Годы жизни 18.11.1899 - 11.8.1980
В 1934 году вместе с другими шестью летчиками спас 102 человека с
затонувшего парохода "Челюскин" в
Чукотском море и стал Героем Советского Союза (Золотая Звезда
N 6).
...Посадил впервые в мире самолет на Северный
полюс в 1937 году, доставив туда исследовательскую группу
И.Д. Папанина, работавшую затем на
дрейфующей станции.
...Одним из первых летал бомбить Берлин в начале августа 1941
года.
Этого хватило бы для нескольких замечательных людей. Недаром летчик
И.П. Мазурук когда-то отмечал, что
Михаил Водопьянов, по существу, - трижды Герой Советского Союза, но в те
годы имевшим уже Звезду Героя второй раз звания Героя не присваивали, а
ограничивались вручением ордена Ленина. Это было, конечно, несправедливо,
поскольку, например, другим участникам воздушной экспедиции на Северный
полюс в 1937 году присвоили звания Героев, а Водопьянову - нет. А ведь
Михаил Васильевич в то время являлся и командиром всего летного отряда, и
командиром флагманского самолета, который как раз и был приледнен им
(повторяю - впервые) на Северный полюс...
Но обид у Михаила Васильевича по этому поводу никогда не было. Он не
относился к типу тех людей, для которых цель жизни - приобрести побольше
наград. Водопьянов был бескорыстнейший человек, главная цель которого -
беззаветно служить своему Отечеству, жить во имя других людей. Даже в
пожилом Водопьянове, которого я наблюдал, по-прежнему чувствовалась
готовность сию минуту броситься на помощь, потому что житейским его девизом
всегда было - помочь человеку в конкретном деле. (На фотографии Михаил
Водопьянов в группе первых Героев Советского Союза.)
Впервые я познакомился с Михаилом Васильевичем в 1975 году, за пять лет до
его смерти. Он производил впечатление человека душевного и отзывчивого,
часто говорил людям ласковые слова, например: "Какой вы красивый, молодой!"
Видимо, в каждом из окружающих он старался увидеть и подчеркнуть что-то
доброе, значительное и тем возвысить.
Когда к нему пришла слава, к Водопьянову обращались люди со всех концов
страны, и он помогал - за кого-то хлопотал, кому-то давал деньги, прощал
долги. Однажды сын Владимир спросил его: тот-то и тот-то у тебя брал в долг
- отдал? Михаил Васильевич какое-то время молчит, потом улыбнется и скажет:
"А откуда он возьмет-то?!" И словно рад, что ему не отдадут никогда назад
денег.
Все более проявлявшаяся у Михаила Васильевича чуткость к людям начиналась,
как мне кажется, в далекие годы его летной работы, когда он постигал
мудрость своей профессии, мудрость бытия, познав цену человеческой
жизни.
А узнал он ее с самого раннего детства, с девяти лет, когда стал наемным
работником, подвозившим с карьера камень для строительства, затем подручным
печника, вновь подвозчиком камня - уже на металлургический комбинат,
пахарем...
Родился Водопьянов 18 ноября 1899 года в деревне Студенки Липецкой области.
Он часто видел над деревней пролетавшие огромные самолеты "Илья Муромец",
они и зародили в нем интерес к авиации, переросший затем в привязанность на
всю жизнь. Восемнадцатилетним парнем Михаил Водопьянов стал добровольцем
Красной Армии, поступил служить в Липецкую авиачасть, где на первых порах
ему поручили подвозить бензин к самолетам. И он не закапризничал: подвозить
так подвозить. Сначала заправлял бензином самолеты, потом помогал
авиамеханику, изучал причины неисправностей двигателей, различных систем
самолета... А вскоре уже мог ремонтировать технику, был с ней на "ты".
Впоследствии он освоил такие профессии, как моторист, бортмеханик,
шофер.
Работая шофером в Москве, он все чаще наведывался в мастерские "Добролета",
ночуя на лавочках Петровского парка и зарабатывая на жизнь тем, что
разгружал вагоны на станциях, пилил дрова и т.п. Как бы работал в
"Добролете" на общественных началах.
Спустя только полгода его зачислили мотористом. Крупную фигуру Водопьянова
не заметить было нельзя. Тот, кто входил в мастерские, мог увидеть
следующее. В ремонтном цехе сидел здоровяк с руками молотобойца. Он держал
вкладыш подшипника и большим шабером старательно его обрабатывал. По тому,
с каким усердием он это делал, можно было судить о его невероятной
терпеливости.
