Оглавление

Форум

Библиотека

 

 

 

 

 

Бабушкин М.С. участвует в поисках самолета Леваневского

Воздушная экспедиция на Северный полюс и организация на льду дрейфующей станции открыли эпоху больших советских трансполярных перелетов. Великий летчик нашего времени Валерий Чкалов вместе с Георгием Байдуковым и Александром Беляковым впервые в истории авиации совершили беспосадочный перелет из Москвы через полюс в Северную Америку . Героическая тройка трансполярных пилотов - Михаил Громов , Андрей Юмашев и Сергей Данилин - установила мировой рекорд дальности полета по маршруту Москва - СП - Сан-Джасинто (Южная Калифорния). Вместе со всей страной М. С. Бабушкин горячо приветствовал победителей арктических просторов. 12 августа 1937 года из Москвы в Фербенкс (Аляска) вылетел четырехмоторный самолет "Н-209" под командованием Героя Советского Союза С. А. Леваневского . На борту самолета находилось шесть человек. Перелет протекал в труднейших атмосферных условиях. Из-за сплошной облачности экипажу пришлось, вести машину на высоте до шести тысяч метров. 13 августа после полудня самолет "Н-209" прошел над Северным полюсом. В 14 часов 32 минуты с борта машины была принята радиограмма, в которой сообщалось, что отказал правый крайний мотор и самолет снизился до четырех тысяч шестисот метров. После этого связь с "Н-209" прервалась. Советское правительство в широких масштабах организовало поиски самолета, потерпевшего аварию.

25 августа из Москвы на Землю Франца-Иосифа вылетели три тяжелых самолета Героев Советского Союза Водопьянова , Молокова и Алексеева .

На острове Рудольфа к ним присоединился самолет Героя Советского Союза Мазурука . Экспедицию возглавил Герой Советского Союза Шевелев . Поиски "Н-209" не давали результатов. Близилась полярная ночь. Самолеты экспедиции, не оборудованные для ночных полетов, должны были вернуться в Москву. В октябре из столицы вылетели на Север еще четыре тяжелых самолета. Их вели Герои Советского Союза М. С. Бабушкин , летчики-орденоносцы Б. Г. Чухновский , Я. Д. Мошковский и Ф. Б. Фарих . Накануне отлета в статье "Наши планы" М. С. Бабушкин писал:

"Готовясь к экспедиции, мы учли, что нам придется летать в особенно трудных условиях. В Арктике наступает полярная ночь, которая в первый период богата штормами и туманами. Еще не успел охладиться воздух, волны теплого течения с юга еще попадают в район льдов и, охлаждаясь, образуют густые туманы. Они опасны в осенних условиях, грозят самолету обледенением. Вот почему особое внимание мы обратили на оборудование самолета. Самое важное - обеспечить полеты в арктическую ночь. Мы приспособили свои корабли для этого. Освещение оборудовано великолепно. Фары под крыльями, прожекторы, установленные в хвостовой части самолета, и большой запас всевозможных осветительных ракет дадут возможность успешно бороться с тьмой полярной ночи. Мы рассчитываем благополучно производить посадки на льдах. На острове Рудольфа мы вольемся в экспедицию товарища Шевелева и под его руководством будем вести поиски. План этих работ, по-моему, должен быть таков. Выждав благоприятную погоду, нужно вылететь на двух самолетах в район Северного полюса. Приблизительно в той точке, где, по нашим предположениям, сейчас находится экипаж Леваневского, необходимо найти подходящую площадку, сесть там и подготовить аэродром для приема остальных кораблей. Первые два самолета должны сыграть роль дрейфующей базы с метеорологической станцией и рацией. По вызову этой дрейфующей базы вылетят остальные тяжелые корабли. Они привезут запасы горючего и продовольствия. Пополнив баки своих самолетов, мы сумеем (постепенно расширяя зону обследования) радиусами облетывать район посадки "Н-209", тщательно обыскивая каждый ропак. Полярной ночью костер или зажженную ракету видно далеко вокруг. Возможно, что Леваневский подаст такой световой сигнал. Особенно широко мы будем проводить поиски в лунные ночи. Благодаря прозрачному, чистому воздуху и сильному светоотражению от льда и снега в Арктике в лунные ночи светло, как днем. О себе сказать мне нечего. Я север знаю, север люблю, работаю на севере давно. Я охотно иду в новый почетный северный рейс". О ходе экспедиции Михаил Сергеевич Бабушкин регулярно писал своей жене Марии Семеновне, находившейся в то время в Ессентуках:

"Москва, 2 октября 1937 года Сегодня я собрал все свои вещи, белье и одежду. На 4 октября намечен вылет. Из газет ты узнаешь, как идут поиски самолета Леваневского. Мне кажется, что мы его найдем. Только что говорил с тобой по телефону, но так мало! Надеюсь, когда вернемся с поисков, наговоримся вдоволь, куда-нибудь поедем, отдохнем!"

