Оглавление

Форум

Библиотека

 

 

 

 

 

завод N 1 (Государственный авиационный завод N 1, Куйбышев (Самарский авиазавод)

Еще до первой мировой войны одним из первых заводов, строивших самолеты в России, был московский велосипедный завод "Дукс" .

После революции для создания Красного Воздушного флота завод "Дукс" полностью переключился на самолетостроение и получил наименование Государственный авиационный завод N 1. Завод специализировался на выпуске самолетов-истребителей и легких разведчиков.

Дo Великой отечественной войны завод выпускал самолёты И-1, И-2, И-3, И-15, И-150, И-190, Р-1, Р-5, МиГ-3.
19 мая 1939 года был проведен успешный пуск первой в мире двухступенчатой ракеты Р3, изготовленной заводом.
31 декабря 1940 года Государственный Авиационный завод № 1 за успешное выполнение задания Правительства по освоению в производстве новых образцов вооружения награждён орденом Ленина.
Летом 1941 года завод был эвакуирован в город Куйбышев (ныне — Самара) и 8 октября того же года вступил в строй на новом месте.
Вo время Великой отечественной войны заводом выпущено 11863 самолетов Ил-2 (из более чем 36 тыс. выпущенных в СССР), 1225 самолетов Ил-10, 3122 самолета "МиГ-3 (примерно по 15 самолетов в сутки).
В годы войны на заводе (как и на многих предприятиях СССР в тот период) широко использовался труд женщин, подростков, пенсионеров. В начальный период войны завод отставал от необходимых темпов выпуска, и в адрес директоров куйбышевских авиационных заводов № 1 и № 18 в декабре 1941 г. пришла телеграмма И. В. Сталина[3] :
Вы подвели нашу страну и нашу Красную Армию тчк
Вы не изволите до сих пор выпускать ИЛ-2 тчк Самолеты ИЛ-2 нужны нашей Красной Армии теперь как воздух как хлеб тчк Шенкман дает по одному ИЛ-2 в день а Третьяков дает МИГ-3 по одной две штуке тчк Это насмешка над страной над Красной Армией тчк Нам нужны не МИГи а ИЛ-2 тчк Если 18 завод думает отбрехнуться от страны давая по одному ИЛ-2 в день то жестоко ошибается и понесет за это кару тчк Прошу Вас не выводить правительство из терпения и требую чтобы выпускали побольше "ИЛ"ов тчк Предупреждаю последний раз тчк
СТАЛИН
В результате принятых мер необходимый темп выпуска самолётов был достигнут.
2 июля 1945 года Государственный Авиационный завод № 1 за образцовое выполнение заданий Правительства по производству боевых самолетов награждён орденом Красного Знамени.
После войны на заводе освоен серийный выпуск первых советских реактивных самолетов МиГ-9. За 40 дней и ночей в 1946 году завод изготовил 10 первых в стране реактивных истребителей МиГ-9.
В 1949 году завод начал производство новейших истребителей МиГ-15. Всего до 1953 года было изготовлено 713 самолетов МиГ-15 и их модификаций.
В период 1952—1953 годов заводом построено 392 истребителя МиГ-17. В 1953 году завод также выпускал бомбардировщики Ил-28, выпустив их в количестве 50 экземпляров.
В 1954 году завод приступил к выпуску бомбардировщиков Ту-16, которых до 1960 года было построено 545 штук.
Всего за период с 1909 по 1960 годы заводом было выпущено более 42 тысяч серийных и более 90 модификаций опытных и экспериментальных самолетов.

Организация серийного производства ракет Р-7 была решением Совмина поручена Куйбышевскому совнархозу, которому предлагалось выделить для этого авиационный завод N 1, переименованный в завод "Прогресс" .

Таким образом завод был перепрофилирован с авиационной тематики на ракетно-космическую, что потребовало коренной перестройки производства, создания новых цехов и участков, проектирования и изготовления сложной оснастки, переподготовки рабочих и инженерно-технических работников. Организация работ и техническое руководство были возложены на директора завода В. Я. Литвинова и ведущего конструктора ракеты Р-7 Д. И. Козлова, назначенного в апреле 1958 года заместителем Главного конструктора ОКБ-1.
завод "Прогресс"

От читателя

2017-04-22 13:46:41 Виктор Журавлёв zhurvic@mail.ru Я работал на Первом заводе с 1955 по 1970 годы и Виктор Яковлевич Литвинов был моим учителем и другом до конца его дней жизни.Это были великие времена расцвета нашей промышленности!

Ссылки:

  • Дементьев Петр Васильевич
  • Микоян Артем Иванович (1905 — 1970)
  • Вигдорчик Семен Абрамович
  • Щербаков А.Я.
  • Косткин Иван Михайлович
  • ЦКБ-29: КБ-103 Туполева
  • 159-й истребительный [Войнович В.Н. в армии в Польше]
  • Макаров Д.С.
  • ЦКБ-29 НКВД: список заключенных
  • "Буря" - межконтинентальная крылатая ракета с ядерным зарядом
  • Филиал N 3 ОКБ-1 - ЦСКБ, ГРКНПЦ "ЦСКБ - Прогресс"
  • Как было построено управление в СССР
  • Первый полет ракетоплана "РП-318-1"
  •  

     

    Оставить комментарий:
    Представьтесь:             E-mail:  
    Ваш комментарий:
    Защита от спама - введите день недели (1-7):

    Рейтинг@Mail.ru

     

     

     

     

     

     

     

     

    Информационная поддержка: ООО «Лайт Телеком»