Иванов-Смоленский, Анатолий Георгиевич (17 мая 1895 — январь 1982, Москва)
— советский психиатр, патофизиолог, доктор медицинских наук, действительный
член Академии медицинских наук СССР, лауреат Сталинской премии второй
степени (1950).
Окончил Военно-медицинскую академию в
Петрограде
(1917).
В 1918—1920 годах служил ординатором и врачом в Центральном красноармейском
госпитале. С 1919 года — старший ассистент созданного Бехтеревым
Патолого-рефлексологического института. Позднее перешёл на позиции И. П.
Павлова, работал в его лаборатории в 1920-е годы.
В 1919—1927 годах работал под руководством В. П. Осипова в психиатрической
клинике Военно-медицинской академии. В 1921 году защитил диссертацию:
«Развитие учения о психастении и опыт
экспериментально-психофизиологического исследования»; с того же времени
работал в лаборатории И. П. Павлова.
В 1924 году основал первую в СССР кафедру физиологии и патологии высшей
нервной деятельности в
Педагогическом институте им. А. И.
Герцена (Ленинград).
В 1931—1945 годах — заведующий психиатрической клиникой при физиологической
лаборатории И. П. Павлова во
Всесоюзном институте экспериментальной
медицины. В период Великой Отечественной войны — консультант в
эвакогоспиталях, в том числе в блокадном Ленинграде.
С 1945 года — заведующий Московским отделением Института эволюционной
физиологии и патологии высшей нервной деятельности им. И. П. Павлова.
С 1952 года — директор Института высшей
нервной деятельности АН СССР (основан в 1950).
В конце 1940-х годов избран академиком АМН СССР. С 1951 — организатор и
главный редактор «Журнала высшей нервной деятельности им. И. П.
Павлова».
В конце жизни занимался исследованием астенического синдрома, развивал
концепцию интоксикации как фактора, содействующего астенизации, а также
сексуальных отклонений (парафилии).
Умер в январе 1982 года. Похоронен на Новокунцевском кладбище.
В молодости интересовался проблемами экспериментального исследования
ассоциаций, сна и гипноза, провёл исследование возможности мысленного
внушения животным. Автор так называемой рефлекторной или речедвигательной
методики исследования психических процессов, которая состоит в изучении
динамики нервных процессов во взаимодействии 1-й и 2-й сигнальных систем в
норме и патологии. В психиатрической литературе используется термин
«синдром Иванова-Смоленского» (описан в 1934): находящийся в кататоническом
ступоре больной может на устно задаваемые ему вопросы отвечать
письменно.
Занимался проблемами детской психологии и психологии развития в контексте
развития сигнальных систем. В конце 1920-х гг. был сторонником педологии. С
1944 года — сотрудник Института школьной гигиены, в котором руководил
исследованиями физиологических функций ребёнка.
Поддержал взгляды Павлова на темперамент; развивая его теорию, предложил
новую классификацию, основанную на соотношении симпатической и
парасимпатической нервных систем.
Согласно исследованиям Иванова-Смоленского, до 1 года у детей преобладают
возбудительные процессы над тормозными из-за незрелости коры, то есть
преобладает действие симпатической НС над парасимпатической НС, отсюда
повышенная моторика. Созревание коры, установление таламо-кортикальных
связей и ассоциативных межполушарных связей осуществляется к 7 годам.
Исследования Иванова-Смоленского детей 8-11 лет позволили установить тип НС
по нейро-вегатативным показателям: частоте дыхания, пульсу, артериальному
давлению, реакции фагоцитоза (иммунного ответа на введение антигенов).
Введение гамма-глобулина увеличивает количество фагоцитов в крови. По
времени реакции (от введения гамма-глобулина до реакции фагоцитоза) дети
были разделены на четыре группы: у сильных безудержных реакция наступала
через 30 минут, у сильных уравновешенных через 4 часа, у сильных инертных
через 12 часов, у слабых через 24 часа слабо выраженная реакция. Дальнейшие
исследования позволили составить типологию по соотношению процессов
торможения и возбуждения:
подвижный тип — положительные (возбудительные) и тормозные временные связи
образуются легко;
инертный тип — как положительные, так и отрицательные связи образуются
медленно;
возбудимый тип — положительные связи образуются легко, а тормозные
медленно;
тормозной тип — положительные связи образуются медленно, а тормозные
легко
Иванов-Смоленский рассматривал «слабый» тип нервной системы (по Павлову)
как отклонение и предлагал методы лечения данного отклонения.
Предложил следующую классификацию стадий развития.
