Оглавление

Форум

Библиотека

 

 

 

 

 

Бердяев Николай Александрович (1874-1948)

См. в Википедии Николай Александрович Бердяев;

Источник - Википедия

Николай Александрович Бердяев (6 [18] марта 1874, Киев - 23 марта 1948, Кламар под Парижем) - русский религиозный и политический философ, представитель экзистенциализмa.

Н. А. Бердяев родился в дворянской семье. Его отец, офицер-кавалергард Александр Михайлович Бердяев - внук Н. М. Бердяева, был киевским уездным предводителем дворянства, позже председателем правления Киевского земельного банка; мать, Алина Сергеевна, урождённая княжна Кудашева, по матери была француженкой. Его старший брат Сергей - поэт, публицист и издатель.
Супруга - поэтесса Бердяева, Лидия Юдифовна (по первому браку Рапп, урождённая Трушева).
Бердяев воспитывался дома, затем в Киевском кадетском корпусе. В шестом классе оставил корпус и начал готовиться к экзаменам на аттестат зрелости для поступления в университет. "Тогда же у меня явилось желание сделаться профессором философии". Поступил на естественный факультет Киевского университета, через год на юридический. В 1897 г. за участие в студенческих беспорядках был арестован, отчислен из университета и сослан в Вологду. В 1899 г. в марксистском журнале "Neue Zeit", напечатана его первая статья "Ф. А. Ланге и критическая философия в их отношении к социализму".
В 1901 г. вышла его статья "Борьба за идеализм", закрепившая переход от позитивизма к метафизическому идеализму. Наряду с С. Н. Булгаковым, П. Б. Струве, С. Л. Франком Бердяев стал одной из ведущих фигур движения, выступившего с критикой мировоззрения революционной интеллигенции. Это направление впервые заявило о себе сборником статей "Проблемы идеализма" (1902), затем сборниками "Вехи" (1909) и "Из глубины" (1918), в которых резко отрицательно характеризовалась роль радикалов в революции 1905 и 1917 годов.
В 1903-1904 годах принимал участие в организации Союза освобождения и его борьбе.
В 1913 году написал антиклерикальную статью "Гасители духа", в защиту афонских монахов.
За это он был приговорен к депортации в Сибирь, но Первая мировая война и революция помешали приведению приговора в исполнение, в результате чего, три года он провёл в ссылке в Вологодской губернии. За последующие годы до своей высылки из СССР в 1922 г. Бердяев написал множество статей и несколько книг, из которых впоследствии, по его словам, по-настоящему ценил лишь две - "Смысл творчества" и "Смысл истории".
Участвовал во многих начинаниях культурной жизни Серебряного века, вначале вращаясь в литературных кругах Петербурга, потом принимая участие в деятельности Религиозно-философского общества в Москве. После революции 1917 года Бердяев основал "Вольную академию духовной культуры", просуществовавшую три года (1919-1922).
Дважды при советской власти Бердяев попадал в тюрьму. "Первый раз я был арестован в 1920 году в связи с делом так называемого Тактического центра, к которому никакого прямого отношения не имел. Но было арестовано много моих хороших знакомых. В результате был большой процесс, но я к нему привлечён не был". Во время этого ареста, как рассказывает Бердяев в мемуарах, его допрашивали лично Феликс Дзержинский и Вацлав Менжинский. Во второй раз Бердяева арестовали в 1922 году. "Я просидел около недели. Меня пригласили к следователю и заявили, что я высылаюсь из советской России за границу. С меня взяли подписку, что в случае моего появления на границе СССР я буду расстрелян. После этого я был освобождён. Но прошло около двух месяцев, прежде чем удалось выехать за границу". После отъезда (на так называемом "философском пароходе") Бердяев жил сначала в Берлине, где познакомился с несколькими немецкими философами: Максом Шелером, Кайзерлингом, Шпенглером. В 1924 г. он переехал в Париж. Там, а в последние годы в Кламаре под Парижем, Бердяев и жил до самой смерти. Принимал самое активное участие в работе Русского студенческого христианского движения (РСХД), являлся одним из его главных идеологов. Он много писал и печатался, с 1925 по 1940 гг. был редактором журнала "Путь", активно участвовал в европейском философском процессе, поддерживая отношения с такими философами, как Э. Мунье, Г. Марсель, К. Барт и др.
"В последние годы произошло небольшое изменение в нашем материальном положении, я получил наследство, хотя и скромное, и стал владельцем павильона с садом в Кламаре. В первый раз в жизни, уже в изгнании, я имел собственность и жил в собственном доме, хотя и продолжал нуждаться, всегда не хватало". В Кламаре раз в неделю устраивались "воскресенья" с чаепитиями, на которые собирались друзья и почитатели Бердяева, происходили беседы и обсуждения разнообразных вопросов и где "можно было говорить обо всём, высказывать мнения самые противоположные".
Среди опубликованных в эмиграции книг Н. А. Бердяева следует назвать "Новое средневековье" (1924), "О назначении человека. Опыт парадоксальной этики" (1931), "О рабстве и свободе человека. Опыт персоналистической философии" (1939), "Русская идея" (1946), "Опыт эсхатологической метафизики. Творчество и объективация" (1947). Посмертно были опубликованы книги "Самопознание. Опыт философской автобиографии" (1949), "Царство Духа и царство Кесаря" (1951) и др.

