Оглавление

Форум

Библиотека

 

 

 

 

 

Кузнецов Павел

См. в Википедии Кузнецов, Павел Варфоломеевич

Источник - Википедия

Кузнецов, Павел Варфоломеевич

Павел Кузнецов родился в Саратове в семье иконописца (дед его был садоводом). Когда 
художественные наклонности мальчика ясно определились, он поступил в «Студию живописи и 
рисования» при Саратовском обществе любителей изящных искусств, где занимался в течение 
нескольких лет (1891—1896 гг.) под руководством В. В. Коновалова и Г. П. Сальвини-Баракки, там 
же встреча с В. Э. Борисовым-Мусатовым оказала на него серьёзное воздействие, как и на его 
однокашника и друга, выдающегося скульптора А. Т. Матвеева, впрочем, как и на всю саратовскую 
художественную молодежь.
Блестяще выдержал вступительные экзамены в Московском училище живописи, ваяния и 
зодчества в 1897, мальчик легко и страстно учился: сначала у А. Е. Архипова, потом у К. А. 
Коровина и В. А. Серова. Учёба дала круг друзей и единомышленников, позже сформировавших 
художественное объединение «Голубая роза».
Художественный дар сочетался в Кузнецове с неиссякаемой энергией души, в конце концов 
выразившимися в поразительном творческом долголетии мастера мирового уровня.
В 1902 году сблизился с В. Я. Брюсовым и символистами. Сотрудничал с изданиями 
символистского толка: журналами «Искусство», «Золотое руно», входит в объединение «Мир 
искусства».

В 1902 году Кузнецов совместно с К. С. Петровым-Водкиным и П. С. Уткиным взялись за роспись 
саратовской церкви Казанской Божьей Матери. Находясь на острие художественной мысли того 
времени (участвуя в деятельности «Мира искусства»), талантливая молодёжь и в церкви 
попыталась вольно обойтись с канонами, что вызвало взрыв общественного негодования и их 
росписи были уничтожены.
В 1904 году Кузнецов был одним из организаторов выставки «Алая Роза», а также принял 
деятельное участие в формировании художественного объединения «Голубая Роза», 
окончательно определившимся после одноимённой выставки в 1907 году.
В 1906 году по приглашению Сергея Дягилева ездил в Париж, где посещал частные 
художественные студии и его работы приняли участие в выставке русского искусства, по 
результатам которой Кузнецов был избран членом Осеннего Салона (пожизненно).
Был членом объединений «Мир искусства», «Союз русских художников», «Четыре искусства».
В конце 1900-х в творчестве художника наступил кризис. Начались повторы, казалось, что мастер 
исчерпал себя. Но предприняв поездки в Заволжские степи (1911—1912) и Среднюю Азию (1912—
1913), творческий гений Кузнецова вновь взлетает ввысь, ещё выше, чем в «голуборозовский» 
период. Оставшись тонким, тончайшим художником, способным «отделить один сон от другого 
сна», он из своих странствий по Азии привозит ритм и поэтику Востока, привозит дыхание 
тысячелетней истории восточных народов. Яркость и одновременно тонкость передачи цвета, 
простота и всё та же ирреальность сюжета — его «Киргизская сюита» и примыкающая к ней по 
времени «Бухарская серия» ставят Павла Варфоломеевича в ряд художников мирового уровня.
В годы революции работал с огромным подъёмом, принимал участие в издании журнала «Путь 
освобождения», вёл педагогическую работу, заведовал секцией живописи в отделе 
ИЗОНаркомпроса (1919—1924). Создаёт новые вариации восточных мотивов, в которых заметно 
влияние древнерусской живописи, пишет прекрасные портреты жены Е. М. Бебутовой (1921—1922 
гг.), оформляет литографские серии «Туркестан» и «Горная Бухара» (1922—1923 гг.).
В 1923 году по командировке Наркомпроса побывал с персональной выставкой в Париже (ездил 
совместно с Е. М. Бебутовой), после чего появляются знаменитые «Парижские комедианты».
Творческие открытия принесли поездки художника в Крым и на Кавказ (1925—1929 гг.). Светом и 
движение дало глубину его композициям, например, широко известно его панно «Сбор винограда» 
(1928). Живописец стремится расширить тематику своих полотен, обращаясь к темам труда и 
спорта. По словам художника, поездка в Армению в 1930 году дала импульс целому ряду картин, в 
которых «коллективный пафос монументального строительства, где люди, машины, животные и 
природа сливаются в один мощный аккорд». Работы конца 1920 — начала 1930-х были 
последним, третьим пиком взлёта творчества Павла Варфоломеевича.
Организатор и председатель художественного общества «Четыре искусства» (1924—1931).
1928 — заслуженный деятель искусств РСФСР.
В 1917—37, 1945—48 преподавал во Вхутемасе-Вхутеине, Московском институте 
изобразительных искусств и других институтах.
Скончался в Москве 21 февраля 1968 года.

Ссылки:

  • Красный террор и культура
  • Лев в зоопарке (Лев Кулешов и Лили Брик)
  •  

     

    Оставить комментарий:
    Представьтесь:             E-mail:  
    Ваш комментарий:
    Защита от спама - введите день недели (1-7):

    Рейтинг@Mail.ru

     

     

     

     

     

     

     

     

    Информационная поддержка: ООО «Лайт Телеком»