Прокофьев, Сергей Сергеевич (1891 — 1953) — пианист и дирижёр, один из
наиболее значительных композиторов XX
века. Народный артист РСФСР (1947). Лауреат Ленинской (1957 — посмертно)
и
шести Сталинских премий (1943, 1946 — трижды, 1947, 1952).
Сергей Прокофьев родился 11 (23 апреля) 1891 года в селе Сонцовка
Бахмутского уезда
Екатеринославской губернии (ныне село Красное Красноармейского района
Донецкой
области Украины) в семье учёного-агронома
Сергея Алексеевича Прокофьева (1846—1910).
Воспитание сына взяла на себя мать, Мария Григорьевна (урождённая Житкова;
1855—1924),
которая была хорошей пианисткой. Она происходила из
крепостных Шереметевых, где с
самого
раннего детства учили, причём на самом высоком уровне, театральным
искусствам и музыке.
Мальчик начал заниматься музыкой с 5 лет и уже тогда проявлял интерес к
сочинительству. Мать
записывала сочинённые им пьесы: рондо, вальсы, песенки, «Индийский галоп».
В возрасте 9—10
лет мальчик-композитор написал 2 оперы: «Великан» и «На пустынных
островах». В 1902—1903
годах брал частные уроки теории и композиции у Р. М. Глиэра. С 1904 года
учился
в Петербургской консерватории: у Н. А. Римского-Корсакова — по
инструментовке,
у А. К. Лядова — по композиции, у Я. Витола — по музыкально-теоретическим
дисциплинам,
у А. Н. Есиповой — по фортепиано, у Н. Н. Черепнина — по дирижированию. В
годы учёбы в
консерватории завязал дружеские отношения с композитором Николаем
Мясковским. Окончил
консерваторию: как композитор — в 1909 году, как пианист — в 1914 году. Ему
присудили золотую
медаль и премию им. А. Рубинштейна - великолепный рояль. По 1917 год
включительно
продолжал занятия в консерватории по классу органа.
Прокофьев написал музыку к фильмам «Александр Невский» (1938)
и «Иван Грозный» (в двух
сериях 1944—1945), свидетельствующую о его исключительно высоком
композиционном
мастерстве и умении писать в разных академических стилях.
В 1948 году Прокофьев подвергся разгромной критике за
формализм. Его 6-я симфония (1946)
и
опера «Повесть о настоящем человеке» подверглись резкой критике, как не
соответствующие
концепции социалистического реализма.
Если 6-я симфония со временем получила признание
прокофьевского шедевра, то «Повесть о настоящем человеке», опера
нестандартная и
экспериментальная, остается недооцененной; полная версия оперы не ставилась
на сцене и не
записывалась.
С 1949 года Сергей Сергеевич почти не выезжает с дачи, но даже при
строжайшем медицинском
режиме пишет сонату для виолончели и фортепиано, балет «Сказ о каменном
цветке», симфонию-
концерт для виолончели с оркестром, ораторию «На страже мира» и многое
другое. Последним
сочинением, которое довелось композитору услышать в концертном зале, стала
Седьмая
симфония (1952). Сергей Сергеевич скончался в Москве в коммунальной
квартире
в Камергерском
переулке от гипертонического криза 5 марта 1953 года. Так как он умер в
день
смерти Сталина, его
кончина осталась почти незамеченной, а близкие и коллеги композитора
столкнулись в
организации похорон с большими трудностями.
С. С. Прокофьев похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище
. В память о
композиторе на доме в Камергерском переулке установлена мемориальная
доска
(скульптор М. Л. Петрова).
Вот вернувшегося в слезах коммуниста - князя
Святополк-Мирского
, того просто поставили к стенке. Ну а композитор
Прокофьев
послушал, послушал и вернулся. И то сказать, композиторы не жируют на
Западе. Хорошо Рахманинову, он был пианист-виртуоз, концертами зарабатывал,
не то... В Стране Советов Прокофьев написал оперу "Семен Котко",
"Кантату о мире", еще что-то, получил пять Сталинских премий...
Но конечно, и страху натерпелся немалого. Открывал поутру газету и читал:
"Некоторые модернисты в своем стремлении к новизне полагают, что
разработка проблемы народности... не сулит достаточно интересных творческих
перспектив... Так могут говорить лишь замкнувшиеся в себе индивидуалисты...
Непонимание этого грозит всякому поражением, подобного тому, какое потерпел
Шенберг
..." Боже правый, а только вчера жена обозвала эгоистом. А сам
позавчера похвалил Шенберга... Чуть не до смерти писал Прокофьев покаянные
письма в адрес очередного пленума, обмирая от страха, обещая отречься от
всех а-тональностей и б-тональностей, придерживаясь одной только ВКП(б)-
тональности и сталинианских напевов... Помню, как в марте 1953-го, стоя в
толпе, рвавшейся от Трубной к Колонному залу, где лежал труп Родного,
Любимого Гуталинщика, я вдруг увидел на газетном щите объявление в траурной
рамке - "Прокофьев Сергей Сергеевич...".
- Прокофьев умер! - воскликнул я.
- Да тут иешто выживешь, - сказал мне сочувственно умученный милиционер,
стоявший рядом. - Гляди, вон сколько галош валяется. А людей этих уже
небось нет в живых...