Первоначально условные рефлексы ребенка осуществляются на уровне первой
сигнальной системы, то есть, непосредственный раздражитель вступает в связь
с непосредственными вегетативными и соматическими реакциями. По
терминологии Иванова-Смоленского, это связи типа Н—Н («непосредственный
раздражитель — непосредственная реакция»).
Во второй половине года ребенок начинает реагировать на словесные
раздражители непосредственными вегетативными и соматическими реакциями.
Таким образом, добавляются условные связи типа С—Н («словесный раздражитель
— непосредственная реакция»). К концу первого года жизни (после 8 месяцев)
ребенок начинает подражать речи взрослого так, как это делают приматы, при
помощи отдельных звуков, обозначающих что-либо вовне или какое-либо
собственное состояние. Затем ребенок начинает произносить слова. Сначала
они также не связаны с какими-либо событиями во внешнем мире. При этом в
возрасте от 1,5— 2 лет часто одним словом обозначается не только какой-либо
предмет, но и действия, переживания, связанные с ним. Позже происходит
дифференциация слов, обозначающих предметы, действия, чувства. Таким
образом, прибавляется новый тип связей Н—С («непосредственный раздражитель
— словесная реакция»).
На втором году жизни словарный запас ребенка увеличивается до 200 и более
слов. Он начинает объединять слова в простейшие речевые цепи, а затем
строить предложения. К концу третьего года словарный запас достигает
500—700 слов. Словесные реакции вызываются не только непосредственными
раздражителями, но и словами. Ребенок научается говорить. Таким образом,
возникает новый тип связей С—С (« словесный раздражитель — словесная
реакция»).
Печальную известность Иванов-Смоленский получил как один из организаторов
«павловской сессии» — совместной
сессии АН СССР и АМН СССР, где подверглись жёсткой критике «немарксистские
и буржуазные» взгляды ряда отечественных физиологов, прежде всего Л. А.
Орбели, Л. С. Штерн, П. К. Анохина, Н. А. Бернштейна. В своём выступлении
Иванов-Смоленский обрушился с критикой также на психологию, которую обвинял
в необъективности. Он полагал, что «субъективный метод изучения психических
явлений должен быть заменен объективным исследованием физиологических
процессов, так как объективное изучение психических явлений невозможно» и
призывал к «замене психологии физиологией высшей нервной
деятельности».
После данной сессии был сформирован так называемый «Павловский научный
совет» при АМН СССР, который занялся цензурой научных работ;
Иванов-Смоленский занял должность заместителя председателя данного совета.
Деятельность совета была осуждена на съезде физиологов в 1955 году.
Вместе с тем, по свидетельству ученицы А. Г. Иванова-Смоленского, автора
известной монографии, профессора Веры Константиновны Фаддеевой, в те годы
сотрудницы Института высшей нервной деятельности АН СССР, Анатолий
Георгиевич долгое время сопротивлялся навязываемому ему выступлению с
обличительным докладом на Объединенной сессии АН и АМН СССР. Безусловно,
его собственные научные убеждения во многом отличались от взглядов Л. А.
Орбели, П. К. Анохина и их единомышленников, но до определенного момента он
считал неприемлемым отстаивать свою позицию подобными методами. Когда же
дочь А. Г. Иванова-Смоленского едва не погибла под колесами автомобиля,
справедливо или нет, но Анатолий Георгиевич связал это с давлением на себя
и понял, что его «кураторы» ни перед чем не остановятся. Именно после этого
события А. Г. Иванов-Смоленский сдался и дал согласие действовать по
предложенной «свыше» инструкции.
Ученик академика Н. И. Красногорского профессор А. И. Клиорин, близко
знавший А. Г. Иванова-Смоленского в 60-70-е годы, свидетельствует, что
Анатолий Георгиевич никогда не обсуждал значения произошедшего, но видимо
тяготился вынужденным поступком.
Современные представления об отношениях между И. П. Павловым и его
ближайшим учеником А. Г. Ивановым-Смоленским часто опираются на мнение М.
Г. Ярошевского, известного своей нашумевшей статьей «Кибернетика – "наука"
мракобесов», опубликованной в 1952 году в Литературной газете. Позже, в
своей статье «Как предали Ивана Павлова», он утверждает, что А. Г.
Иванов-Смоленский будучи «некогда сотрудником Павлова» (на самом деле он
был им до самой смерти Ивана Петровича) расходился с ним во мнениях по ряду
ключевых вопросов физиологии и психологии и прежде всего природы личности
человека. В подтверждение своего тезиса М. Г. Ярошевский приводит лишь один
аргумент:
«…для них характерен диалог на одной из так называемых "павловских сред"
(Раз в неделю, по средам Павлов обсуждал с сотрудниками ход исследований).
