Hippius), поселившись в
Москве, в Немецкой слободе открыл в 1534 году первый в России книжный
магазин. Постепенно род Гиппиусов становился всё менее «немецким»; в жилах
дочерей Николая Романовича русской крови было на три четверти.
Зинаида была старшей из четырёх дочерей. В 1872 году у Гиппиусов родилась
Ася (Анна Николаевна), ставшая впоследствии врачом. С 1919 года она жила в
эмиграции, где публиковала работы на историко-религиозные темы («Святой
Тихон Задонский», 1927). Две других сестры — Татьяна Николаевна
(1877—1957), художница, написавшая, в частности, портрет А. Блока (1906), и
скульптор Наталия Николаевна (1880—1963) — остались в Советской России, где
подверглись аресту и ссылке; после освобождения из германского концлагеря
они работали в Новгородском художественном музее реставрации.