"Мне пришлось жить в эпоху катастрофическую и для моей Родины, и для всего мира. На моих глазах рушились целые миры и возникали новые. Я мог наблюдать необычайную превратность человеческих судеб. Я видел трансформации, приспособления и измены людей, и это, может быть, было самое тяжелое в жизни. Из испытаний, которые мне пришлось пережить, я вынес веру, что меня хранила Высшая Сила и не допускала погибнуть. Эпохи, столь наполненные событиями и изменениями, принято считать интересными и значительными, но это же эпохи несчастные и страдальческие для отдельных людей, для целых поколений. История не щадит человеческой личности и даже не замечает её. Я пережил три войны, из которых две могут быть названы мировыми, две революции в России, малую и большую, пережил духовный ренессанс начала XX века, потом русский коммунизм, кризис мировой культуры, переворот в Германии, крах Франции и оккупацию её победителями, я пережил изгнание, и изгнанничество мое не кончено. Я мучительно переживал страшную войну против России. И я ещё не знаю, чем окончатся мировые потрясения. Для философа было слишком много событий: я сидел четыре раза в тюрьме, два раза в старом режиме и два раза в новом, был на три года сослан на север, имел процесс, грозивший мне вечным поселением в Сибири, был выслан из своей Родины и, вероятно, закончу свою жизнь в изгнании".
Умер Бердяев в 1948 г. в своём доме в Кламаре от разрыва сердца. За две недели до смерти он завершил книгу "Царство Духа и Царство Кесаря", и у него уже созрел план новой книги, написать которую он не успел.
Похоронен на кладбище Буа-Тардьё коммуны Кламар департамента О-де-Сен.

Моя философия есть философия духа. Дух же для меня есть свобода, творческий акт, личность, общение любви. Я утверждаю примат свободы над бытием. Бытие вторично, есть уже детерминация, необходимость, есть уже объект. Может быть, некоторые мысли Дунса Скота, более всего Я. Беме и Канта, отчасти Мен де Бирана и, конечно,Достоевского как метафизика я считаю предшествующими своей мысли, своей философии свободы. - Самопознание, гл. 11.
Во время ссылки за революционную деятельность Бердяев перешёл от марксизма ("Маркса я считал гениальным человеком и считаю сейчас", - писал он позднее в "Самопознании") к философии личности и свободы в духе религиозного экзистенциализма и персонализма.
В своих работах Бердяев охватывает и сопоставляет мировые философские и религиозные учения и направления: греческую, буддийскую и индийскую философию, каббалу, неоплатонизм, гностицизм, мистицизм, космизм, антропософию, теософию и др.
У Бердяева ключевая роль принадлежала свободе и творчеству ("Философия свободы" и "Смысл творчества"): единственный источник творчества - свобода. В дальнейшем Бердяев ввел и развил важные для него понятия:
царство духа,
царство природы,
объективация - невозможность преодолеть рабские оковы царства природы,
трансцендирование - творческий прорыв, преодоление рабских оков природно-исторического бытия.
Но в любом случае внутренней основой бердяевской философии являются свобода и творчество. Свобода определяет царство духа. Дуализм в его метафизике - это Бог и свобода. Свобода угодна Богу, но в то же время она - не от Бога. Существует "первичная", "несотворённая" свобода, над которой Бог не властен. Эта же свобода, нарушая "божественную иерархию бытия", порождает зло. Тема свободы, по Бердяеву, важнейшая в христианстве - "религии свободы". Иррациональная, "темная" свобода преображается Божественной любовью, жертвой Христа "изнутри", "без насилия над ней", "не отвергая мира свободы". Богочеловеческие отношения неразрывно связаны с проблемой свободы: человеческая свобода имеет абсолютное значение, судьбы свободы в истории - это не только человеческая, но и божественная трагедия. Судьба "свободного человека" во времени и истории трагична.
Наличие содержащейся параллели с упадком античного мира в "Новом средневековье" Бердяева отмечает Сергей Крих: у Бердяева конец "современной античности" (мира XIX века, викторианской эпохи, русского классицизма и так далее) виделся как трагический путь к очистившемуся обществу.

Ссылки:
1. Бердяева, Лидия Юдифовна (по первому браку Рапп, урождённая Трушева)
2. Луначарский Анатолий Васильевич (1875-1933)
3. Мережковский Дмитрий Сергеевич (1866-1941)
4. Жизнь студента Беклемишева А.П.
5. Статья В. Холоповой: Контрапункт Земли и неба (1991–2006)(о произведениях Софии Губайдулиной)
6. Стиль речи Сталина и Хрущева - истинного зощенского героя
7. Толстой Лев Николаевич (1828-1910)
8. "Сикамбр"-кружок, где интересовались всем
9. Царствование Александра II
10. сборник "Вехи" (1909)
11. высылка из РСФСР в 20-е - 30-е гг
12. Веховцы, Веховство

 

 

Оставить комментарий:
Представьтесь:             E-mail:  
Ваш комментарий:
Защита от спама - введите день недели (1-7):

Рейтинг@Mail.ru

 

 

 

 

 

 

 

 

Информационная поддержка: ООО «Лайт Телеком»