Оглавление

Форум

Библиотека

 

 

 

 

 

Канал Москва-Волга

См. в Википедии Канал имени Москвы

Канал имени Москвы (сокращённо КиМ, до 1947 года — канал Москва — Волга) — соединяет реку Москву с Волгой.

Расположен в Московской и Тверской областях России, частично протекает по городу Москве. Длина 128 км. Ширина канала по поверхности — 85 м, по дну — 45 м, глубина — 5,5 м. Даёт Москве более 60 % всей потребляемой питьевой и промышленной воды.

К началу 1930-х годов в Москве начала сказываться нехватка питьевой и технической воды. Рублёвский водопровод уже не мог обеспечить возросшие потребности столицы в воде. Река Москва настолько обмелела, что её можно было перейти вброд напротив Кремля в том месте, где сейчас стоит Большой Каменный мост. Вся водопроводная сеть подавала в город 15 млн ведер воды. А население возросло до 3-х млн. человек… И на июньском (15 июня 1931 г.) пленуме ЦК ВКП(б), по докладу Л. М. Кагановича о положении с водой в столице и др. городах, — для водоснабжения Москвы, а также в транспортных целях, было решено использовать волжские ресурсы.

При строительстве канала использовался труд заключённых ГУЛАГа — 14 сентября 1932 для строительства канала был создан Дмитровлаг, просуществовавший более пяти лет. В память о людях, погибших от тяжелейших условий труда, на трассе канала в 1997 году, на шестидесятилетие строительства, был установлен Поминальный крест.

4 июня 1934 г. — Сталин, Каганович, Ягода, Куйбышев и Ворошилов посетили 7-й и 8-й шлюзы (на территории села Тушино), Химкинскую плотину и Глубокую выемку. В сентябре 1934 года были завершены работы на 1-м опытном километре канала между Дмитровом и Яхромой. 14 июня 1936 года — в день обнародования проекта Сталинской Конституции — Сталин посетил Перервинский шлюз.

17 апреля 1937 г. — заполнение водой всей трассы канала Москва-Волга имени Сталина.
Осенью 1941 года канал стал линией фронта.
В 1947 году — в связи с 800-летием Москвы — Сталин переименовал «свой» канал в честь столицы.

Общая длина канала — 128 км. Начинается он от Иваньковского водохранилища (близ города Дубны́), где находятся шлюз и Иваньковская ГЭС, соединяется с Москвой-рекой в районе Щукино города Москвы. Первые 74 км канал поднимается по северному склону Клинско-Дмитровской гряды, подъём достигает 38 м. В пределах этого участка — 5 шлюзов (№ 2−6). Далее канал пересекает волжско-окский водораздел; длина этого участка — 50 км. Здесь трасса канала имени Москвы проходит через ряд водохранилищ (при следовании к Москве — Икшинское, Пестовское, Пяловское, Клязьминское и, наконец, Химкинское); 19,5 км длины канала составляет путь по водохранилищам. Основная судоходная трасса канала оканчивается у Северного речного порта и Северного речного вокзала Москвы. На последнем участке (самом коротком, длиной 3 км) канал спускается на 36 м к руслу реки Москвы; здесь расположены два шлюза — № 7 и № 8, между которыми канал проходит по искусственной насыпи (в частности, над Волоколамским шоссе).
Канал снабжает Москву водой, служит для обводнения реки Москвы (ежегодно в реку из Волги поступает 1,8 км³ воды), обеспечивает подачу электроэнергии на многие предприятия Московской области (всего на канале 8 ГЭС), создаёт кратчайшую транспортную связь Москвы с Верхней Волгой; благодаря системе каналов (Беломорканал, Волго-Дон) за столицей закрепилось название «порта пяти морей» — Белого, Балтийского, Каспийского, Азовского и Чёрного. Крупнейшие грузовые пристани — Северный речной порт столицы, Яхрома, Дмитров, Большая Волга. По каналу транспортируются строительные материалы, лес, зерно, нефть, уголь и др. Перевозки осуществляются судами водоизмещением до 5000 т. Пристани местного пассажирского сообщения (в зоне водохранилищ) — Водники (осуществляется ремонт судов), Хлебниково, Тишково, Пирогово, Солнечная Поляна и др.
Канал имени Москвы несёт и рекреационную функцию — на его берегах находятся многочисленные дома и базы отдыха, санатории, рыболовецкие базы и другие объекты.

