В первые годы атомной отрасли строились объекты, проекты которых в
момент
строительства еще рождались на кульманах, а режимы
эксплуатации
отрабатывались в научных лабораториях. Ответственность
руководителя
стройки была колоссальной: сроки жесткие, строительство
велось
одновременно с проектированием.
С начала освоения атомной энергии в нашей стране руководить
строительством
уникальных объектов было поручено выдающемуся строителю и
организатору,
впоследствии генералу армии, Александру Николаевичу Комаровскому, 100
лет
со дня рождения которого отмечалось в 2006 году. Человек
незаурядных
способностей, кипучей энергии и большого личного обаяния, он прошел
путь
от рядового инженера до руководителя атомного и оборонного
строительного
комплекса нашей страны.
Александр Николаевич родился 20 мая 1906 г. в семье
инженера-строителя.
Начал работать на стройках, еще будучи студентом
Московского института
инженеров транспорта. В 1928 году блестяще защитил диплом. Уже
тогда
обнаружилась его уникальная способность, находить неожиданные
инженерные
решения, так пригодившаяся ему в дальнейшем – в годы Великой
Отечественной
войны и при строительстве атомных объектов, где осваивались
совершенно
новые технологии, не имеющие мировых аналогов.
А.Н. Комаровский отказался от предложения поступить в аспирантуру,
считая
для себя более важным приобретение практического опыта: он работал
в
Московском проектном бюро «Свирьстроя», «Водоканалпроекте»,
заведовал
«Гидробюро» треста «Гидротехстрой» ВСНХ СССР.
Здесь проявилась его решительность и самостоятельность, умение
обобщать и
применять на практике накопленный инженерный опыт, а также склонность
к
глубокому теоретическому анализу и обоснованию инженерных задач. Он
всегда
ясно видел конечные цели и умел находить оптимальные пути их
достижения,
даже в самых, казалось, безвыходных условиях. Научный подход к
решению
инженерных проблем – отличительная черта деятельности А.Н.
Комаровского на
всех этапах его творческого роста как организатора и
руководителя
крупнейших строительных комплексов.
В 1931 г. началось строительство канала
Москва-Волга. А.Н. Комаровский был
назначен начальником гидротехнического сектора Проектного
управления
канала, заместителем начальника работ южного района канала, а с 1936
года
— начальником работ центрального района, с 1937 г. – главным
инженером
Управления эксплуатации канала.
В 1938 г. А.Н. Комаровский назначается заместителем Наркома Морского
Флота
СССР, а в 1939 – заместителем Наркома по строительству. На этом посту
он
руководил проектированием и строительством морских портов и
судоремонтных
предприятий. Принимал непосредственное участие в сооружении
военно-морских
баз и руководил всеми работами Наркомстроя СССР по Дальнему Востоку
и
Северо-Западу страны. Для осуществления этих задач был
создан
«Главспецгидрострой», руководство которым
в декабре 1939 года было
возложено на А.Н. Комаровского.
… С началом Великой Отечественной войны в августе 1941 года
Александр
Николаевич был назначен начальником 5-го
Главного управления
оборонительных работ. В соответствии с решением Ставки
Верховного
Главнокомандования, предстояло спешно создать оборону по Днепру от
Киева
до Херсона, на которую возлагалась задача сооружения рубежей на Южном
и
Юго-Западном фронтах. В ноябре удалось завершить значительную часть
работ
по устройству противотанковых и противопехотных препятствий, что
сыграло
важную роль в оборонительных боях Советской Армии.
В октябре 1941 года А.Н. Комаровский назначается
руководителем
строительства оборонительных укреплений на Сталинградском направлении
и
становится командующим 5-й саперной
армией. В трудных зимних условиях
возводились рубежи обороны, которые были использованы нашими войсками
в
оборонительных боях летом 1942 г. Широкая инженерная эрудиция,
огромный
опыт по строительству крупных сооружений позволили ему решать
сложные
технические вопросы во фронтовых условиях. Вклад саперов в победу
под
Сталинградом трудно переоценить.
