Оглавление

Форум

Библиотека

 

 

 

 

 

Рябчиков Е.И.: освещение операции по спасению челюскинцев

А за три года до того... 14 февраля 1934-го в Москве приняли срочную радиограмму: "Чукотское море. 13 февраля в 15 часов 30 минут в 155 милях от мыса Северного и в 144 милях от мыса Уэлен "Челюскин" затонул . Руководители экипажа и экспедиции сошли с парохода последними за несколько секунд до полного погружения. Начальник экспедиции Шмидт" .

Так трагически, после длительного, с 15 октября 1933 года, дрейфа зажатого льдами ледокольного п/х "Челюскин" закончилась попытка сквозного прохода по Севморпути.

Началась операция по спасению челюскинцев . Из всех самолетов (и экипажей), которые предполагалось задействовать, реально в ней приняли участие три Р-5 ( Н. П. Каманин , В.С. Молоков , М. В. Водопьянов ), ПС-3 И.В. Доронина , американский "Флитстер" М. Т. Слепнева и АНТ-4 А. В. Ляпидевского .

Руководил действиями авиаторов Н. П. Каманин. Затем, уже из Ванкарема спасенных и летчиков доставили в бухту Провидения и на пробившихся туда пароходах "Смоленск" и "Сталинград" - во Владивосток , откуда, уже поездом, - в Москву.

Настроение в том поезде - сами понимаете, какое. И - надо же! - "новобранец" "Комсомольской правды" Евгений Рябчиков успел-таки "к столу": "Всю дорогу я присматривался к Ляпидевскому и Каманину, к Водопьянову и Молокову, стараясь отыскать в них нечто необычное, из ряда вон выходящее. А они были обычными, простыми и скромными. Рассказы их тоже были простыми и скромными: "Прилетели, сели, значит, на льдину, а тут плохая видимость, машина перегружена, но взлетели. Вот, собственно, и все". Лишний раз я убедился, что истинному героизму чужды мишура, позерство, рекламные эффекты".

Уже в те времена между Н. П. Каманиным и Рябчиковым сложились товарищеские отношения, которые впоследствии, когда Е. И. стал заниматься космической тематикой, переросли в доверительные и теплые.

Решение об экспедиции "в район Северного полюса для высадки полярной станции на льду" Политбюро ЦК ВКП (б) приняло 14 февраля 1937 года.

Возглавил экспедицию (44 человека, включая персонал станции) начальник ГУСМП О. Ю. Шмидт , его заместителем стал начальник Управления Полярной авиации М. И. Шевелев , а командиром авиаотряда - М. В. Водопьянов .

Рябчикову не повезло: от "Комсомолки" никого не взяли. Только от "Правды" и "Известий". Причем - и это для Е. И., что называется, "серпом по горлу" - прессе предложено "ничего не писать об экспедиции до ее завершения" (такую просьбу высказал М. И. Шевелев , и Сталин согласился).

До отправки на полюс предстояла репетиция: на базе радиоцентра ГУСМП в Теплом стане (тогда Подмосковье) разбили палатку, установили ветряк и мачты, развернули радиостанцию. Туда и перебрались папанинцы.

"Прежде (цитирую Рябчикова) они ютились в старом здании торговых рядов в Рыбном переулке (район ул. Ильинка. - М. В.). Тесная комнатушка с низким потолком и большим, от пола, окном - штаб И. Д. Папанина , обитель дерзновенной мечты.

Я пропадал там днями, слушал пояснения, рассматривал карты Арктики, отличавшиеся снежной белизной: куда ни глянь - "белые пятна" незнания, загадок и тайн бескрайних пространств за Полярным кругом".

Теперь - двое суток на тренировки: опробовали оборудование, питались особо приготовленными продуктами, привыкали к новой одежде, анализировали местную воду, держали радиосвязь.

Наступило 22 марта. На Центральном аэродроме им. Фрунзе стояла экспедиционная эскадрилья - четыре АНТ-6 "Авиаарктика" (Г-2, или грузовой, второй; мог перевозить до 50 пассажиров; подготовлены на Московском авиазаводе * 22 им. С. П. Горбунова ), пилотируемые М. В. Водопьяновым, В. С. Молоковым, А. Д. Алексеевым. И. П. Мазуруком, и самолет-разведчик Г-6 П. Г. Головина .

"Улучив минуту, Евгений Константинович (Федоров , астроном, магнитолог. - М. В.) присел под крылом в компании провожающих. Заговорили, как часто бывает в таких случаях, о серьезном и пустяках, просто и буднично.

- Все будет в порядке! Обживем полюс! - сказал на прощанье Федоров с твердой, успокаивающей интонацией в голосе.

Я обнял его - свидимся ли? Помял Папанина. Напоследок еще раз напомнил Федорову (они близки - друзья с детства. - М. В.):

- Женя, больше снимай! Радируй каждый день. Не забывай: ты - специальный корреспондент "Комсомольской правды"".

12 часов 30 минут. Старт. Как известно, путь к полюсу оказался непростым, и только 21 мая в 11 часов 35 минут первый самолет, пилотируемый М. В. Водопьяновым, сел на подходящую льдину вблизи полюса.

Ссылки:

  • РЯБЧИКОВ Е.И. РАБОТА В "КОМСОМОЛЬСКОЙ ПРАВДЕ" 1934-1936
  •  

     

    Оставить комментарий:
    Представьтесь:             E-mail:  
    Ваш комментарий:
    Защита от спама - введите день недели (1-7):

    Рейтинг@Mail.ru

     

     

     

     

     

     

     

     

    Информационная поддержка: ООО «Лайт Телеком»