Оглавление

Форум

Библиотека

 

 

 

 

 

Павлов Иван Петрович (1849-1936)

Из Википедии

Иван Петрович Павлов (14 (26) сентября 1849, Рязань - 27 февраля 1936, Ленинград) - один из авторитетнейших учёных России, физиолог, психолог, создатель науки о высшей нервной деятельности и представлений о процессах регуляции пищеварения; основатель крупнейшей российской физиологической школы; лауреат Нобелевской премии в области медицины и физиологии 1904 года "за работу по физиологии пищеварения".
Иван Петрович родился 14 (26) сентября 1849 года в городе Рязани. Предки Павлова по отцовской и материнской линиям были служителями церкви. Отец Пётр Дмитриевич Павлов (1823-1899), мать - Варвара Ивановна (урождённая Успенская) (1826-1890).
Окончив в 1864 рязанское духовное училище, Павлов поступает в рязанскую духовную семинарию, о которой впоследствии вспоминал с большой теплотой. На последнем курсе семинарии он прочитал небольшую книгу "Рефлексы головного мозга" профессора И. М. Сеченова, которая перевернула всю его жизнь. В 1870 поступил на юридический факультет (семинаристы были ограничены в выборе университетских специальностей), но через 17 дней после поступления перешёл на естественное отделение физико-математического факультета Петербургского университета (специализировался по физиологии животных у И. Ф. Циона и Ф. В. Овсянникова). Павлов, как последователь Сеченова, много занимался нервной регуляцией. Сеченову из-за интриг пришлось переехать из Петербурга в Одессу, где он некоторое время работал в университете. Его кафедру в Медико-хирургической академии занял Илья Фаддеевич Цион, и Павлов перенял у Циона виртуозную оперативную технику. Павлов более 10 лет посвятил тому, чтобы получить фистулу (отверстие) желудочно-кишечного тракта. Сделать такую операцию было чрезвычайно трудно, так как изливавшийся из кишечника сок переваривал кишечник и брюшную стенку. И. П. Павлов так сшивал кожу и слизистую, вставлял металлические трубки и закрывал их пробками, что никаких эрозий не было, и он мог получать чистый пищеварительный сок на протяжении всего желудочно-кишечного тракта - от слюнной железы до толстого кишечника, что и было сделано им на сотнях экспериментальных животных. Проводил опыты с мнимым кормлением (перерезание пищевода так, чтобы пища не попадала в желудок), таким образом сделав ряд открытий в области рефлексов выделения желудочного сока. За 10 лет Павлов, по существу, заново создал современную физиологию пищеварения. В 1903 году 54-летний Павлов сделал доклад на XIV Международном медицинском конгрессе в Мадриде. И в следующем, 1904 году, Нобелевская премия за исследование функций главных пищеварительных желез была вручена И. П. Павлову, - он стал первым российским Нобелевским лауреатом.
В Мадридском докладе, сделанном на русском языке, И. П. Павлов впервые сформулировал принципы физиологии высшей нервной деятельности, которой он и посвятил последующие 35 лет своей жизни. Такие понятия как подкрепление (reinforcement), безусловный и условный рефлексы (не совсем удачно переведённые на английский язык как unconditioned and conditioned reflexes, вместо conditional) стали основными понятиями науки о поведении, см. также classical conditioning (англ.).
В 1919-1920 годах, в период разрухи, Павлов, терпя нищету, отсутствие финансирования научных исследований, отказался от приглашения Шведской Академии наук переехать в Швецию, где ему обещали создать самые благоприятные условия для жизни и научных исследований, причём в окрестностях Стокгольма планировалось построить по желанию Павлова такой институт, какой он захочет. Павлов ответил, что из России он никуда не уедет. Затем последовало соответствующее постановление Советского правительства, и Павлову построили великолепный институт в Колтушах, под Ленинградом, где он и проработал до 1936 года.
Воспитал целую плеяду выдающихся учёных: Б. П. Бабкин, А. И. Смирнов, В. Н. Болдырев, Л.А. Орбели, И.О. Нарбутович и др.
После смерти Павлов был превращён в символ советской науки. Под лозунгом "защиты павловского наследия" была проведена в 1950 г. так называемая "Павловская сессия" АН и АМН СССР (организаторы - К. М. Быков, А. Г. Иванов-Смоленский), где подверглись гонениям ведущие физиологи страны.
Такая политика, однако, находилась в резком противоречии с собственными взглядами Павлова (см., например, приведенные ниже его цитаты).
   Этапы жизни
