|
|||
|
Подготовка серийного производства Р-7 для совместных испытаний с МО
Для совместных испытаний было изготовлено шестнадцать ракет - восемь на заводе "Прогресс" и восемь на нашем опытном заводе , "где директором товарищ Турков " (так писали в прессе и говорили на конференциях, чтобы не упоминать номера и местонахождения секретного предприятия). Когда перед директором "Прогресса" Виктором Яковлевичем Литвиновым поставили задачу освоения совершенно новой техники, он пошутил: - Во время войны Сталин грозил трибуналом, если нарушался график поставки штурмовиков. После войны нам за месяц к Тушинскому воздушному параду приказано было изготовить эскадрильи реактивных истребителей. Теперь новый приказ. "Истребить" на заводе истребители и бомбардировщики и делать королевские ракеты. А мы только освоили новые бомбардировщики и мечтали хоть пару лет поработать без авралов в свое удовольствие... Вот хотел отправить к Королеву сотню-другую рабочих и ИТР на стажировку, для освоения новой техники. А они возмутились: "В серийное производство на днепропетровский завод Королев передал ракеты, которые летают на кислороде и хорошем этиловом спирте, а нам в голодный Куйбышев сплавил ракету на керосине. Была бы на спирте, мы не стали бы спорить". Литвинов любил шутки, которые скрашивали трудные ситуации. Быстро отстроились новые цеха, испытательные станции, налаживалась кооперация. В 1959 году завод "Прогресс" уверено начал серийный выпуск ракет Р-7 . При заводе "Прогресс" был создан филиал N 3 ОКБ-1 . Начальником этого филиала назначается ведущий конструктор ракеты Р-7 Дмитрий Ильич Козлов . Козлов расширяет и реорганизует куйбышевский филиал в самостоятельное ЦСКБ - Центральное специализированное конструкторское бюро . В дальнейшем ЦСКБ взяло на себя все заботы по модернизации и ведению производства Р- 7. Но основной продукцией ЦСКБ в последующие годы являлись спутники-разведчики . Впоследствии Козлов дважды стал Героем Социалистического Труда. Он был избран членом-корреспондентом Академии наук и удостоен Ленинской и Государственной премий. После свержения Хрущева одним из первых серьезных мероприятий, которые осуществило партийное руководство, возглавлявшееся Брежневым, была ликвидация совнархозов и восстановление министерств. Для управления всей ракетно-космической техникой было создано МОМ (Министерство общего машиностроения) . Завод "Прогресс", все ракетные серийные заводы, в том числе и днепропетровский "Южный машиностроительный завод" , и наше ОКБ-1 вошли в новое министерство. Директор завода "Прогресс" Литвинов был извлечен из Куйбышева и назначен заместителем министра Министерства общего машиностроения. Далеко не каждому директору крупного предприятия приходится по душе такое выдвижение на высшую и, казалось бы, почетную должность. Я знал многих сильных руководителей - талантливых организаторов производства, которые прошли все ступени: от рабочего, мастера, начальника цеха до главного инженера и директора. Большинство из них очень неудобно чувствовали себя, оказавшись у власти в центральном аппарате. Литвинов не скрывал своего неудовольствия таким выдвижением. Но на то было решение секретариата ЦК КПСС, а партийная дисциплина - дело святое, можешь ворчать, но обязан подчиниться, расстаться с родным коллективом и погрузиться в бумажно- бюрократическую круговерть многоступенчатого центрального аппарата власти. В тяжелые авральные дни, когда мы начинали освоение пилотируемых кораблей "Союз", мне часто приходилось общаться с Литвиновым , приезжавшим на наше производство. Он откровенно признавался, что завидует нам, ибо никакие привилегии, дарованные высшим чиновникам центрального аппарата, не способны заменить истинное удовлетворение, которое получает руководитель коллектива в процессе работы над созданием новой сложной техники. На куйбышевском машиностроительном заводе N 24 , "где директором товарищ Чеченя " - осваивали производство двигателей для этой ракеты. Чтобы не разгромить старейший авиационный моторостроительный завод, руководители авиационной отрасли упросили Хрущева не передавать его целиком под производство ЖРД . Они обязались наладить выпуск ракетных двигателей, не прекращая при этом производство авиационных турбореактивных двигателей . Для создания пяти новых стартовых позиций - одной на полигоне Тюратама и четырех в Плесецке под Архангельском - в кооперацию, возглавляемую Барминым , втягивались предприятия тяжелого машиностроения. Новая для нашей страны ракетная техника явилась сильнейшим стимулом для развития приборостроительной и электронной промышленности. Если для серийного производства ракет можно было использовать лучшие авиационные заводы, нанося при этом сильнейший ущерб нашей авиационной технике, то для производства приборов отнимать заводы было не у кого. Эту отрасль промышленности следовало создавать практически заново. Только гироскопическое приборостроение могло воспользоваться опытом и базой мощной судостроительной промышленности. Пользуясь большим авторитетом в кругах морских приборостроителей, Виктор Кузнецов добился организации серийного производства гироскопов на заводе своего института, на Саратовском приборостроительном заводе и на новом, еще строившемся в заводе в Челябинске . Мощное, отлично оснащенное производство командных гироскопических приборов создавалось и в Ленинграде в НИИ-49 под руководством талантливого инженера, большого энтузиаста гироскопической техники Вячеслава Павловича Арефьева . Не был забыт и остров Городомля на озере Селигер . Покинутый немцами лесистый остров приглянулся Кузнецову . Он добился превращения " филиала N 1 НИИ-88 " в филиал своего гироскопического института и создал там, мотивируя исключительной чистотой атмосферы, прецизионное производство гироскопических приборов на новейших принципах. Этот новый завод оказался чуть ли не единственным в СССР, где была освоена токсичная технология литья и обработки деталей из сверхлегких бериллиевых сплавов. Таким образом, с отъездом немцев в 1953 году остров не только не "открылся", но стал еще более секретным. Ссылки:
|