...Отмечая высокий уровень инженерного искусства и отличное
качество
строительных работ, выполненных в тяжелейших условиях, а также
придавая
огромное значение производству крайне необходимых фронту танков и
танковых
моторов, Государственный Комитет Обороны в январе 1942 года направил
на
строительство Челябинского металлургического
завода личный состав 5-й
саперной армии. Начальником строительства этого завода,
получившего
наименование «Челябметаллургстрой», стал
Александр Николаевич Комаровский.
Первая очередь строительства была сдана в эксплуатацию в
беспрецедентно
короткие сроки, к 7 февраля 1943.
Александра Николаевича всегда отличало исключительно бережное
и
внимательное отношение к людям, работающим на руководимых им
объектах.
Ветераны завода вспоминают: «…в этих суровых условиях руководитель
стройки
работал почти круглые сутки. Невысокий, седовласый, с
интеллигентными
чертами лица, он выдерживал такие физические и душевные нагрузки,
которые
в мирные дни, пожалуй, никогда не приходилось испытывать. Да и не
каждый
бы выдержал…». Старший механик автотранспортной конторы стройки
П.С.
Коломиец вспоминает о Комаровском: «Могу сказать, что это
был
человек-эталон, по которому все равнялись, очень человечный человек
–
иначе и не скажешь…».
С 1944 г. генерал-майор инженерно-технической службы А.Н. Комаровский
–
начальник Главного управления промышленного
строительства. Под его
руководством создавались крупные предприятия для нужд фронта и
оборонной
промышленности. К ним относились комплексы черной металлургии,
алюминиевый
завод, ряд промышленных предприятий на Урале.
В 1948 г. А.Н. Комаровский руководит сооружением
Московского
Государственного Университета на Ленинских горах. Благодаря его
глубоким
знаниям и опыту этот уникальный комплекс был построен в кратчайшие
сроки и
до сих пор является своеобразной «визитной карточкой» нашей
страны.
В первые послевоенные годы все внимание руководства страны
было
сосредоточено на развитии совершенно нового комплекса промышленности
и
науки – атомной отрасли. На Александра Николаевича было
возложено
руководство строительством объектов атомного
проекта. Он проработал в
атомной отрасли около 20 лет, много лет занимал должность
заместителя
Министра среднего машиностроения СССР по строительству.
Наряду с промышленными объектами, руководил строительством первой
атомной
электростанции, ускорителя элементарных частиц в Дубне и
синхрофазотрона в
Серпухове, крупнейшего в то время в мире кольцевого ускорителя
протонов, а
также — строительством благоустроенных городов для работников
атомной
отрасли – Сарова,
Железногорска,
Снежинска и многих других. Он
оказал
большую поддержку в строительстве нового комплекса
МИФИ.
Разработанные А.Н. Комаровским принципы строительства АЭС,
опробованные на
возведении первой атомной электростанции в г.
Обнинске, были развиты в
дальнейшем при создании целой серии крупных
АЭС. Атомная энергетика
России, дающая 16 процентов электроэнергии в стране — это
лучшее
подтверждение тех инженерных и технологических решений, которые
позволили
в тяжелейших послевоенных условиях создавать надежные и
эффективные
энергетические мощности.
Развитие атомной промышленности и атомной энергетики в нашей
стране
поставило ряд новых задач перед строительной наукой. Для
подготовки
высококвалифицированных кадров инженеров-строителей и
проектировщиков
атомных установок в 1958 г. в одном из старейших строительных
институтов
страны, Московском инженерно-строительном институте, была создана
кафедра
строительства ядерных и специальных сооружений. Руководство этой
кафедрой
по совместительству было поручено Александру Николаевичу. Несмотря
на
огромную занятость в области практического строительства, он
всегда
плодотворно занимался научно-педагогической деятельностью, в
частности,
читал курс по строительству ядерных установок в МИФИ. Под его
руководством
коллектив ученых провел исследования по биологической защите
и
радиационной стойкости многих материалов.
Выдающийся гражданин нашей страны А.Н. Комаровский оставил нам
научное
наследие, опыт реализации крупных проектов, которые дают уверенность
в
том, что и по прошествии многих лет достижения человеческого
интеллекта и
человеческого духа – та основа, на которой можно строить новые планы
и
программы долговременного развития страны.
(По материалам, ранее предоставленным редакции газеты
«Инженер-Физик»
почетным профессором МИФИ, бывшим ректором нашего
университета
В.Г.Кирилловым-Угрюмовым.)