В 1875 Павлов поступает на 3-й курс Медико-хирургической академии (ныне Военно-медицинская академия), одновременно (1876-1878) работает в физиологической лаборатории К. Н. Устимовича; по окончании ВМА (1879) был оставлен заведующим физиологической лабораторией при клинике С. П. Боткина.
* 1883 - Павлов защитил докторскую диссертацию "О центробежных нервах сердца". 
* 1884-1886 - был командирован для совершенствования знаний за границу в Бреслау и Лейпциг, где работал в лабораториях у Р. Гейденгайна и К. Людвига. 
* 1890 - избран профессором и заведующим кафедрой фармакологии ВМА, а в 1896 - заведующим кафедрой физиологии, которой руководил до 1924. Одновременно (с 1890) Павлов - заведующий физиологической лабораторией при организованном тогда институте экспериментальной медицины. 
* 1901 - Павлов был избран членом-корреспондентом, а в 1907 действительным членом Петербургской Академии наук. 
* 1904 - Павлову присуждается Нобелевская премия за многолетние исследования механизмов пищеварения. 
* 1925 - до конца жизни Павлов руководил Институтом физиологии АН СССР
* 1936 - 27 февраля Павлов умирает от пневмонии. Похоронен на "Литераторских мостках" Волкова кладбища в Санкт-Петербурге. 
   Общественная позиция
Цитаты:
* "Мы жили и живём под неослабевающим режимом террора и насилия <...>. Я всего более вижу сходства нашей жизни с жизнью древних азиатских деспотий <...>. Пощадите же родину и нас."[1] 
* "Мы живём в обществе, где государство - всё, а человек - ничто, а такое общество не имеет будущего, несмотря ни на какие Волховстрои и Днепрогэсы."  (Из выступления И. П. Павлова в 1-ом Медицинском институте в Ленинграде по случаю 100-летия со дня рождения И. М. Сеченова, цит. по книге В. И. Артамонова[2]) 
  * Из книги Э. А. Асратяна "Иван Петрович Павлов"[3]: 
Я помню высказывание Ивана Петровича о существовании Бога, сделанное им в узком кругу сотрудников зимой 1932 г. Он говорил: "Когда я был молодым, меня мучил один вопрос - существует ли Бог или не существует? Долго думал на эту тему, в конце концов пришёл к выводу, что Бога не существует. Я рассуждал таким образом. Допустим что Бог существует и что он является творцом вселенной. А кто же тогда является творцом Бога?" Несколько раз я слышал павловские слова: "Естествоиспытатель не может не быть атеистом, естествознание и религия несовместимы."
Но Иван Петрович относился весьма отрицательно к грубой антирелигиозной пропаганде и политике. Не один раз в моём присутствии он возмущался некоторыми мероприятиями тех или иных организаций в этом направлении. Свою позицию в этом вопросе он однажды аргументировал примерно так: "На свете ещё очень много тёмных, необразованных людей, которые весьма плохо разбираются в явлениях природы и общественной жизни, которые лишены такой мощной моральной опоры как просвещение, образование. Моральная опора для их жизни - религия, вера в Бога. Из-за нужды, дурного воспитания или по иным причинам, многие становятся на путь мелких и больших преступлений, обманывают, обворовывают, и т. п. Религия способна облегчить их страдания за эти дурные поступки. Я могу сказать по себе. Бывало, своруешь в детстве лишний кусок сахара у матери, и совесть замучает. А идёшь в церковь к священнику исповедоваться - и легче делается на душе. Вот каково значение этой моральной опоры для тёмного человека.
Хочешь отнять у него эту опору, так будь добр, замени её другой - просвещением, вернее, просвещай его, и религия, как опора, исчезнет сама собой. Необходимости в религии не будет лишь в будущем, когда все члены общества станут просвещёнными людьми. Да ещё вопрос: все ли члены такого общества обойдутся без религии? Может быть ограниченное число лиц со слабой нервной системой даже и тогда будет нуждаться в религии."
Для характеристики отношения Павлова к религии весьма важное значение имеет один эпизод. За несколько месяцев до своей смерти Иван Петрович в узком кругу рассказал о том, что получил письменную просьбу от английской прогрессивной ассоциации (то ли естествоиспытателей, то ли журналистов) дать своё согласие на звание почётного члена организованного ими общества "рационалистов", которое, в числе других целей, ставит перед собой задачу вести борьбу против религии. Иван Петрович, по его словам, поблагодарил за оказанную ему честь и дал своё согласие стать почётным членом организованного ими общества, но при условии, что борьба с религией будет вестись не насильственным путём, а путём распространения просвещения (содержание его ответа я привожу по памяти).
  

