Николай
Александрович Бердяев (6 [18] марта 1874, Киев - 23 марта 1948, Кламар под
Парижем) - русский религиозный и политический философ, представитель
экзистенциализмa.
Н. А. Бердяев родился в дворянской семье. Его отец, офицер-кавалергард
Александр Михайлович Бердяев - внук Н. М. Бердяева, был киевским уездным
предводителем дворянства, позже председателем правления Киевского
земельного банка; мать, Алина Сергеевна, урождённая княжна Кудашева, по
матери была француженкой. Его старший брат Сергей - поэт, публицист и
издатель.
Супруга - поэтесса Бердяева, Лидия
Юдифовна (по первому браку Рапп, урождённая Трушева).
Бердяев воспитывался дома, затем в Киевском кадетском корпусе. В шестом
классе оставил корпус и начал готовиться к экзаменам на аттестат зрелости
для поступления в университет. "Тогда же у меня явилось желание сделаться
профессором философии". Поступил на естественный факультет
Киевского университета, через год на
юридический. В 1897 г. за участие в студенческих беспорядках был арестован,
отчислен из университета и сослан в Вологду. В 1899 г. в марксистском
журнале "Neue Zeit", напечатана его первая статья "Ф. А. Ланге и
критическая философия в их отношении к социализму".
В 1901 г. вышла его статья "Борьба за идеализм", закрепившая переход от
позитивизма к метафизическому идеализму. Наряду с С. Н. Булгаковым, П. Б.
Струве, С. Л. Франком Бердяев стал одной из ведущих фигур движения,
выступившего с критикой мировоззрения революционной интеллигенции. Это
направление впервые заявило о себе сборником статей "Проблемы идеализма"
(1902), затем
сборниками "Вехи" (1909) и "Из
глубины" (1918), в которых резко отрицательно характеризовалась роль
радикалов в революции 1905 и 1917 годов.
В 1903-1904 годах принимал участие в организации
Союза освобождения и его
борьбе.
В 1913 году написал антиклерикальную статью "Гасители духа", в защиту
афонских монахов.
За это он был приговорен к депортации в Сибирь, но Первая мировая война и
революция помешали приведению приговора в исполнение, в результате чего,
три года он провёл в ссылке в Вологодской губернии. За последующие годы до
своей высылки из СССР в 1922 г. Бердяев написал множество статей и
несколько книг, из которых впоследствии, по его словам, по-настоящему ценил
лишь две - "Смысл творчества" и "Смысл истории".
Участвовал во многих начинаниях культурной жизни Серебряного века, вначале
вращаясь в литературных кругах Петербурга, потом принимая участие в
деятельности
Религиозно-философского общества в
Москве. После революции 1917 года Бердяев основал "Вольную академию
духовной культуры", просуществовавшую три года (1919-1922).
Дважды при советской власти Бердяев попадал в тюрьму. "Первый раз я был
арестован в 1920 году в связи с делом так называемого
Тактического центра, к которому
никакого прямого отношения не имел. Но было арестовано много моих хороших
знакомых. В результате был большой процесс, но я к нему привлечён не был".
Во время этого ареста, как рассказывает Бердяев в мемуарах, его допрашивали
лично
Феликс Дзержинский и
Вацлав Менжинский. Во второй раз
Бердяева арестовали в 1922 году. "Я просидел около недели. Меня пригласили
к следователю и заявили, что я
высылаюсь из советской России за
границу. С меня взяли подписку, что в случае моего появления на границе
СССР я буду расстрелян. После этого я был освобождён. Но прошло около двух
месяцев, прежде чем удалось выехать за границу". После отъезда (на так
называемом
"философском пароходе")
Бердяев жил сначала в
Берлине, где познакомился с
несколькими немецкими философами: Максом Шелером, Кайзерлингом, Шпенглером.
В 1924 г. он переехал в
Париж. Там, а в последние годы в
Кламаре под Парижем, Бердяев и жил до самой смерти. Принимал самое активное
участие в работе
Русского студенческого христианского
движения (РСХД), являлся одним из его главных идеологов. Он много писал
и печатался, с 1925 по 1940 гг. был редактором журнала "Путь", активно
участвовал в европейском философском процессе, поддерживая отношения с
такими философами, как Э. Мунье, Г. Марсель, К. Барт и др.
"В последние годы произошло небольшое изменение в нашем материальном
положении, я получил наследство, хотя и скромное, и стал владельцем
павильона с садом в Кламаре. В первый раз в жизни, уже в изгнании, я имел
собственность и жил в собственном доме, хотя и продолжал нуждаться, всегда
не хватало". В Кламаре раз в неделю устраивались "воскресенья" с
чаепитиями, на которые собирались друзья и почитатели Бердяева, происходили
беседы и обсуждения разнообразных вопросов и где "можно было говорить обо
всём, высказывать мнения самые противоположные".
