Иван Петрович Павлов (14 (26) сентября 1849, Рязань - 27
февраля 1936, Ленинград) - один из авторитетнейших учёных России, физиолог,
психолог, создатель науки о высшей нервной деятельности и представлений о
процессах регуляции пищеварения; основатель крупнейшей российской
физиологической школы; лауреат
Нобелевской премии в области медицины и
физиологии 1904 года "за работу по физиологии пищеварения".
Иван Петрович родился 14 (26) сентября 1849 года в городе Рязани. Предки
Павлова по отцовской и материнской линиям были служителями церкви. Отец
Пётр Дмитриевич Павлов (1823-1899), мать - Варвара Ивановна (урождённая
Успенская) (1826-1890).
Окончив в 1864 рязанское духовное училище, Павлов поступает в рязанскую
духовную семинарию, о которой впоследствии вспоминал с большой теплотой. На
последнем курсе семинарии он прочитал небольшую книгу "Рефлексы головного
мозга" профессора
И. М. Сеченова, которая перевернула всю
его жизнь. В 1870 поступил на юридический факультет (семинаристы были
ограничены в выборе университетских специальностей), но через 17 дней после
поступления перешёл на естественное отделение физико-математического
факультета
Петербургского университета
(специализировался по физиологии животных у И. Ф. Циона и Ф. В.
Овсянникова). Павлов, как последователь Сеченова, много занимался нервной
регуляцией. Сеченову из-за интриг пришлось переехать из Петербурга в
Одессу, где он некоторое время работал в университете. Его кафедру в
Медико-хирургической академии занял
Илья Фаддеевич Цион, и Павлов перенял у
Циона виртуозную оперативную технику. Павлов более 10 лет посвятил тому,
чтобы получить фистулу (отверстие) желудочно-кишечного тракта. Сделать
такую операцию было чрезвычайно трудно, так как изливавшийся из кишечника
сок переваривал кишечник и брюшную стенку. И. П. Павлов так сшивал кожу и
слизистую, вставлял металлические трубки и закрывал их пробками, что
никаких эрозий не было, и он мог получать чистый пищеварительный сок на
протяжении всего желудочно-кишечного тракта - от слюнной железы до толстого
кишечника, что и было сделано им на сотнях экспериментальных животных.
Проводил опыты с мнимым кормлением (перерезание пищевода так, чтобы пища не
попадала в желудок), таким образом сделав ряд открытий в области рефлексов
выделения желудочного сока. За 10 лет Павлов, по существу, заново создал
современную физиологию пищеварения. В 1903 году 54-летний Павлов сделал
доклад на XIV Международном медицинском конгрессе в Мадриде. И в следующем,
1904 году, Нобелевская премия за исследование функций главных
пищеварительных желез была вручена И. П. Павлову, - он стал первым
российским Нобелевским лауреатом.
В Мадридском докладе, сделанном на русском языке, И. П. Павлов впервые
сформулировал принципы физиологии высшей нервной деятельности, которой он и
посвятил последующие 35 лет своей жизни. Такие понятия как подкрепление
(reinforcement), безусловный и условный рефлексы (не совсем удачно
переведённые на английский язык как unconditioned and conditioned reflexes,
вместо conditional) стали основными понятиями науки о поведении, см. также
classical conditioning (англ.).
В 1919-1920 годах, в период разрухи, Павлов, терпя нищету, отсутствие
финансирования научных исследований, отказался от приглашения Шведской
Академии наук переехать в Швецию, где ему обещали создать самые
благоприятные условия для жизни и научных исследований, причём в
окрестностях Стокгольма планировалось построить по желанию Павлова такой
институт, какой он захочет. Павлов ответил, что из России он никуда не
уедет. Затем последовало соответствующее постановление Советского
правительства, и Павлову построили великолепный
институт в Колтушах, под Ленинградом,
где он и проработал до 1936 года.
Воспитал целую плеяду выдающихся учёных: Б. П. Бабкин, А. И. Смирнов, В. Н.
Болдырев, Л.А. Орбели, И.О. Нарбутович и др.
После смерти Павлов был превращён в символ советской науки. Под лозунгом
"защиты павловского наследия" была проведена в 1950 г. так называемая
"Павловская сессия" АН и АМН СССР
(организаторы - К. М. Быков,
А. Г. Иванов-Смоленский), где
подверглись гонениям ведущие физиологи страны.
Такая политика, однако, находилась в резком противоречии с собственными
взглядами Павлова (см., например, приведенные ниже его цитаты).