* О вивисекции (цит. по книге А. Д. Поповского[4][5][6]): 
Когда я приступаю к опыту, связанному в конце с гибелью животного, я испытываю тяжёлое чувство сожаления, что прерываю ликующую жизнь, что являюсь палачом живого существа. Когда я режу, разрушаю живое животное, я глушу в себе едкий упрёк, что грубой, невежественной рукой ломаю невыразимо художественный механизм. Но переношу это в интересах истины, для пользы людям. А меня, мою вивисекционную деятельность предлагают поставить под чей-то постоянный контроль. Вместе с тем истребление и, конечно, мучение животных только ради удовольствия и удовлетворения множества пустых прихотей остаются без должного внимания.
Тогда в негодовании и с глубоким убеждением я говорю себе и позволяю сказать другим: нет, это - не высокое и благородное чувство жалости к страданиям всего живого и чувствующего; это - одно из плохо замаскированных проявлений вечной вражды и борьбы невежества против науки, тьмы против света!
* "Наука движется толчками в зависимости от успехов, делаемых методикой".[7] 
Примечания
1. ^ Артамонов В. И. Психология от первого лица. 14 бесед с российскими учёными. М.: Академия, 2003, с. 24. 
2. ^ Артамонов В. И. Психология от первого лица. с. 25. 
3. ^ Э. А. Асратян. Иван Петрович Павлов. Жизнь, творчество, современное состояние учения. - М.: Наука, 1981. 
4. ^ "Павлов". А. Д. Поповский. Сборник "Законы жизни". М., "Советский писатель", 1971 
5. ^ Фотоальбом, сайт музея-усадьбы Павлова И. П. 
6. ^ И. П. Павлов, сайт Института физиологии им. И. П. Павлова РАН 
7. ^ Шейнов В. П. Как управлять собой/ В. П. Шейнов. - 2-е изд. - Минск : Харвест, 2008 с. 231 
8. ^ Airfleets.net Информация о регистрации ВС VQ-BEH 
9. ^ Airliners.net Фотографии ВС 
10. ^ Aeroflot.ru Информация о парке ВС а/к Аэрофлот 
  Ссылки

Павлов, Иван Петрович на Викискладе?
* Воспоминания об Иване Петровиче Павлове 
* Статья Т. А. Грековой "Верил ли Павлов в Бога" 
* Гатчинские соратники великого физиолога 
* Павлов И. П. "Рефлекс цели" 
* Лорен Грэхэм Глава V. Физиология и психология: Проблема сохранения значения павловского подхода // Естествознание, философия и науки о человеческом поведении в Советском Союзе 
* Биография И. П. Павлова. 
* Первопроходец из Рязани. Академик Павлов. 
* Профиль Ивана Петровича Павлова на официальном сайте РАН 
* Павлов Иван Петрович. Большая энциклопедия русского народа. 

