БУНД (Всеобщий еврейский рабочий союз в Литве, Польше и России)
Алгемэйнэр Йидишэр Арбэтэр Бунд ин Литэ, Пойлн ун Русланд — еврейская
социалистическая партия, действовавшая в России, Польше и Литве от 90-х
годов XIX века до 40-х годов XX века. В настоящее время группы бундистов
существуют в США,
Канаде, Австралии, Израиле и Великобритании.
Бунд был лево-социалистической партией, выступавшей за далеко идущую
демократию и обобществление средств производства, и следовал традициям
демократического марксизма. Бунд выступал за национально-культурную
автономию для восточноевропейского еврейства, создание светской системы
просвещения, поддерживал развитие культуры на языке идиш. Члены Бунда верили, что благодаря этому евреи
не ассимилируются и сохранят свою культурную обособленность. Бунд был
антирелигиозной и антисионистской партией и выступал против эмиграции
евреев в Палестину.
Бунд выдвинул четыре основополагающих принципа: социализм, секуляризм,
идишизм и дойкайт, что означает приверженность к месту жительства,
выраженную в бундистском лозунге «Там, где мы живём, там наша страна».
Партия еврейских ремесленников и промышленных рабочих, сформировалась на
базе просветительских кружков и стачечных касс еврейских ремесленников и
рабочих, возникших в начале 1890-х гг. в западных областях Российской
империи. Лидеры еврейских марксистов (Т. М. Копельзон, А. И. Кремер, И.
Миль (Джон), П. Берман, И. Л. Айзенштадт и др.) активно проводили
агитационно-пропагандистскую работу, добиваясь пополнения своих кружков
представителями радикальной интеллигенции, ремесленников и рабочих.
Марксизм трактовался применительно к традиционным представлениям об особой
миссии еврейского народа, была выдвинута идея о специфике
еврейского пролетариата, крайне бесправного и гонимого, и о создании в
связи с этим специальной еврейской рабочей организации. Политическое
обоснование этим воззрениям дал Ю. О. Мартов в речи, произнесённой на
первомайском собрании в Вильно в 1895 г. под названием «Поворотный пункт в
истории еврейского рабочего движения» (опубликовано в 1900 г.
в Женеве).
25-27 сентября 1897 г. в Вильно состоялся I (Учредительный) съезд
представителей групп еврейских социал-демократов Вильно, Минска,
Белостока, Варшавы, Витебска, который основал Бунд, избрал ЦК партии из
трёх человек (Арон Кремер, Абрам Мутник, М. Я. Левинсон (Владимир
Косовский)), редколлегию центральных печатных органов — газета «Арбетер
штиме» («Голос рабочих») и журнал «Идишер арбетер» («Еврейский рабочий»). В
1898 г. Бунд участвовал в подготовке и проведении I съезда РСДРП, вошёл
в РСДРП как организация, автономная в
вопросах, касающихся еврейского пролетариата. Организации Бунда руководили
экономической борьбой еврейских рабочих (в 1898—1900 гг. прошло
312 забастовок еврейского пролетариата в Северо-Западном крае и Царстве
Польском), что расширило его влияние. К концу 1900 г. организации Бунда
были в 9-ти городах.
Временный успех зубатовщины среди еврейских рабочих, телесные наказания,
которым подверглись участники первомайской демонстрации в Вильно (1902 г.),
породили кратковременное увлечение лидеров Бунда терроризмом. V конференция Бунда
(сент. 1902 г., Бердичев) призвала отвечать на белый
террор царизма «организованной местью». Эту резолюцию отменил V съезд Бунда
(июнь-июль 1903 г., Цюрих). Одновременно лидеры Бунда начали пересмотр
национальных требований. На III съезде партии (1899 г., Ковно) в повестку
дня был поставлен вопрос о национальном равноправии. С докладом выступил
представитель заграничной организации Миль, который предложил включить в
национальную программу Бунда, помимо равных гражданских, равные
национальные права для евреев: решено было открыть дискуссию по
национальному вопросу в журнале «Идишер арбетер».
IV съезд Бунда (май 1901 г.) вновь приступил к рассмотрению национального
вопроса. Участники съезда были единодушны в оценке требования I съезда
РСДРП о праве наций на самоопределение как слишком «туманного» и признали
предпочтительность национальной программы
социал-демократии Австрии (придерживались лозунга национально-культурной
автономии). Разногласия на съезде возникли в связи с обсуждением вопроса о
месте и роли национальной проблемы в пропаганде и агитации Бунда. После
споров съезд принял компромиссную резолюцию, предложенную П. И. Розенталем.