Этапы жизни
В 1875 Павлов поступает на 3-й курс Медико-хирургической академии (ныне
Военно-медицинская академия),
одновременно (1876-1878) работает в физиологической лаборатории К. Н.
Устимовича; по окончании ВМА (1879) был оставлен заведующим физиологической
лабораторией при клинике С. П. Боткина.
* 1883 - Павлов защитил докторскую диссертацию "О центробежных нервах
сердца".
* 1884-1886 - был командирован для совершенствования знаний за границу в
Бреслау и Лейпциг, где работал в лабораториях у Р. Гейденгайна и К.
Людвига.
* 1890 - избран профессором и заведующим кафедрой фармакологии ВМА, а в
1896 - заведующим кафедрой физиологии, которой руководил до 1924.
Одновременно (с 1890) Павлов - заведующий физиологической лабораторией при
организованном тогда институте экспериментальной медицины.
* 1901 - Павлов был избран членом-корреспондентом, а в 1907 действительным
членом Петербургской Академии наук.
* 1904 - Павлову присуждается Нобелевская премия за многолетние
исследования механизмов пищеварения.
* 1925 - до конца жизни Павлов руководил
Институтом физиологии АН СССР.
* 1936 - 27 февраля Павлов умирает от пневмонии. Похоронен на
"Литераторских мостках" Волкова кладбища в Санкт-Петербурге.
Общественная позиция
Цитаты:
* "Мы жили и живём под неослабевающим режимом террора и насилия <...>. Я
всего более вижу сходства нашей жизни с жизнью древних азиатских деспотий
<...>. Пощадите же родину и нас."[1]
* "Мы живём в обществе, где государство - всё, а человек - ничто, а такое
общество не имеет будущего, несмотря ни на какие Волховстрои и
Днепрогэсы."
(Из выступления И. П. Павлова в 1-ом Медицинском институте в Ленинграде по
случаю 100-летия со дня рождения И. М. Сеченова, цит. по книге В. И.
Артамонова[2])
* Из книги Э. А. Асратяна "Иван Петрович Павлов"[3]:
Я помню высказывание Ивана Петровича о существовании Бога, сделанное им в
узком кругу сотрудников зимой 1932 г. Он говорил: "Когда я был молодым,
меня мучил один вопрос - существует ли Бог или не существует? Долго думал
на эту тему, в конце концов пришёл к выводу, что Бога не существует. Я
рассуждал таким образом. Допустим что Бог существует и что он является
творцом вселенной. А кто же тогда является творцом Бога?" Несколько раз я
слышал павловские слова: "Естествоиспытатель не может не быть атеистом,
естествознание и религия несовместимы."
Но Иван Петрович относился весьма отрицательно к грубой антирелигиозной
пропаганде и политике. Не один раз в моём присутствии он возмущался
некоторыми мероприятиями тех или иных организаций в этом направлении. Свою
позицию в этом вопросе он однажды аргументировал примерно так: "На свете
ещё очень много тёмных, необразованных людей, которые весьма плохо
разбираются в явлениях природы и общественной жизни, которые лишены такой
мощной моральной опоры как просвещение, образование. Моральная опора для их
жизни - религия, вера в Бога. Из-за нужды, дурного воспитания или по иным
причинам, многие становятся на путь мелких и больших преступлений,
обманывают, обворовывают, и т. п. Религия способна облегчить их страдания
за эти дурные поступки. Я могу сказать по себе. Бывало, своруешь в детстве
лишний кусок сахара у матери, и совесть замучает. А идёшь в церковь к
священнику исповедоваться - и легче делается на душе. Вот каково значение
этой моральной опоры для тёмного человека.
Хочешь отнять у него эту опору, так будь добр, замени её другой -
просвещением, вернее, просвещай его, и религия, как опора, исчезнет сама
собой. Необходимости в религии не будет лишь в будущем, когда все члены
общества станут просвещёнными людьми. Да ещё вопрос: все ли члены такого
общества обойдутся без религии? Может быть ограниченное число лиц со слабой
нервной системой даже и тогда будет нуждаться в религии."
Для характеристики отношения Павлова к религии весьма важное значение имеет
один эпизод. За несколько месяцев до своей смерти Иван Петрович в узком
кругу рассказал о том, что получил письменную просьбу от английской
прогрессивной ассоциации (то ли естествоиспытателей, то ли журналистов)
дать своё согласие на звание почётного члена организованного ими общества
"рационалистов", которое, в числе других целей, ставит перед собой задачу
вести борьбу против религии. Иван Петрович, по его словам, поблагодарил за
оказанную ему честь и дал своё согласие стать почётным членом
организованного ими общества, но при условии, что борьба с религией будет
вестись не насильственным путём, а путём распространения просвещения
(содержание его ответа я привожу по памяти).