ПЕРВОПРОХОДЕЦ ИЗ РЯЗАНИ. Академик Павлов. 
Шло одно столетие за другим... Счет перевалил за тысячу, две тысячи лет с тех пор, как жил Гиппократ, а его классификация оставалась неизменной и использовалась в повседневной работе всеми врачами. Затем в конце XIX и начале XX века наступила эра психологических исследований. Эдакий психологический бум. Работы современных ученых вытеснили со страниц научных изданий воззрения древнегреческих мыслителей и их последователей. Лишь в анналах истории и в художественной литературе еще можно было встретить упоминания о сангвиниках и холериках, флегматиках и меланхоликах. Вновь заговорили о гиппократовских темпераментах после исследований, проведенных в России великим русским физиологом академиком, лауреатом Нобелевской премии Иваном Петровичем Павловым (1849-1936).
Сын рязанского священника, И. Павлов окончил духовное училище и поступил в семинарию. Отец мечтал о том, как сын окончит духовную академию и станет 
не просто священником "из семинаристов", а богослужителем высшего ранга - "из академиков". И. Павлов стал академиком, но в совершенно иной отрасли, весьма и весьма далекой от религии, даже противоположной ей. Он бросил учебу в семинарии и поступил в Петербургский университет. Блестяще закончив его, получив золотую медаль за научные студенческие работы, он вновь приступает к учебе, теперь уже в Медико-хирургической академии. Бородатый студент и здесь поразил профессоров своими исследованиями. Признание его заслуг - вторая золотая медаль за студенческие научные изыскания на поприще медицины.
Научные интересы И. Павлова охватывают многие разделы физиологии. Общеизвестны его работы по изучению деятельности сердца и кровеносных сосудов. За цикл работ по физиологии пищеварительного тракта И. Павлов в 1904 году получил Нобелевскую премию. Им предложены уникальные операции на пищеварительном тракте, позволяющие изучать в эксперименте деятельность слюнных желез, желудка, поджелудочной железы. Его с полным правом можно назвать отцом экспериментальной хирургии.
Высшего расцвета творчество великого ученого достигло в период изучения им физиологии центральной нервной системы. Экспериментируя на животных, И. Павлов не мог не прийти в клинику. "Клиника - это эксперимент, поставленный самой жизнью", - говорит он. Психиатрическая клиника в плане нейрофизиологического изучения в тот период времени пред-ставляла научную целину, вспахать которую еще предстояло. И первым "пахарем" ее стал наш соотечественник И. Павлов.
Изучая процессы возбуждения и торможения в коре головного мозга, их длительность, сменяемость и силу, И. Павлов смог выделить четыре типа высшей нервной деятельности.
Сильный-уравновешенный-медленный тип - с преобладанием процессов торможения в коре головного мозга, малой подвижностью в смене возбуждения и торможения. Как правило, это спокойные, настойчивые, трудолюбивые, ровные, несколько медлительные люди. Не правда ли, похоже на флегматика? Типичный пример - герой романа И. Тургенева "Накануне" Увар Иванович Стахов, "...отставной корнет лет шестидесяти, человек тучный, до неподвижности, с сонливыми желтыми глазками и бесцветными толстыми губами на желтом пухлом лице. Он с самой отставки постоянно жил в Москве процентами с небольшого капитала, оставленного ему женой из купчих. Он ничего не делал и навряд ли думал, а если и думал, так берег свои думы про себя... Увар Иванович носил просторный сюртук табачного цвета и белый платок на шее, ел часто и много, и только в затруднительных случаях, то есть всякий раз, когда ему приходилось выразить какое-нибудь мнение, судорожно двигал пальцами правой руки по воздуху, сперва от большого пальца к мизин-цу, потом от мизинца к большому пальцу, с трудом приговаривая: "Надо бы... как-нибудь, того..."
Сильный-уравновешенный-подвижный тип, у которого в равной мере выражены процессы возбуждения и торможения, они быстро и легко сменяют друг друга. Такие люди подвижны, веселы, общительны, достаточно целеустремленны и настойчивы, гибки. Этот тип высшей нервной деятельности соответствует гиппократовскому сангвинику. Можно напомнить читателю Шубина из того же произведения И. Тургенева, Стиву Облонского из "Анны Карениной" Л. Толстого.
Сильный-неуравновешенный тип, с преобладанием процессов возбуждения в коре головного мозга. Это холерики, несдержанные, пылкие, себялюбивые, крикуны и драчуны, по малейшему поводу они "выдают" эмоциональную вспышку. Вспомните старого князя Болконского из романа Л. Толстого "Война и мир": "Сам он постоянно был занят то писанием своих мемуаров, то выкладками из высшей математики, то точением табакерок на станке, то работой в саду и наблюдением над постройками, которые не прекращались в его имении. Так как главное условие для деятельности есть порядок, то и порядок в его образе жизни был доведен до последней степени точности. Его выходы к столу совершались при одних и тех же неизменных условиях, и не только в один и тот же час, но и минуту. С людьми, окружавшими его, от дочери до слуг, князь был резок и неизменно требователен, и потому, не быв жестоким, он возбуждал к себе страх и почтительность, каких не легко мог бы добиться самый жестокий человек". Будучи резким, вспыльчивым, даже грубым в общении с окружающими, старый князь - типичный холерик - неизменно вызывает симпатии у читателей. 