В ней признавалось, что будущим государственным устройством России должна
стать федерация национальностей с полной национальной автономией каждой из
них, независимо от занимаемой территории. В резолюции говорилось, что в
нынешних условиях требование национальной автономии является
преждевременным, целесообразно бороться за отмену всех исключительных
законов, принятых в отношении евреев (с конца XVIII по начало ХХ вв.).
V съезд Бунда (июнь-июль 1903 г.) выдвинул в качестве ультимативного пункта
требование признания Бунда «единственным представителем еврейского
пролетариата». II съезд РСДРП отклонил это требование, и делегация Бунда
покинула его, заявив о выходе Бунда из РСДРП. В дальнейшем национальная
программа Бунда неоднократно обсуждалась и уточнялась на его съездах и
конференциях (резолюция по национальному вопросу принятая на VI съезде
Бунда в октябре 1905 г., решения X конференции (апрель 1917 г.)).
VI съезд Бунда в программе по национальному вопросу зафиксировал основные
положение: полное гражданское и политическое, равноправие евреев; для
еврейского населения употребления родного языка в сношениях с судом,
государственные учреждениями и органами местного и
областного самоуправления; национально-культурная автономия (изъятие из
ведения государства и органов местного и областного самоуправления функций,
связанных с вопросами культуры).
Х Всероссийская конференция Бунда приняла резолюции «К национальному
вопросу в России», «О национально-культурной автономии», «Об осуществлении
национально-культурной автономии», «Об отмене национальных ограничений», «О
правах еврейского языка» завершила выработку национальной программы Бунда,
подтвердив её преемственность в основных положениях (культурно-национальная
автономия и пр.) призвала последовательно обсудить их на общееврейском
съезде, еврейском Учредительном собрании и Всероссийском Учредительном
собрании.
В период Революции 1905-07 гг. Бунд имел 274 организации, объединявшие
около 34 тысячи членов. В тактических установках до ноября 1906 г. Бунд
приближался к позиции большевиков (поддержал бойкот «Булыгинской думы» и
1-й Государственной Думы, тактику союза пролетариата с крестьянством,
выступив против лозунга создания кадетского министерства. VII конференция
Бунда (март 1906 г., Берн) высказалась за объединение с РСДРП и сняла
требование признания Бунда «единственным представителем еврейского
пролетариата».
На IV съезде РСДРП Бунд вошёл в общероссийскую социал-демократическую
партию. Спад революционной волны вызвал поворот Бунда на меньшевистские
позиции. Меньшевики считали, что бундовская концепция
«культурно-национальной автономии» не противоречит национальной программе
российской социал-демократии). Численность Бунда к октябрю 1910 г.
составляла около 2 тысяч человек.
IX конференция Бунда (июль 1912 г., Вена) выдвинула лозунги образования
«ответственного министерства», свободы коалиций, отмены «черты оседлости»,
права празднования Субботы. Бунд вновь поставил вопрос о сочетании
классовых и национальных интересов, развернул пропаганду австро-марксизма,
добивался от меньшевиков-ликвидаторов на Августовской конференции 1912 г.
признания, что национально-культурная автономия не противоречит
программе РСДРП.
Первая мировая война вызвала раскол Бунда на организации
франкофильского и германофильского толка. Бундовское руководство заняло
правоцентристскую позицию. Еврейская общественность твёрдо придерживалась
российской ориентации. Конференции Бунда (июнь 1915 г., Киев; май 1916 г.,
Харьков) призывали еврейских рабочих выступать в защиту своего отечества.
Бунд принял также участие в Циммервальдской конференции (5-8
сентября 1915 г., Швейцария) с оговорками признав её решения.
Деятельность в легальных обществах, организациях (комитеты обороны, бюро
труда, рабочие столовые, культурно-просветительские общества,
филантропические организации и пр.) помогла Бунду изжить внутренний кризис,
укрепить связи с массами. Февральская революция расширила влияние Бунда;
его численность выросла до 34 тысяч человек, представители партии были
широко представлены в Петрограде, Москве и провинциальных Советах рабочих и
солдатских депутатов, бундовские лидеры выдвинулись на руководящие роли в
общероссийском меньшевистском движении (Р. А. Абрамович, М. Либер, В.
Канторович, Д. Заславский, Г. Эрлих и др.), поддерживали Временное
правительство (последнее в марте 1917 г. отменило все 140 законов и
распоряжений, ограничивающих евреев во всех сферах обществ, жизни).
Бундовцы призывали к поддержке Временного правительства, к защите интересов
угнетённых наций, к борьбе с экономическими притязаниями имущих классов
(эти цели, по их мнению, могли быть достигнуты посредством
созыва Учредительного собрания). Бунд вёл политический диалог с кадетами,
но от сотрудничества с большевиками отказывался, так как отрицал
возможность немедленного перехода к социализму и считал более
предпочтительной для страны буржуазно-демократическую альтернативу. Октябрьскую Революцию бундовцы встретили отрицательно,
считая приход к власти большевиков «узурпацией народной воли». Стратегия
Бунда была направлена на непризнание и свержение власти большевиков.