Цитирую по стенограмме:
И. П. Павлов: Вы ужасно придаете значение словам, незаконно больше чем
фактам. Оставьте слова.
А. Г. Иванов-Смоленский: Вашим словам я придаю большое значение.
И. П. Павлов: Не в этом дело, смотрите факты, как факты
систематизируются»
— Павловские среды. Т.2. М.-Л., 1949, С. 453
Но о жарких спорах во время "павловских сред" охотно говорит сам А. Г.
Иванов-Смоленский, придавая им совершенно иное звучание:
«Нередко, ища объяснения для тех или других недостаточно понятных новых
фактов, Иван Петрович высказывал ряд интересных соображений, в свою очередь
вызывавших оживленное обсуждение, а иногда горячую дискуссию по тому или
другому толкованию, предлагаемому кем-либо из сотрудников»
— Иванов-Смоленский А. Г. И. П. Павлов в аудитории, в лаборатории и в
клинике. М.- 1975, С. 27
М. К. Петрова, сотрудница И. П. Павлова, хорошо знавшая и уважавшая А. Г.
Иванова-Смоленского, вспоминает его как:
«…яркого пропагандиста и последователя учения Ивана Петровича, его
долголетнего сотрудника, всей душой преданного этому делу…»
—
Истинное отношение к научным взглядам своего ученика всего за 3 года до
собственной смерти высказал сам Иван Петрович в предисловии к книге А. Г.
Иванова-Смоленского «Основные проблемы патофизиологии высшей нервной
деятельности»:
«Профессор А. Г. Иванов-Смоленский смело набрасывает общую схему
физиологического понимания психиатрического материала. Можно с основанием
ожидать, что эта схематизация сначала прямо-таки восстановит против себя
некоторых из тех, кто стоит перед огромной сложностью обсуждаемых явлений.
Но это участь всяких схем. Всякое новое понимание предмета начинается
неизбежно с таких общих построений, которые только постепенно наполняются
конкретным содержанием…»
— Иванов-Смоленский А. Г. Основные проблемы патофизиологии высшей нервной
деятельности. / Предисловие И. П. Павлова. Медгиз, 1933.
С критикой отдельных научных представлений А. Г. Иванова-Смоленского, не
противопоставляя их позиции И. П. Павлова, до войны выступал физиолог Н. А.
Бернштейн, а после войны — главным образом Б. М. Теплов (см. Теплов Б. М.,
Борисова М. Н. К вопросу о «методике речевого подкрепления» А. Г.
Иванова-Смоленского // Доклады АПН РСФСР. — 1959. — № 2).
Награды и премии
Сталинская премия второй степени (1950) — за книгу «Очерки патофизиологии
высшей нервной деятельности» (1949).
За работу «Основные вопросы патофизиологии и терапии шизофрении» — АН СССР
в 1942 году наградила Иванова-Смоленского премией им. И. П. Павлова
(1942).
Некоторые научные работы
Иванов-Смоленский А. Г. Опыты мысленного воздействия на животных // Вопросы
изучения и воспитания личности. Под ред. Академика В. М. Бехтерева. — Пг.:
ГИЗ, 1920.
Иванов-Смоленский А. Г. Биогенез речевых рефлексов и основные принципы
методики их исследования // Психиатрия, неврология и экспериментальная
психология. — Пг.: ГИЗ, 1922. — 231-242 с.
Иванов-Смоленский А. Г. Основные проблемы патофизиологии высшей нервной
деятельности / Предисловие И. П. Павлова. — Медгиз, 1933.
Иванов-Смоленский А. Г. Доклан на научной сессии, посвящённой проблемам
физиологического учения академика И. П. Павлова (28 июня — 4 июля 1950) /
Стенографический отчёт. — М., 1950. — 50 с.
Иванов-Смоленский А. Г. Учение И. П. Павлова и патологическая физиология. —
М.: Издательство АМН СССР, 1952.
Иванов-Смоленский А. Г. Очерки патофизиологии высшей нервной деятельности:
(По данным И. П. Павлова и его школы). — М.: Медгиз, 1952.
Иванов-Смоленский А. Г. Опыт объективного изучения работы и взаимодействия
сигнальных систем головного мозга. — М.: Медгиз, 1963.
Иванов-Смоленский А. Г. Очерки экспериментального исследования высшей
нервной деятельности человека (в возрастном аспекте). — М.: Медицина,
1971.
Иванов-Смоленский А. Г. Очерки нейродинамической психиатрии. — М.:
Медицина, 1971.
Иванов-Смоленский А. Г. И. П. Павлов в аудитории, в лаборатории и в клинике
/ Всесоюзное научное общество невропатологов и психиатров. — М., 1975.