Для работы на канале на заводе Красное Сормово была построена флотилия пассажирских судов дальнего и местного плавания: пять судов дальнего плавания типа «Иосиф Сталин», шесть 300-местных теплоходов типа «Леваневский» и шесть небольших теплоходов типа «Громов». Продолжает работу (после реставрации) легендарный теплоход «Максим Горький» 1934 года постройки.
В настоящие время по каналу проходят грузовые суда только с навалочными грузами (гипс, песок).
В советское время по каналу проходили грузопассажирские линии дальнего плавания Москва — Горький, Москва — Астрахань, Москва — Ростов-на-Дону. Они были закрыты в 2005 году. Сейчас по каналу проходят популярные как у россиян, так и у иностранных туристов туристические круизы на трёх- и четырёхпалубных теплоходах почти всех типов, эксплуатируемых в России. Основные маршруты — трёхдневные круизы выходного дня: Москва — Углич — Москва, Москва — Тверь — Москва, — и дальние рейсы до Санкт-Петербурга, Соловецких островов, Перми, Уфы, Астрахани, Ростова-на-Дону и других городов.
До 2006 года действовала скоростная пригородная линия, обслуживаемая СПК «Ракета». После прекращения дотаций «Ракеты» стали работать как прогулочные, без промежуточных остановок.
На участке Москва — шлюз № 6 осуществляется активное движение прогулочных судов. На канале остались две тросовые паромные переправы для автотранспорта: в Дубне и Мельдино.

В составе канала имени Москвы — более 240 различных гидротехнических сооружений.
Сооружения канала создают замечательный архитектурный ансамбль; каждый шлюз имеет особый облик. Башни шлюзов имеют завершения в виде декоративных надстроек или скульптур. Крупнейшим сооружением канала имени Москвы является Северный (Химкинский) речной вокзал, построенный по проекту А. М. Рухлядева, В. Ф. Кринского и др. Другие работы указанных архитекторов, сделанные для канала, также заслуживают внимания — это шлюзы № 7 и № 8 (архитектор В. Ф. Кринский), шлюз № 9 и Карамышевская плотина (архитектор А. М. Рухлядев), шлюз № 4 (архитектор А. Л. Пастернак).

Основными сооружениями канала имени Москвы, как и всякого крупного гидротехнического комплекса, являются плотины. Всего на канале построено 10 плотин, из них семь земляных и три бетонных.
Земляные
Акуловская земляная плотина
Иваньковская земляная плотина
Икшинская земляная плотина
Пестовская земляная плотина
Пироговская земляная плотина
Пяловская земляная плотина
Химкинская земляная плотина

Бетонные
Иваньковская бетонная плотина
Карамышевская бетонная плотина
Перервинская бетонная плотина

На канале построено 11 шлюзов: один на реке Волга, пять — на северном склоне канала, два — на южном склоне и три на реке Москва. Все шлюзы канала автоматизированы. Габаритные рабочие размеры камеры — 290×29 метров.
Шлюз 1 (Дубна)
Шлюз 2 (Темпы)
Шлюз 3 (Яхрома)
Шлюз 4 (Деденево)
Шлюз 5 (Икша)
Шлюз 6 (Икша)
Шлюз 7 (Тушино) двухкамерный
Шлюз 8 (Тушино) двухкамерный
Шлюз 9 (Мневники) по размеру камеры, но имеющий среднюю голову и возможность работать в усечённом варианте для пропуска маломерных судов.
Шлюз 10 (Нагатино)
Шлюз 11 (Нагатино) для пропуска маломерных судов. В настоящее время работает в качестве дока.