«Активистское» крыло партии (М. Либер и др.) считало допустимым военные
действия против большевиков. Часть бундовцев (Р. Абрамович и др.)
высказались за переговоры с коммунистами. VIII съезд Бунда
(декабрь 1917 г.) принял установку на парламентский, демократический путь
борьбы с большевиками, полагая, что Учредительное собрание отстранит их от
власти.
После разгона Учредительного собрания,
подписания Брестского
мира (март 1918 г.), Бунд сделал ставку на свержение Советской власти
(в мае 1918 г. в партии возобладала более умеренная линия — «борьба
с большевизмом в Советах и путём Советов»).
К концу 1918 г. в Бунде определились три течения: левое — сторонники
участия в работе Советов для борьбы за созыв Учредительного собрания;
правое — сторонники активной борьбы с большевиками и непризнания власти
Советов; и центральное — сторонники «парламентской оппозиции» в
Советах.
Гражданская война и еврейские погромы привели к крушению
надежд лидеров Бунда на буржуазно-реформистский путь развития России. XI
конференция Бунда (март 1919 г.) провозгласила признание Советской власти,
оговорив, однако, что бундовцы «не берут целиком ответственности за её
политику и остаются на платформе тактической оппозиции». В апреле 1919 г.
ЦК Бунда объявил о мобилизации членов партии в Красную армию, призвал
еврейский пролетариат выступить на защиту революции и Советской власти.
Была организована еврейская военная секция (занималась отправкой бундовцев
на фронт и изданием газеты «Красная армия»).
В целях контроля за деятельностью бундовцев, большевики пошли на
финансирование деятельности левого крыла партии, выделили дотации на
издание и распространение их печатных органов, не препятствовали стремлению
бундовцев сохранить некоторую самостоятельность организации.
В Белоруссии левым бундовцам был предоставлен статус
автономной организации и создана Еврейская коммунистическая партия.
На Украине левые бундовцы объединились в Коммунистический
Бунд (Комфарбанд). Раскол Бунда завершился на его XII конференции
(март-апрель 1920 г., Москва), где было принято решение о выходе Бунда
из меньшевистской партии, признании программы РКП(б) и присоединении
к Коминтерну.
Отвергая нажим большевиков, бундовцы пытались сохранить
свою организационную автономию и настаивали на передаче Бунду функций
еврейской секции при Агитпропе ЦК РКП(б).
Комиссии Политбюро ЦК РКП(б) и Коминтерна отвергли предложенный Бундом
организационный проект и XII (Чрезвычайная) конференция Бунда вынуждена
была заявить о присоединении Бунда к РКП(б) на условиях,
предложенных Коминтерном. Не признавшие этого решения правые бундовцы
объединились на своей конференции в Витебске (апрель 1920 г.) в
Социал-демократический Бунд и разделили общую судьбу меньшевиков. Часть их
руководителей (Р. Абрамович, Косовский, Г. Аронштейн, Мутник и др.)
эмигрировала, создав за границей «представительство ЦК Бунда». В 20-е-30-е
гг. многие другие члены и руководители были репрессированы. В марте 1921 г.
на территории России Бунд самоликвидировался, часть членов была принята
в РКП(б).
В Европе (в частности, в Польше и в Латвии, где в национальных
парламентах на протяжении всего периода существования парламентов была
представлена фракция «Бунда») Бунд продолжал существовать до Второй мировой
войны. Он организовал и поддерживал молодёжную организацию «Цукунфт»
(идиш — будущее), в которой накануне Второй мировой войны числилось до 15
тыс. членов, а также детскую, женскую и спортивную организации. Бундисты
создали сеть еврейского начального и среднего образования, больничные
кассы, социальные службы, кассы взаимопомощи, профсоюзы.
В начале Второй мировой войны часть бундистов эвакуировалась в СССР.
Лидеры Бунда Виктор Альтер и Хенрих Эрлих были арестованы НКВД и
погибли.
Во время Холокоста большая часть членов Бунда, остававшихся в Польше и
Прибалтике, была уничтожена нацистами.
Идеи Бунда внесли вклад в становление социалистических партий в Израиле.
В США Бунд слился с Арбетер ринг. В Латинской Америке Бунд способствовал
созданию еврейских школ, больниц, еврейского профсоюзного движения.
В Аргентине, Мексике и в Израиле (см. Бейт Бунд) существует до сих
пор.
Замечание читателя
2018-12-28 12:19:38 Андрей Алексеевич Azov07@mail.ru V съезд Бунда
состоялся в июне 1903 года, а не в июне-июле как указано в Вашей статье.