Следует заметить, что симпатичный холерик - это, как правило, при высоком интеллекте. В противном случае холерик вызывает раздражение и неприязнь у окружающих.
Слабый тип, у которого и возбудительный, и тормозной процессы слабые, подвижность и смена их незначительны. Нерешительные, вечно сомневающиеся люди, тревожные и боязливые. Ясно, что это меланхолики. Достаточно выраженным меланхоликом был, например, Берсеньев из романа И. Тургенева "Накануне".
И. Павлов считал, что золотую середину составляют "флегматический и сангвинический темпераменты, уравновешенные, а потому здоровые, устойчивые и истинно жизненные нервные типы... Флегматик - всегда спокойный, всегда ровный, настойчивый и упорный труженик жизни. Сангвиник - горячий, очень продуктивный деятель, но лишь тогда, когда у него много дела интересного, то есть постоянное возбуждение. Когда же такого дела нет, он становится скучливым и вялым...".
Таким образом, исследования И. Павлова подвели научный нейрофизиологический фундамент к учению Гиппократа о темпераментах.
Явно флегматический темперамент был у И. Крылова, М. Кутузова. А. Суворов, напротив, имел холерический темперамент. Он отличался необыкновенной живостью эмоций, быстротой движений, жаждой деятельности. Холерический темперамент был у Петра I, что подтверждается не только историческими материалами, но и ярко написанным портретом в поэме А. Пушкина "Полтава":
...Его глаза
Сияют. Лик его ужасен. Движенья быстры. Он прекрасен, Он весь, как божия гроза.
Кстати, и сам автор поэмы тоже отличался холерическим темпераментом. Великий писатель Н. Гоголь и поэт В. Жуковский обладали меланхолическим темпераментом, а А. Герцен - сангвиническим.
Уместно вспомнить и об учении И. Павлова о двух сигнальных системах, поскольку отсюда идет дорога к еще одной классификации. Общеизвестно, что любые сигналы, поступающие в организм человека и животного из внешнего мира или из внутренних органов, достигают коры больших полушарий мозга. Получив информацию, произведя ее анализ и синтез, кора головного мозга дает ответные сигналы различным органам и системам, которые обеспечивают, в свою очередь, необходимую реакцию организма на изменившиеся условия внешней или внутренней среды. Эта способность живого организма осуществляется согласно учению И. Павлова первой сигнальной системой.
Если вы, читатель, работаете за столом в библиотеке или у себя дома и кто-то шумно врывается в комнату или появляется яркий свет, раздается необычный звук, вы невольно поворачиваете голову в направлении раздражителя. Срабатывает рефлекс, который И. Павлов назвал "рефлекс - что такое?". Ваша реакция совершенно бессознательно сработала на уровне первой сигнальной системы.
В отличие от животных человек с человеком общается при помощи языка, речи. Слова для человека становятся специфическим сигналом, заменяющим предметы и явления, которые они обозначают. Так, при слове "стол" мы легко можем представить себе этот предмет, а при фразе "стол, уставленный яствами", у нас выделяется слюна и желудочный сок. Таким образом, слово вызывает в нашем представлении предметы и явления, вслед за чем возникают все те ощу-щения, которые бывают при непосредственном соприкосновении с этими предметами. Слово полностью заменяет предмет или явление, становится "сигналом сигналов". Специфическую только для человека физиологическую основу высшей нервной деятельности И. Павлов назвал второй сигнальной системой.
Между первой и второй сигнальными системами существует взаимодействие: вторая сигнальная система, как более совершенная и сугубо человеческая, контролирует работу первой. Они могут быть развиты неодинаково у разных людей. Этот признак И. Павлов и положил в основу еще одной классификации людей.
Люди с преобладанием первой сигнальной системы отнесены им к художественному типу, а с преобладанием второй - к мыслительному. Лица с художественным типом воспринимают окружающий мир непосредственно, остро, эмоционально, без детального его анализа. Они чувственны, склонны к чтению и сочинению стихов (не только в юношеском возрасте), музицированию, рисованию, игре на сцене, любят фантазировать и очень легко вживаются в образ. Мыслительный тип отличается сдержанностью эмоций, склонностью к абстрактному, отвлеченному мышлению, детальному, скрупулезному анализу окружающей действительности. Такие люди склонны к точным наукам, философии.
Художественный тип нервной системы был у Л. Толстого, , И.-В. Гёте. Типичным представителем мыслительного типа может рассматриваться сам автор классификации И. Павлов.
Чаще же встречаются люди со средним типом нервной системы. Обе сигнальные системы развиты у них одинаково. Им в равной степени свойственны и образное восприятие окружающей действительности, и детальный анализ ее.