Потом, работая уже в должности бортмеханика в летном отряде по борьбе с
саранчой, приметил старый, вышедший из строя учебный самолет "Авро",
отремонтировал его и стал выполнять на нем тренировочные полеты. Никто не
приглашал его стать летчиком. Это была исключительно его инициатива.
Так, шаг за шагом, он овладевал этой профессией и вскоре стал работать
пилотом гражданской авиации. Открыл линию Хабаровск - остров Сахалин, в
Каспийском море вел воздушную разведку лежбищ тюленей; работая в
транспортной авиации, летал по маршрутам Москва - Хабаровск, Москва -
Ташкент и многим другим.
Казалось, никто и ничто не помешает Водопьянову и в дальнейшем быть в
авиации. Однако зимой 1933 года в испытательном перелете из Москвы до
Петропавловска-Камчатского его самолет разбивается на озере Байкал,
покрытом толстым льдом. Бортмеханик погибает. У Водопьянова сильнейшее
сотрясение мозга, перелом нижней челюсти, много зубов выбито, глухие раны
на подбородке, переносице, рассечены надбровные дуги - тридцать шесть швов
наложили впоследствии на голову.
И долго потом пришлось лечиться. Он мог бы вообще никогда не вернуться в
авиацию, если бы не сила воли и настойчивость. Медики повторно обследовали
Водопьянова и пришли к выводу, что он вполне здоров и годен к летной работе
без ограничения.
А тут и сообщение о катастрофе с "Челюскиным".
Не мог он не принять участия в таком важном деле, как спасение. Тем более
что среди пострадавших были женщины и грудные дети. И он настойчиво стал
проситься отправить его на выручку людей.
Но к отбору летчиков относились строго. Когда он оказался в кабинете у
председателя правительственной комиссии
Валериана Куйбышева, тот спросил
его:
- Серьезно ли вы все взвесили? Ведь это полет в Арктику...
И действительно: пурга, снежные заносы, поломка авиатехники, потеря
ориентировки в беспросветной снежной мгле для многих из тех, кто отправился
в этот трудный путь, стали непреодолимым препятствием. Недаром только
семерым летчикам удалось добраться до бедствующих на льдине людей,
остальные же где-то застряли.
Не опишешь в короткой строке всех перипетий происшедшего. Скажу только, что
Водопьянов совершил к бедствующим людям три полета и вывез оттуда десять
человек. Неимоверно трудно дались ему эти полеты. На деревянно-полотняном
самолетике
Р-5, без штурмана, без радиста,
через хребты, через горы, по неимоверно тяжелой трассе добрался он до
места. Это было уникальное, героическое достижение.
А через несколько лет - подготовка к полету на
Северный полюс. И вновь главное
действующее лицо - Водопьянов, которого назначают командиром летного отряда
экспедиции, состоящего из нескольких тяжелых самолетов и одного
самолета-разведчика. Тщательно готовились к этому ответственнейшему
заданию. Вот как характеризует тогдашнего Водопьянова начальник
технического отдела Управления полярной авиации К.А. Москатов:
- Михаил Васильевич, помню, сказал, что все моторы, которые будут
установлены на самолетах, он отберет сам - проверит их работоспособность и
надежность, запишет номера тех, которые выдержат испытания, и установит их
на самолетах. "Иначе, - сказал он, - я не полечу никуда".
Последний рывок на полюс с острова Рудольфа все откладывался из-за
непогоды. Разведывательный полет в сторону полюса не принес нужных
результатов - летчик
Головин на последней капле бензина
смог лишь вернуться обратно. Тогда Водопьянов решительно сказал:
- Я полечу вперед, если разобьюсь, то один. А сяду - остальные пускай ко
мне прилетают.
Участник этой же экспедиции летчик
Мазурук вспоминал: "Наверняка из десяти девять летчиков вернулись бы
назад: свалиться в торосы, поломать машину, а значит, и сорвать задание,
ничего не стоило..."
Самолет, ведомый Водопьяновым, приледнился 21 мая 1937 года. Мир был
восхищен. Сыпались поздравления со всех концов планеты. Вот одно из них -
от начальника авиационного корпуса армии США: "Этот перелет, без сомнения,
свидетельствует не только о высоких летных качествах Водопьянова и его
группы, но представляет собой т акже славное достижение советских
авиационных механиков и конструкторов".
Вся Москва встречала героев, а вместе с ней и вся страна.
***
Началась Великая Отечественная война.