* О вивисекции (цит. по книге А. Д.
Поповского[4][5][6]):
Когда я приступаю к опыту, связанному в конце с гибелью животного, я
испытываю тяжёлое чувство сожаления, что прерываю ликующую жизнь, что
являюсь палачом живого существа. Когда я режу, разрушаю живое животное, я
глушу в себе едкий упрёк, что грубой, невежественной рукой ломаю невыразимо
художественный механизм. Но переношу это в интересах истины, для пользы
людям. А меня, мою вивисекционную деятельность предлагают поставить под
чей-то постоянный контроль. Вместе с тем истребление и, конечно, мучение
животных только ради удовольствия и удовлетворения множества пустых
прихотей остаются без должного внимания.
Тогда в негодовании и с глубоким убеждением я говорю себе и позволяю
сказать другим: нет, это - не высокое и благородное чувство жалости к
страданиям всего живого и чувствующего; это - одно из плохо замаскированных
проявлений вечной вражды и борьбы невежества против науки, тьмы против
света!
* "Наука движется толчками в зависимости от успехов, делаемых
методикой".[7]
Примечания
1. ^ Артамонов В. И. Психология от первого лица. 14 бесед с российскими
учёными. М.: Академия, 2003, с. 24.
2. ^ Артамонов В. И. Психология от первого лица. с. 25.
3. ^ Э. А. Асратян. Иван Петрович Павлов. Жизнь, творчество, современное
состояние учения. - М.: Наука, 1981.
4. ^ "Павлов". А. Д. Поповский. Сборник "Законы жизни". М., "Советский
писатель", 1971
5. ^ Фотоальбом, сайт музея-усадьбы Павлова И. П.
6. ^ И. П. Павлов, сайт Института физиологии им. И. П. Павлова
РАН
7. ^ Шейнов В. П. Как управлять собой/ В. П. Шейнов. - 2-е изд. - Минск :
Харвест, 2008 с. 231
8. ^ Airfleets.net Информация о регистрации ВС VQ-BEH
9. ^ Airliners.net Фотографии ВС
10. ^ Aeroflot.ru Информация о парке ВС а/к Аэрофлот
Ссылки
Павлов, Иван Петрович на Викискладе?
* Воспоминания об Иване Петровиче Павлове
* Статья Т. А. Грековой "Верил ли Павлов в Бога"
* Гатчинские соратники великого физиолога
* Павлов И. П. "Рефлекс цели"
* Лорен Грэхэм Глава V. Физиология и психология: Проблема сохранения
значения павловского подхода // Естествознание, философия и науки о
человеческом поведении в Советском Союзе
* Биография И. П. Павлова.
* Первопроходец из Рязани. Академик Павлов.
* Профиль Ивана Петровича Павлова на официальном сайте РАН
* Павлов Иван Петрович. Большая энциклопедия русского народа.
ПЕРВОПРОХОДЕЦ ИЗ РЯЗАНИ. Академик Павлов.
Шло одно столетие за другим... Счет перевалил за тысячу, две тысячи лет с
тех пор, как жил Гиппократ, а его классификация оставалась неизменной и
использовалась в повседневной работе всеми врачами. Затем в конце XIX и
начале XX века наступила эра психологических исследований. Эдакий
психологический бум. Работы современных ученых вытеснили со страниц научных
изданий воззрения древнегреческих мыслителей и их последователей. Лишь в
анналах истории и в художественной литературе еще можно было встретить
упоминания о сангвиниках и холериках, флегматиках и меланхоликах. Вновь
заговорили о гиппократовских темпераментах после исследований, проведенных
в России великим русским физиологом академиком, лауреатом Нобелевской
премии Иваном Петровичем Павловым (1849-1936).
Сын рязанского священника, И. Павлов окончил духовное училище и поступил в
семинарию. Отец мечтал о том, как сын окончит духовную академию и
станет
не просто священником "из семинаристов", а богослужителем высшего ранга -
"из академиков". И. Павлов стал академиком, но в совершенно иной отрасли,
весьма и весьма далекой от религии, даже противоположной ей. Он бросил
учебу в семинарии и поступил в Петербургский университет. Блестяще закончив
его, получив золотую медаль за научные студенческие работы, он вновь
приступает к учебе, теперь уже в Медико-хирургической академии. Бородатый
студент и здесь поразил профессоров своими исследованиями. Признание его
заслуг - вторая золотая медаль за студенческие научные изыскания на поприще
медицины.
