|
|||
|
Брестский мир, 1918 г
Брест-Литовский мирный договор, заключен между Советской Россией, с одной стороны, и Германией, Австро-Венгрией, Болгарией и Турцией — с другой, в Брест-Литовске 3 марта. С Советской стороны договор подписали Г. Я. Сокольников (председатель делегации), Г. В. Чичерин, Л. М. Карахан, Г. И. Петровский; с другой стороны: от Германии — Р. Кюльман. М. Гофман; от Австро-Венгрии — О. Чернин; от Болгарии — А. Тошев; от Турции И. Хакки паша. Подписанию договора предшествовали переговоры, которые велись в три этапа: с 9(22) по 15(28) декабря 1917, с 27 декабря 1917 (9 января 1918) по 28 января (10 февраля) 1918 и с 1 по 3 марта 1918. Советская сторона выдвинула в качестве условий следующие принципы: недопущение насильственного присоединения захваченных во время войны территорий и вывод оттуда войск; восстановление политической самостоятельности народов лишенных ее в ходе войны; гарантирование национальным группам, не пользовавшимся до войны политической самостоятельностью, определение своей дальнейшей судьбы путем референдума и т д., что открывало широкие возможности для решения вопроса об Армении в духе обязательств, провозглашенных в Декрете о мире, Декларации прав народов России, Обращении СНК РСФСР к трудящимся-мусульманам России и Востока. Однако советские предложения были отвергнуты Германией и ее союзниками. 14(27) декабря 1917 советская делегация внесла на рассмотрение следующий проект ст. 1 будущего договора: Россия выводит свои войска из занимаемых ею областей Австро-Венгрии, Турции и Персии, а страны Четверного союза — из Польши. Литвы, Курляндии и других областей России; при этом в советском проекте предусматривалось, что «...населению этих областей дана будет возможность вполне свободно, в ближайший, точно определенный срок, решить вопрос о своем присоединении к тому или иному государству или об образовании самостоятельного государства». Это предложение также не было принято. В представленном странами Четверного союза контрпроекте признавалось право народов Польши, Литвы, Курляндии и части Эстляндии и Лифляндни на самостоятельность и выход из Российской Федерации, но об Армении ничего не говорилось. В ходе последующих переговоров советской стороне были предъявлены новые, более жесткие требования, которые вновь игнорировали советские предложения о Западной Армении. Представитель Германии потребовал даже исключить Армянский вопрос из работы комиссии, на что последовал протест советской делегации, заявившей, что для нее не безразличен вопрос о судьбе Польши, Литвы, Курляндии и Армении и что в переговорах с турецкой стороной «армянский вопрос играл крупнейшую роль». Советская делегация также заявила, что в отношении Западной Армении был выдвинут тот же принцип, как и в отношении областей Российского государства пострадавших от войны, т. е. принцип восстановления политической самостоятельности. 21 февраля 1918 в условиях начавшегося 18 февраля наступления германских войск на Россию, Германия предъявила еще более жесткие требования, согласно которым Россия, в частности, должна была способствовать «наискорейшему» возвращению Турции «ее анатолийских провинций». т. е. территорий Западной Армении. Затем Германия дополнительно потребовала от России вывода войск из Карсского и Ардаганского округов, входящих в состав Восточной Армении, и Батума, что фактически вело к аннексии этих пунктов Турцией. В условиях продолжавшегося наступления германских войск, тяжелого экономического положения России, советское правительство было вынуждено принять все условия стран Четверного союза и 3 марта 1918 подписало унизительный Бресткий мир. Согласно ст. IV договора и русско-турецкому дополнительному договору от того же числа, Турции передавались территории Западной Армении и фактически часть Восточной Армении (Карсский и Ардаганский округа). РСФСР обязывалась не вмешиваться «в новую организацию государственно-правовых и международно-правовых отношений этих округов», восстановить границу «в том виде, как она существовала до русско-турецкой войны 1877—78 года», распустить на своей территории и в «оккупированных турецких провинциях» (т. е. в Западной Армении) все армянские добровольческие дружины и т. д. При подписании договора советская делегация заявила решительный протест против отторжения Германией «в пользу Турции» Карсского, Ардаганского и Батумского округов, расценив это как «откровенный и насильственный территориальный захват важных стратегических пунктов» России. В последующем своими нотами от 20 сентября, 3 и 10 октября 1918 и других адресованными правительствам Германии и Турции, советское правительство неоднократно заявляло решительный протест против нарушения Турцией на Кавказе условий Брестского мира, лишения армянский народа прав на самоопределение, захвата остальной части Армении, уничтожения армянского населения в оккупированных Турцией областях и т. д.. требуя очищения Армении от турецких войск и проведения свободного референдума с участием армянских беженцев. Более того, несмотря на условия русско-турецкого дополнительного договора, советской правительство 16 марта 1918 подтвердило, что «армянские революционные организации имеют право свободного формирования армянских добровольческих отрядов», а советским органам на местах было предписано не чинить препятствий при передвижении этих отрядов по направлению к Армении, поскольку их цель — защита родины от турецко-германских насильников. 13 ноября 1918 Брест-Литовский мирный договор был аннулирован советским правительством, признаны недействительными предусмотренные им территориальные уступки. Ранее нотой наркомата иностранных дел РСФСР от 20 сентября Брестский договор был расторгнут в отношении Турции. С аннулированием договора было заявлено, что трудящиеся Кавказа и другие отторгнутых от России областей должны сами решать свою судьбу. Вплоть до подписания Московского советско-турецкого договора 1921 (см. Московский договор 1921) правительство РСФСР считало границы 1914 единственно законными на Кавказе.
См. САМОЙЛО А.А.: БРЕСТ-ЛИТОВСКИЕ МИРНЫЕ ПЕРЕГОВОРЫ
Ссылки:
|