Водопьянов добился аудиенции у
Сталина, попросился на фронт
(Михаил Васильевич имел тогда бронь как работавший в Полярной авиации и мог
оставаться там). Вскоре была создана 81-я авиадивизия дальней авиации,
специально предназначавшаяся для бомбардировки глубоких тылов противника, и
в частности Берлина. В начале августа 1941 года Водопьянов доложил в Ставку
о готовности к боевым действиям. Сталин отдал приказ о нанесении бомбового
удара по Берлину.
И вот авиадивизия под командованием Водопьянова с 9 на 10 августа 1941 года
отправилась в этот труднейший и опаснейший полет. Десять тяжелых самолетов
Пе-8 поднялись с аэродрома в Пушкине под Ленинградом, взяв курс на
Берлин. Были большие потери среди
наших самолетов. Но сам Водопьянов, на своем головном, долетел до самого
Берлина и удачно отбомбился.
Что началось в столице Германии! Ведь в то время фашистская пропаганда
повсюду кричала о своей почти полной победе в Европе.
Михаил Васильевич впоследствии рассказывал:
- Летишь бывало бомбить Берлин - вражеские зенитки не оставляли живого
места в небе, того и гляди воздух начнет плавиться, а у самого все внутри
дрожит. Страшно, конечно, - жить-то хочется. Пятьдесят на пятьдесят -
вернешься ты после бомбометания или нет. Но есть такое, что дороже
жизни...
И вновь мирное время, уже послевоенное, когда он окончательно сформировался
как пишущий человек, издав немалое количество книг и став членом Союза
писателей.
Человек широчайших интересов, он не забывал и земной жизни, заботился о
своих близких, особенно о детях, старался вовлечь их в полезные дела,
воспитывал в них трудолюбие и скромность.
Водопьянов - слиток героических дел. Трудно представить и спасение
челюскинцев, и особенно экспедицию на Северный полюс, и первые полеты на
Берлин без Водопьянова. Без него что-то непременно поубавилось бы в этих
событиях.
Не прожил он ста лет, как обещало ему природное здоровье, но все же
восемьдесят прожил.
Михаил Васильевич Водопьянов - фигура цельная, полная первобытной
непосредственности, вся устремленная вперед, в живое действие. Это простая,
открытая душа, легко воспламеняющаяся и тяготеющая к жизни большого накала.
Его беспокойная голова полна всегда смелых мечтаний, которые возникают в
нем с большой легкостью, но закрепляются упорно и надолго. Часто, когда
вопрос на совещании был уже почти решен, раздавался его голос:
- А у меня еще одна идея есть. У меня еще одна мыслишка появилась! Это
человек, обладающий огромной силой желаний, порожденных в нем мечтой. С
каким фантастическим по своей страсти упорством, с какой мужественной
трезвостью реалиста-практика рвался он на полюс! И вот - завоевал!
Талантливый самородок, горячий, пышущий жаром, словно вынутый из
раскаленных недр земли, Водопьянов - изумительный товарищ, который никогда,
ни за что в жизни не оставит друга в беде. Он всегда о всех беспокоится,
вечно тревожится о других. В Арктике он бывал немного. Знаменитое
спасение челюскинцев
- вот его блистательный дебют за Полярным кругом. Потом он летал на
Чукотку. И он еще не выработал в себе "ледяной" выдержки, которая
есть у многих старых работников Арктики. Когда Мазурук сел на льдину в
стороне от нас, Водопьянов очень болезненно это переживал. Скажу прямо: из
всех нас Водопьянов особенно волновался в часы, когда отсутствовала связь с
задержавшимся Мазуруком. Он уже поговаривал о том, что надо лететь, искать
Мазурука, спасать. Он места себе не находил. И если бы не Отто Юльевич,
который спокойно доказывал, что Арктика требует терпения и не допускает
никакой поспешности, Водопьянов, вероятно, уже сорвался бы и полетел, забыв
о себе и думая лишь о затерявшемся, по его мнению, во льдах товарище.
Кое-как нам удалось уговорить Водопьянова, что пока нет никаких оснований
тревожиться: Мазурук - отличный командир, связь должна наладиться, вероятно
волны не проходят. И действительно, связь с Мазуруком вскоре была
установлена. Я лично знаю Водопьянова давно, знавал его, когда он еще
работал в мастерских "Добролета"; потом был механиком на линии,
сдал экзамен на летчика. Он всегда производил на меня впечатление хорошего,
талантливого человека, очень способного летчика. Но мне особенно радостно
было заметить в нем перемену, которая произошла после того, как Водопьянов
был принят в партию. У него появилось замечательное чувство ответственности
перед народом, перед страной. Он почувствовал, что партия от него требует
быть не только героем, но и образцом настоящего человека. Это очень
серьезно на него повлияло. С этого момента он стал особенно быстро расти.