Илья Павлович Мазурук (7 [20] июля 1906 — 2 января 1989) —
советский полярный лётчик, Герой Советского Союза (медаль «Золотая Звезда»
№ 39), генерал-майор авиации.
Илья Мазурук родился 7 июля (20 июля по новому стилю) 1906 года в городе
Брест-Литовск в простой рабочей белорусской семье.
Работал сварщиком. После окончания семилетней школы работал в Орловском
горкоме партии. В 1920-е годы жил в Липецке, работал помощником машиниста
Липецкой электростанции, был секретарём комсомольской организации,
заведующим агитпропом Липецкого, а затем Елецкого уездных комитетов
комсомола. По комсомольской путёвке был направлен в военную авиацию. В 1925
году вступил в ВКП(б)/КПСС.
В 1928 году И. Мазурук окончил
Ленинградскую военно-техническую школу ВВС, а в 1930 году —
Борисоглебскую школу лётчиков,
затем служил в строевых частях ВВС. Участвовал в военных операциях
советской власти против басмачей в Средней Азии, как бортмеханик
«Добролёта» ПП ОГПУ, получил от ОГПУ пистолет системы «Маузер» с
дарственной надписью «За успешную борьбу с контрреволюцией». Здесь он
служил в экипаже легендарного героя Гражданской войны
В. Ф. Каминского.
В 1930—1938 годах он был пилотом «Добролёта», Гражданского воздушного флота
(ГВФ), проходил тренировку в
3-й объединённой школе ГВФ (совр.
назв. Балашовское ВВАУЛ), работал на авиалиниях Одесса-Батум, Ташкент и
Алма-Ата, с 1932 года — на Дальнем Востоке, во Всесоюзном объединении
воздушных сообщений «Трансавиация» — Дальневосточном управлении ГВФ
(гидропорт в Хабаровске), одним из первых освоил дальневосточные воздушные
трассы, в том числе на Сахалин (начальник эстафеты) и Камчатку, с 1935 года
— командир 13-го гидроотряда Дальневосточного управления ГВФ в
Хабаровске.
На самолёте В-3 (Junkers W 33) бортовой СССР Л21 совершил первый рейс
Хабаровск — Иман (Дальнереченск) — Вторая Речка (Владивосток) 27 августа
1932 года. Эта дата считается днём рождения гражданской авиации Приморского
края.
Участник строительства
Комсомольска-на-Амуре. Именно на гидросамолёте S.55 И. П. Мазурук
доставил в село Пермское комиссию, окончательно выбравшую место для
строительства Комсомольска-на-Амуре. Уточняется, что правительственная
комиссия под руководством первого зам. наркома по военным и морским делам
СССР и зам. председателя Реввоенсовета СССР Я. Б. Гамарника, а также
представителя Наркомата тяжёлой промышленности — инспектора ВМС РККА Р. А.
Муклевича прибыла в село Пермское на В-3 (Junkers W 33) с бортовым номером
СССР Л21 в январе 1932 года, где подписала «правительственный акт о
постройке в с. Пермское большого промышленного комплекса». И. П. Мазурук
привозил в феврале 1932 года и первую партию геологов на самолёте ЮГ-1
(JuG-1) с бортовым номером СССР-145. А воздушная гидролиния Хабаровск —
Комсомольск-на-Амуре открыта 20 февраля 1934 года.
В мае 1935 года за 45 часов совершил перелёт Москва-Сахалин. В честь
10-летия Сахалина «За долголетнюю работу по обслуживанию Сахалинской линии»
Указом ЦИК СССР 16 мая 1935 года награждён орденом Красная Звезда.
Вот что говорил сам И. П. Мазурук будущим лётчикам:
...Моё завещание каждому молодому пилоту: кончил школу - лети на Дальний
Восток. Это настоящий университет
В 1936 году прошёл курсы Высшей лётной подготовки при 1-й (Батайской)
Краснознамённой объединённой авиационной школы ГВФ имени П. И. Баранова
(ныне на этой базе Краснодарское ВВАУЛ).
С 1936 года работал в полярной авиации Главсевморпути.
В 1937 году в качестве командира самолёта ТБ-3 И. П. Мазурук участвовал в
высадке первой дрейфующей научной станции «Северный полюс-1». За мужество и
героизм, проявленные при выполнении этого задания, ему 27 июня 1937 года
было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена
Ленина.
В 1938—1941 годах И. П. Мазурук занимал пост начальника управления полярной
авиации
Главсевморпути. В 1939 году он
окончил курсы усовершенствования командного состава при Военно-воздушной
академии РККА имени Н. Е. Жуковского.
Во время советско-финской войны
1939—1940 годов И. П. Мазурук в должности командира бомбардировщика
ТБ-3 выполнил несколько боевых вылетов. Он
принял участие в Великой Отечественной войне:
С июля 1941 года — командир авиационной группы ВВС Северного флота;
С 1942 года — начальник Красноярской воздушной трассы;
С 1943 года — командир 1-й перегоночной авиационной дивизии, руководил
перегоночной трассой Алсиб, проходящей из Аляски в СССР (Красноярск), для
поставок по ленд-лизу американских самолётов.
В 1947—1953 годах И. П. Мазурук работал заместителем начальника
Научно-испытательного института ГВФ, затем трудился в Главсевморпути,
совершил 254 полёта на дрейфующие станции. В 1950 году был участником
воздушной высокоширотной экспедиции «Север-5». В 1955—1956 годах он
возглавлял лётный отряд
первой советской морской экспедиции в
Антарктиду. В январе 1956 года И. П. Мазурук первым осуществил посадку
самолёта Ан-2 на вершину айсберга в Антарктиде.
И. П. Мазурук жил в Москве, умер 2 января 1989 года и похоронен на
Троекуровском кладбище Москвы.
Награды
Генерал-майор авиации (1946).
Награждён:
двумя орденами Ленина;
тремя орденами Красного Знамени;
тремя орденами Отечественной войны 1-й степени;
двумя орденами Трудового Красного Знамени;
тремя орденами Красной Звезды;
советскими медалями;
иностранными наградами.