Оглавление

Форум

Библиотека

 

 

 

 

 

Прокофьев Сергей Сергеевич (1891 — 1953) композитор

См. в Википедии Прокофьев, Сергей Сергеевич

Источник - Википедия

Прокофьев, Сергей Сергеевич (1891 — 1953) — пианист и дирижёр, один из наиболее значительных композиторов XX 
века. Народный артист РСФСР (1947). Лауреат Ленинской (1957 — посмертно) и 
шести Сталинских премий (1943, 1946 — трижды, 1947, 1952).

Сергей Прокофьев родился 11 (23 апреля) 1891 года в селе Сонцовка Бахмутского уезда 
Екатеринославской губернии (ныне село Красное Красноармейского района Донецкой 
области Украины) в семье учёного-агронома Сергея Алексеевича Прокофьева (1846—1910). 
Воспитание сына взяла на себя мать, Мария Григорьевна (урождённая Житкова; 1855—1924), 
которая была хорошей пианисткой. Она происходила из крепостных Шереметевых, где с самого 
раннего детства учили, причём на самом высоком уровне, театральным искусствам и музыке. 
Мальчик начал заниматься музыкой с 5 лет и уже тогда проявлял интерес к сочинительству. Мать 
записывала сочинённые им пьесы: рондо, вальсы, песенки, «Индийский галоп». В возрасте 9—10 
лет мальчик-композитор написал 2 оперы: «Великан» и «На пустынных островах». В 1902—1903 
годах брал частные уроки теории и композиции у Р. М. Глиэра. С 1904 года учился 
в Петербургской консерватории: у Н. А. Римского-Корсакова — по инструментовке, 
у А. К. Лядова — по композиции, у Я. Витола — по музыкально-теоретическим дисциплинам, 
у А. Н. Есиповой — по фортепиано, у Н. Н. Черепнина — по дирижированию. В годы учёбы в 
консерватории завязал дружеские отношения с композитором Николаем Мясковским. Окончил 
консерваторию: как композитор — в 1909 году, как пианист — в 1914 году. Ему присудили золотую 
медаль и премию им. А. Рубинштейна - великолепный рояль. По 1917 год включительно 
продолжал занятия в консерватории по классу органа.
   Прокофьев написал музыку к фильмам «Александр Невский» (1938) и «Иван Грозный» (в двух 
сериях 1944—1945), свидетельствующую о его исключительно высоком композиционном 
мастерстве и умении писать в разных академических стилях.
    В 1948 году Прокофьев подвергся разгромной критике за формализм. Его 6-я симфония (1946) и 
опера «Повесть о настоящем человеке» подверглись резкой критике, как не соответствующие 
концепции социалистического реализма. Если 6-я симфония со временем получила признание 
прокофьевского шедевра, то «Повесть о настоящем человеке», опера нестандартная и 
экспериментальная, остается недооцененной; полная версия оперы не ставилась на сцене и не 
записывалась.
С 1949 года Сергей Сергеевич почти не выезжает с дачи, но даже при строжайшем медицинском 
режиме пишет сонату для виолончели и фортепиано, балет «Сказ о каменном цветке», симфонию-
концерт для виолончели с оркестром, ораторию «На страже мира» и многое другое. Последним 
сочинением, которое довелось композитору услышать в концертном зале, стала Седьмая 
симфония (1952). Сергей Сергеевич скончался в Москве в коммунальной квартире в Камергерском 
переулке от гипертонического криза 5 марта 1953 года. Так как он умер в день смерти Сталина, его 
кончина осталась почти незамеченной, а близкие и коллеги композитора столкнулись в 
организации похорон с большими трудностями.
С. С. Прокофьев похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище . В память о 
композиторе на доме в Камергерском переулке установлена мемориальная доска 
(скульптор М. Л. Петрова).

Вот вернувшегося в слезах коммуниста - князя Святополк-Мирского , того просто поставили к стенке. Ну а композитор Прокофьев послушал, послушал и вернулся. И то сказать, композиторы не жируют на Западе. Хорошо Рахманинову, он был пианист-виртуоз, концертами зарабатывал, не то... В Стране Советов Прокофьев написал оперу "Семен Котко", "Кантату о мире", еще что-то, получил пять Сталинских премий... Но конечно, и страху натерпелся немалого. Открывал поутру газету и читал: "Некоторые модернисты в своем стремлении к новизне полагают, что разработка проблемы народности... не сулит достаточно интересных творческих перспектив... Так могут говорить лишь замкнувшиеся в себе индивидуалисты... Непонимание этого грозит всякому поражением, подобного тому, какое потерпел Шенберг ..." Боже правый, а только вчера жена обозвала эгоистом. А сам позавчера похвалил Шенберга... Чуть не до смерти писал Прокофьев покаянные письма в адрес очередного пленума, обмирая от страха, обещая отречься от всех а-тональностей и б-тональностей, придерживаясь одной только ВКП(б)- тональности и сталинианских напевов... Помню, как в марте 1953-го, стоя в толпе, рвавшейся от Трубной к Колонному залу, где лежал труп Родного, Любимого Гуталинщика, я вдруг увидел на газетном щите объявление в траурной рамке - "Прокофьев Сергей Сергеевич...".

- Прокофьев умер! - воскликнул я.

- Да тут иешто выживешь, - сказал мне сочувственно умученный милиционер, стоявший рядом. - Гляди, вон сколько галош валяется. А людей этих уже небось нет в живых...

Ссылки:

  • Нежданный визит (в Ла Фазендри)
  • Арагон Луи (1897-1982)
  • Вернувшиеся из Парижа в СССР
  • Яковлева Татьяна (?-1991)
  • Яковлев Александр Евгеньич
  • Шноль С.Э. о Николае Ивановиче Вавилове
  • Михаил Ардов: Ахматова, дело врачей, смерть Сталина
  • Убийство С. Михоэлса. Разгром Еврейского Антифашистского Комитета.
  • Борьба с "формалистическим" направлением в музыке
  • В Буграх, Кончаловские жили совсем неплохо
  • Во время революции семья Кончаловских жила в мастерской
  • Кончина Сталина приобрела некий "мистический смысл"
  •  

     

    Оставить комментарий:
    Представьтесь:             E-mail:  
    Ваш комментарий:
    Защита от спама - введите день недели (1-7):

    Рейтинг@Mail.ru

     

     

     

     

     

     

     

     

    Информационная поддержка: ООО «Лайт Телеком»