Научные интересы И. Павлова охватывают многие разделы физиологии.
Общеизвестны его работы по изучению деятельности сердца и кровеносных
сосудов. За цикл работ по физиологии пищеварительного тракта И. Павлов в
1904 году получил Нобелевскую премию. Им предложены уникальные операции на
пищеварительном тракте, позволяющие изучать в эксперименте деятельность
слюнных желез, желудка, поджелудочной железы. Его с полным правом можно
назвать отцом экспериментальной хирургии.
Высшего расцвета творчество великого ученого достигло в период изучения им
физиологии центральной нервной системы. Экспериментируя на животных, И.
Павлов не мог не прийти в клинику. "Клиника - это эксперимент, поставленный
самой жизнью", - говорит он. Психиатрическая клиника в плане
нейрофизиологического изучения в тот период времени пред-ставляла научную
целину, вспахать которую еще предстояло. И первым "пахарем" ее стал наш
соотечественник И. Павлов.
Изучая процессы возбуждения и торможения в коре головного мозга, их
длительность, сменяемость и силу, И. Павлов смог выделить четыре типа
высшей нервной деятельности.
Сильный-уравновешенный-медленный тип - с преобладанием процессов торможения
в коре головного мозга, малой подвижностью в смене возбуждения и
торможения. Как правило, это спокойные, настойчивые, трудолюбивые, ровные,
несколько медлительные люди. Не правда ли, похоже на флегматика? Типичный
пример - герой романа И. Тургенева "Накануне" Увар Иванович Стахов,
"...отставной корнет лет шестидесяти, человек тучный, до неподвижности, с
сонливыми желтыми глазками и бесцветными толстыми губами на желтом пухлом
лице. Он с самой отставки постоянно жил в Москве процентами с небольшого
капитала, оставленного ему женой из купчих. Он ничего не делал и навряд ли
думал, а если и думал, так берег свои думы про себя... Увар Иванович носил
просторный сюртук табачного цвета и белый платок на шее, ел часто и много,
и только в затруднительных случаях, то есть всякий раз, когда ему
приходилось выразить какое-нибудь мнение, судорожно двигал пальцами правой
руки по воздуху, сперва от большого пальца к мизин-цу, потом от мизинца к
большому пальцу, с трудом приговаривая: "Надо бы... как-нибудь,
того..."
Сильный-уравновешенный-подвижный тип, у которого в равной мере выражены
процессы возбуждения и торможения, они быстро и легко сменяют друг друга.
Такие люди подвижны, веселы, общительны, достаточно целеустремленны и
настойчивы, гибки. Этот тип высшей нервной деятельности соответствует
гиппократовскому сангвинику. Можно напомнить читателю Шубина из того же
произведения И. Тургенева, Стиву Облонского из "Анны Карениной" Л.
Толстого.
Сильный-неуравновешенный тип, с преобладанием процессов возбуждения в коре
головного мозга. Это холерики, несдержанные, пылкие, себялюбивые, крикуны и
драчуны, по малейшему поводу они "выдают" эмоциональную вспышку. Вспомните
старого князя Болконского из романа Л. Толстого "Война и мир": "Сам он
постоянно был занят то писанием своих мемуаров, то выкладками из высшей
математики, то точением табакерок на станке, то работой в саду и
наблюдением над постройками, которые не прекращались в его имении. Так как
главное условие для деятельности есть порядок, то и порядок в его образе
жизни был доведен до последней степени точности. Его выходы к столу
совершались при одних и тех же неизменных условиях, и не только в один и
тот же час, но и минуту. С людьми, окружавшими его, от дочери до слуг,
князь был резок и неизменно требователен, и потому, не быв жестоким, он
возбуждал к себе страх и почтительность, каких не легко мог бы добиться
самый жестокий человек". Будучи резким, вспыльчивым, даже грубым в общении
с окружающими, старый князь - типичный холерик - неизменно вызывает
симпатии у читателей.
Следует заметить, что симпатичный холерик - это, как правило, при высоком
интеллекте. В противном случае холерик вызывает раздражение и неприязнь у
окружающих.
Слабый тип, у которого и возбудительный, и тормозной процессы слабые,
подвижность и смена их незначительны. Нерешительные, вечно сомневающиеся
люди, тревожные и боязливые. Ясно, что это меланхолики. Достаточно
выраженным меланхоликом был, например, Берсеньев из романа И. Тургенева
"Накануне".