Среди опубликованных в эмиграции книг Н. А. Бердяева следует назвать "Новое
средневековье" (1924), "О назначении человека. Опыт парадоксальной этики"
(1931), "О рабстве и свободе человека. Опыт персоналистической философии"
(1939), "Русская идея" (1946), "Опыт эсхатологической метафизики.
Творчество и объективация" (1947). Посмертно были опубликованы книги
"Самопознание. Опыт философской автобиографии" (1949), "Царство Духа и
царство Кесаря" (1951) и др.
"Мне пришлось жить в эпоху катастрофическую и для моей Родины, и для всего
мира. На моих глазах рушились целые миры и возникали новые. Я мог наблюдать
необычайную превратность человеческих судеб. Я видел трансформации,
приспособления и измены людей, и это, может быть, было самое тяжелое в
жизни. Из испытаний, которые мне пришлось пережить, я вынес веру, что меня
хранила Высшая Сила и не допускала погибнуть. Эпохи, столь наполненные
событиями и изменениями, принято считать интересными и значительными, но
это же эпохи несчастные и страдальческие для отдельных людей, для целых
поколений. История не щадит человеческой личности и даже не замечает её. Я
пережил три войны, из которых две могут быть названы мировыми, две
революции в России, малую и большую, пережил духовный ренессанс начала XX
века, потом русский коммунизм, кризис мировой культуры, переворот в
Германии, крах Франции и оккупацию её победителями, я пережил изгнание, и
изгнанничество мое не кончено. Я мучительно переживал страшную войну против
России. И я ещё не знаю, чем окончатся мировые потрясения. Для философа
было слишком много событий: я сидел четыре раза в тюрьме, два раза в старом
режиме и два раза в новом, был на три года сослан на север, имел процесс,
грозивший мне вечным поселением в Сибири, был выслан из своей Родины и,
вероятно, закончу свою жизнь в изгнании".
Умер Бердяев в 1948 г. в своём доме в Кламаре от разрыва сердца. За две
недели до смерти он завершил книгу "Царство Духа и Царство Кесаря", и у
него уже созрел план новой книги, написать которую он не успел.
Похоронен на кладбище Буа-Тардьё коммуны Кламар департамента О-де-Сен.
Моя философия есть философия духа. Дух же для меня есть свобода, творческий
акт, личность, общение любви. Я утверждаю примат свободы над бытием. Бытие
вторично, есть уже детерминация, необходимость, есть уже объект. Может
быть, некоторые мысли Дунса Скота, более всего Я. Беме и Канта, отчасти Мен
де Бирана и, конечно,Достоевского как метафизика я считаю предшествующими
своей мысли, своей философии свободы. - Самопознание, гл. 11.
Во время ссылки за революционную деятельность Бердяев перешёл от марксизма
("Маркса я считал гениальным человеком и считаю сейчас", - писал он позднее
в "Самопознании") к философии личности и свободы в духе религиозного
экзистенциализма и персонализма.
В своих работах Бердяев охватывает и сопоставляет мировые
философские и религиозные учения и направления: греческую, буддийскую и
индийскую философию, каббалу, неоплатонизм, гностицизм, мистицизм, космизм,
антропософию, теософию и др.
У Бердяева ключевая роль принадлежала свободе и творчеству ("Философия
свободы" и "Смысл творчества"): единственный источник творчества - свобода.
В дальнейшем Бердяев ввел и развил важные для него понятия:
царство духа,
царство природы,
объективация - невозможность преодолеть рабские оковы царства природы,
трансцендирование - творческий прорыв, преодоление рабских оков
природно-исторического бытия.
Но в любом случае внутренней основой бердяевской философии являются свобода
и творчество. Свобода определяет царство духа. Дуализм в его метафизике -
это Бог и свобода. Свобода угодна Богу, но в то же время она - не от Бога.
Существует "первичная", "несотворённая" свобода, над которой Бог не
властен. Эта же свобода, нарушая "божественную иерархию бытия", порождает
зло. Тема свободы, по Бердяеву, важнейшая в христианстве - "религии
свободы". Иррациональная, "темная" свобода преображается Божественной
любовью, жертвой Христа "изнутри", "без насилия над ней", "не отвергая мира
свободы". Богочеловеческие отношения неразрывно связаны с проблемой
свободы: человеческая свобода имеет абсолютное значение, судьбы свободы в
истории - это не только человеческая, но и божественная трагедия. Судьба
"свободного человека" во времени и истории трагична.
Наличие содержащейся параллели с упадком античного мира в "Новом
средневековье" Бердяева отмечает Сергей Крих: у Бердяева конец "современной
античности" (мира XIX века, викторианской эпохи, русского классицизма и так
далее) виделся как трагический путь к очистившемуся обществу.