"Архангельск, 7 октября 1937 года Добрались мы сюда хорошо. Как дальше полетим - неизвестно, но пока есть надежда на погоду. Провожали из Москвы все ребята. Узнали неприятную новость - шторм поднял уровень Карского моря у Амдермы и там залило аэродром. Теперь мы изменили маршрут - пойдем на Нарьян-Мар. Экипаж у меня подобрался хороший. Завтра собираемся лететь дальше. О своем продвижении я буду тебе радировать."

12 октября 1937 года "Здравствуйте, ребята! Я прилетел в Нарьян-Мар. Ждем погоды, чтобы вылететь дальше. Сейчас небо очищается от облаков. Летим пока хорошо, условия нам благоприятствуют. Здесь светит солнышко все равно как весной. Завтра, может быть, тронемся дальше. Слушайтесь мамочку и не обижайте ее?"

Дальше, на пути к Земле Франца-Иосифа, воздушные корабли встретили особенно неблагоприятные метеорологические условия. Только в середине ноября они подошли к острову Рудольфа. В эту полярную ночь в Центральной Арктике господствовала скверная погода. Поиски "Н-209" сильно затруднялись. В декабре Михаил Сергеевич Бабушкин писал Марии Семеновне: "Пользуюсь полетом Марка Ивановича (Шевелева) в Москву и хочу рассказать тебе о наших делах. Теперь только бы погода наладилась, тогда мы бы полетали! Может быть, нам удастся найти самолет "Н-209"? Не забывай, радируй мне почаще. Как у наших ребяток идут дела с учебой? Попроси их внимательнее относиться к учебе и порадовать меня хорошими отметками. Я очень надеюсь. Поцелуй их за меня покрепче! Ожидай в апреле домой?" 12 декабря 1937 года народ Автономной Советской Социалистической Республики Коми избрал Михаила Сергеевича Бабушкина своим депутатом в Верховный Совет СССР. В радиограмме к избирателям Михаил Сергеевич горячо благодарил за оказанное ему высокое доверие, обещая все свои силы отдать на благо народа, служению делу партии Ленина - Сталина, борьбе за коммунизм. Безуспешность поисков самолета "Н-209" очень удручала Михаила Сергеевича. 15 февраля 1938 года он писал жене с острова Рудольфа: "Я написал тебе первое письмо, но послать его не удалось до сего времени. Самолет вылететь не мог - не было погоды. Вообще с погодой дело обстояло зимой скверно: только и знали что успевали откапывать из-под снега машины. После долгой ночи наступили наконец сумерки. Сейчас уже можно с 10 часов утра до 3 часов дня читать на улице книгу, а это уже много для людей, соскучившихся по дневному свету. Правда, скрывать нечего: по дому сильно соскучился. Мысль, что мы не выполнили порученной нам задачи, хотя и не по нашей вине, все же как-то ложится тяжелым грузом на совесть. Просто совестно показаться на глаза. Кажется, каждый встречный если и не скажет тебе прямо, то в душе подумает: "Ну вот, а мы надеялись, что найдете, а вы даже и летать не смогли как следует". Вся надежда сейчас на март месяц: возможно, будут хорошие дни и нам удастся слетать. Многое хочется тебе передать, а мысли как-то не "клеятся". Одно скажу: скучаю по тебе сильно, но работу ставлю выше всего. Не обижайся, родная. Когда выполню задание, то и встреча будет приятнее и радостнее, и на сердце легче. Расцелуй ребят". Весной 1938 года Я. Д. Мошковский на четырехмоторном самолете "Н-212" совершил полет почти до восемьдесят шестой параллели, а 4 апреля достиг полюса, прошел по нулевому меридиану до широты 88 градусов 40 минут и оттуда вернулся на остров Рудольфа. В этих полетах, несмотря на отличную видимость, самолет "Н-209" обнаружен не был.

Ссылки:

  • МИХАИЛ СЕРГЕЕВИЧ БАБУШКИН - ПОЛЯРНЫЙ ЛЕТЧИК (1893-1938)
  •  

     

    Оставить комментарий:
    Представьтесь:             E-mail:  
    Ваш комментарий:
    Защита от спама - введите день недели (1-7):

    Рейтинг@Mail.ru

     

     

     

     

     

     

     

     

    Информационная поддержка: ООО «Лайт Телеком»