При строительстве канала было возведено семь гидроэлектростанций. Две ГЭС (Ново-Тверецкая и Ново-Цнинская) были добавлены в ведение канала позднее.
Акуловская ГЭС
Иваньковская ГЭС
Карамышевская ГЭС
Листвянская ГЭС
Ново-Тверецкая ГЭС
Ново-Цнинская ГЭС
Перервинская ГЭС
Пироговская ГЭС
Сходненская ГЭС

182 «Темпы»
183 «Яхрома»
184 «Комсомольская»
185 «Икша-II»
186 «Икша-I»

Наиболее крупные реки, впадающие в канал: верхняя Яхрома, впадающая на отметке 138 метров, а также впадающие на отметке 162 метра Вязь и верховья Учи с Клязьмой.

Непосредственного отношения к судоходству не имеют. Дюкеры представляют собой бетонную трубу в месте пересечения водоводного канала с автодорогами и реками.
Пересечение с рекой Сестрой в Карманово. Использовался в 1941 году для остановки наступающих с севера фашистских войск.
Пересечение с рекой Химка в Тушино.

Северный речной вокзал
Северный речной порт
Южный речной вокзал
Южный речной порт
Западный речной порт

В ведении канала имени Москвы находятся следующие причалы:
Аксаково (II)
Бухта радости (I)
Витенёво (III)
Водники (III)
Горки (I)
Дмитров (III)
Зелёный мыс (II)
Икша (I)
Лесное (II)
Михалёво (II)
Новосельцево (I)
Пирогово (I)
Рождествено (III)
Серебряный бор (III)
Солнечная поляна (II)
Соревнование (III)
Степаньково (III)
Тишково (II)
Троицкое (II)
Ударная (III)
Хвойный бор (I)
Химки (III)
Хлебниково (II)
Чёрная речка (II)
Чиверёво (II)
Яхрома (III)
в скобках указана категория причала.

Канал имени Москвы пересекают следующие мосты:
Татищевский автомобильный мост у д. Татищево и пересечения А-104 с ж.д. Савёловского направления
Рогачёвский автомобильный мост в Дмитрове
Яхромский автомобильный мост в Яхроме
Яхромский ж/д мост у пгт Деденёво
Автомобильный мост Малого Московского кольца (трасса А-107) у плтф. Морозки
Пешеходный переход с правого берега к Шлюзу № 6 (и через него) у ст. Икша
Автомобильный мост Дмитровского шоссе (трасса А-104) через Клязьминское водохранилище
Хлебниковский ж/д мост (Долгопрудный)
Химкинский ж/д мост (Октябрьской ж.д.) через Химкинское водохранилище
Химкинский автомобильный мост (МКАД) через Химкинское водохранилище
Ленинградский автомобильный мост через Химкинское водохранилище (старый и новый)
ж/д мост (Рижского направления) над нижней камерой шлюза № 8

Будущий патриарх православной церкви Пимен три года проработал ветеринаром на строительстве канала в качестве заключённого.

Дом руководства канала Москва — Волга («Дом на Набережной», «Дом Наркомвода»; архитектор В. Ф. Кринский, 1934—1937 годы; переоборудован в 1958 году).
Входит в единый проект вместе с Северным Речным Вокзалом и 7 и 8 шлюзами.
Адрес: 125362, Москва, ул. Большая Набережная, дом 11

Сооружения канала имени Москвы были использованы в ходе московской оборонительной операции 1941—1942 годов. По плану вермахта планировалось окружить Москву с севера и юга («взять в клещи»). Во избежание этого была спущена вода из канала и водохранилищ на пути наступающих с севера немецких войск, что остановило их продвижение на этом направлении.