См. Шноль С.Э. об И.П. Павлове

Ссылки:
1. Райт (Ковалёва) Рита Яковлевна (ур. Раиса Яковлевна Черномордик, 1898—1988)
2. XII съезд Общества русских естествоиспытателей и врачей
3. Мечников Илья Ильич (1845-1916)
4. Рожанский Н.А.: окончание Университета и работа у И.П. Павлова
5. Анохин Петр Кузьмич (1898-1974)
6. Рожанский Н.А.: детство и учеба
7. Общество биологов-марксистов - провозвестник лысенкоизма
8. "Высокая страсть" настоящих поэтов и Мандельштама
9. Орбели Леон (Левон) Абгарович (1882-1958)
10. Павлов Алексей Петрович (1854-1929)
11. Семенову присуждают Нобелевскую премию
12. Неменов получил средства на закупку книг и приборов за границей
13. НОБЕЛЕВСКАЯ ПРЕМИЯ И.Е. ТАММА 1958 г
14. Евгений Фейнберг. Веруете? Воля ваша
15. Мотовилова С.Н. об советской интеллигенции
16. Павлов Владимир Иванович (1884-1954)

 

 

Оставить комментарий:
Представьтесь:             E-mail:  
Ваш комментарий:
Защита от спама - введите день недели (1-7):

Рейтинг@Mail.ru

 

 

 

 

 

 

 

 

Информационная поддержка: ООО «Лайт Телеком»