И. Павлов считал, что золотую середину составляют "флегматический и
сангвинический темпераменты, уравновешенные, а потому здоровые, устойчивые
и истинно жизненные нервные типы... Флегматик - всегда спокойный, всегда
ровный, настойчивый и упорный труженик жизни. Сангвиник - горячий, очень
продуктивный деятель, но лишь тогда, когда у него много дела интересного,
то есть постоянное возбуждение. Когда же такого дела нет, он становится
скучливым и вялым...".
Таким образом, исследования И. Павлова подвели научный нейрофизиологический
фундамент к учению Гиппократа о темпераментах.
Явно флегматический темперамент был у И. Крылова, М. Кутузова. А. Суворов,
напротив, имел холерический темперамент. Он отличался необыкновенной
живостью эмоций, быстротой движений, жаждой деятельности. Холерический
темперамент был у Петра I, что подтверждается не только историческими
материалами, но и ярко написанным портретом в поэме А. Пушкина
"Полтава":
...Его глаза
Сияют. Лик его ужасен. Движенья быстры. Он прекрасен, Он весь, как божия
гроза.
Кстати, и сам автор поэмы тоже отличался холерическим темпераментом.
Великий писатель Н. Гоголь и поэт В. Жуковский обладали меланхолическим
темпераментом, а А. Герцен - сангвиническим.
Уместно вспомнить и об учении И. Павлова о двух сигнальных системах,
поскольку отсюда идет дорога к еще одной классификации. Общеизвестно, что
любые сигналы, поступающие в организм человека и животного из внешнего мира
или из внутренних органов, достигают коры больших полушарий мозга. Получив
информацию, произведя ее анализ и синтез, кора головного мозга дает
ответные сигналы различным органам и системам, которые обеспечивают, в свою
очередь, необходимую реакцию организма на изменившиеся условия внешней или
внутренней среды. Эта способность живого организма осуществляется согласно
учению И. Павлова первой сигнальной системой.
Если вы, читатель, работаете за столом в библиотеке или у себя дома и
кто-то шумно врывается в комнату или появляется яркий свет, раздается
необычный звук, вы невольно поворачиваете голову в направлении
раздражителя. Срабатывает рефлекс, который И. Павлов назвал "рефлекс - что
такое?". Ваша реакция совершенно бессознательно сработала на уровне первой
сигнальной системы.
В отличие от животных человек с человеком общается при помощи языка, речи.
Слова для человека становятся специфическим сигналом, заменяющим предметы и
явления, которые они обозначают. Так, при слове "стол" мы легко можем
представить себе этот предмет, а при фразе "стол, уставленный яствами", у
нас выделяется слюна и желудочный сок. Таким образом, слово вызывает в
нашем представлении предметы и явления, вслед за чем возникают все те
ощу-щения, которые бывают при непосредственном соприкосновении с этими
предметами. Слово полностью заменяет предмет или явление, становится
"сигналом сигналов". Специфическую только для человека физиологическую
основу высшей нервной деятельности И. Павлов назвал второй сигнальной
системой.
Между первой и второй сигнальными системами существует взаимодействие:
вторая сигнальная система, как более совершенная и сугубо человеческая,
контролирует работу первой. Они могут быть развиты неодинаково у разных
людей. Этот признак И. Павлов и положил в основу еще одной классификации
людей.
Люди с преобладанием первой сигнальной системы отнесены им к
художественному типу, а с преобладанием второй - к мыслительному. Лица с
художественным типом воспринимают окружающий мир непосредственно, остро,
эмоционально, без детального его анализа. Они чувственны, склонны к чтению
и сочинению стихов (не только в юношеском возрасте), музицированию,
рисованию, игре на сцене, любят фантазировать и очень легко вживаются в
образ. Мыслительный тип отличается сдержанностью эмоций, склонностью к
абстрактному, отвлеченному мышлению, детальному, скрупулезному анализу
окружающей действительности. Такие люди склонны к точным наукам,
философии.
Художественный тип нервной системы был у Л. Толстого, , И.-В. Гёте.
Типичным представителем мыслительного типа может рассматриваться сам автор
классификации И. Павлов.
Чаще же встречаются люди со средним типом нервной системы. Обе сигнальные
системы развиты у них одинаково. Им в равной степени свойственны и образное
восприятие окружающей действительности, и детальный анализ ее.