Факты
В древнерусской летописи 1135 года описывается ещё один путь из Волги в Москву-реку. Им новгородские купцы плавали в Москву и дальше — по Оке до Коломны, Калуги, Серпухова и Рязани и через Оку по Клязьме до Владимира. Из Волги попадали в реку Шоша, далее в реку Лама, потом волоком в Тростенское озеро, из него в реку Озерна, далее в реку Руза, а оттуда уже в Москву-реку.
В летописи 1181 года указывается город Дмитров как торговый и транспортный центр. Через село Рогачёво проходили речные торговые пути, связывающие Владимиро-Суздальскую Русь и русский север. Село было последним рубежом, куда по реке Яхроме, впадающей в Волгу, могли подняться тяжёлые грузовые корабли. В нём находился перевалочный пункт, где товары перегружали на более лёгкие суда, которые везли их выше по реке в Дмитров. По суше город был связан с верховьями Клязьмы, куда товары волоком могли быть доставлены и вновь погружены на суда и доставлены во Владимир. Однако полностью реализовать себя торговый путь по Яхроме и Сестре смог лишь в XV—XVI веках, связав с Волгой уже не Владимир, а Москву.
Пётр I предполагал соединить Москву-реку с Волгой, чтобы усилить роль Москвы как торгово-промышленного центра. План сооружения канала Москва — Волга относится к последним годам царствования Петра I (1721—1722). Было предложено три варианта:
От Москвы-реки вверх по Яузе до впадения Лихоборки, затем по Лихоборке к Коровьему Врагу, откуда прокоп в 8 вёрст до Клязьмы, затем по Клязьме до села Воскресенского, где предполагался прокоп на протяжении 1,5 версты до речки Каменки. Далее вниз по Каменке до Волгуши, по Волгуше до Яхромы и вниз по Яхроме доДмитрова. Проект предусматривал 123 шлюза на протяжении 128 вёрст.
От Москвы-реки до Истры, по Истре до реки Катыш, вверх по Катышу до ручья Подоры. Дальше прокоп длиной в 3,5 версты до реки Сестры, а по Сестре до Рогачёвской пристани. Примерно 123 шлюза на протяжении 228 вёрст.
От Москвы-реки вверх по Яузе до села Мытищи, из Яузы через Работный буерак надлежало прокопать 8 вёрст до реки Клязьмы, затем по Клязьме до реки Учи, где снова прокоп в 8 вёрст, далее по Уче в реку Вязь, по Вязи в реку Дубровку, от Дубровки через Быковское болото прокоп в 3 версты до реки Икши, далее вниз по Икше — в реку Яхрому и по Яхроме до Дмитрова. Итого 41 шлюз на протяжении 103 вёрст.
Первый и третий варианты близки к современной трассе канала. Современный канал им. Москвы короче и имеет всего 7 шлюзов. Уровень техники того времени не позволял производить большие земляные работы, и поэтому авторы проектов выбирали варианты с наименьшими затратами на земляные работы. В дальнейшем к мысли о постройке канала возвращались неоднократно. В 1844 году был даже построен участок канала между Истрой и Сестрой, но далее дело не пошло.

Ссылки:

  • ГУЛАГ (Главное Управление Лагерей НКВД СССР)
  • В 1933 году правительство приняло решение о переводе Академии в Москву
  • Комаровский Александр Николаевич (1906-)
  • Пединститут в Луганске, страх разоблачения, математика и физика
  • Черток Б.Е.: детство, увлечение радиотехникой
  • Френкель Нафталий Аронович
  • Классон И.Р. в тресте Гидроэнергопроект (Гидэп) (1935-1945)
  • Система понуждения заключенных к работе
  • Чернавин В.В.: перевод в "Рыбпром" ГУЛАГА
  • "Черные" дивизии формировали из заключенных ГУЛАГА
  • Личков Борис Леонидович
  •  

     

    Оставить комментарий:
    Представьтесь:             E-mail:  
    Ваш комментарий:
    Защита от спама - введите день недели (1-7):

    Рейтинг@Mail.ru

     

     

     

     

     

     

     

     

    Информационная поддержка: ООО «Лайт Телеком»