завод N 1 (Государственный авиационный завод N 1, Куйбышев (Самарский авиазавод)
Еще до первой мировой войны одним из первых заводов, строивших самолеты в
России, был московский велосипедный
завод "Дукс"
.
После революции для создания Красного Воздушного флота завод
"Дукс" полностью переключился на самолетостроение и получил
наименование Государственный авиационный завод N 1. Завод специализировался
на выпуске самолетов-истребителей и легких разведчиков.
Дo Великой отечественной войны завод выпускал самолёты И-1, И-2, И-3,
И-15, И-150, И-190, Р-1, Р-5, МиГ-3.
19 мая 1939 года был проведен успешный пуск первой в мире двухступенчатой
ракеты Р3, изготовленной заводом.
31 декабря 1940 года Государственный Авиационный завод № 1 за успешное
выполнение задания Правительства по освоению в производстве новых образцов
вооружения награждён орденом Ленина.
Летом 1941 года завод был эвакуирован в город Куйбышев (ныне — Самара) и 8
октября того же года вступил в строй на новом месте.
Вo время Великой отечественной войны заводом выпущено 11863 самолетов Ил-2
(из более чем 36 тыс. выпущенных в СССР), 1225 самолетов Ил-10, 3122
самолета "МиГ-3 (примерно по 15 самолетов в сутки).
В годы войны на заводе (как и на многих предприятиях СССР в тот период)
широко использовался труд женщин, подростков, пенсионеров. В начальный
период войны завод отставал от необходимых темпов выпуска, и в адрес
директоров куйбышевских авиационных заводов № 1 и № 18 в декабре 1941 г.
пришла телеграмма И. В. Сталина[3] :
Вы подвели нашу страну и нашу Красную Армию тчк
Вы не изволите до сих пор выпускать ИЛ-2 тчк Самолеты ИЛ-2 нужны нашей
Красной Армии теперь как воздух как хлеб тчк Шенкман дает по одному ИЛ-2 в
день а Третьяков дает МИГ-3 по одной две штуке тчк Это насмешка над страной
над Красной Армией тчк Нам нужны не МИГи а ИЛ-2 тчк Если 18 завод думает
отбрехнуться от страны давая по одному ИЛ-2 в день то жестоко ошибается и
понесет за это кару тчк Прошу Вас не выводить правительство из терпения и
требую чтобы выпускали побольше "ИЛ"ов тчк Предупреждаю последний раз
тчк
СТАЛИН
В результате принятых мер необходимый темп выпуска самолётов был
достигнут.
2 июля 1945 года Государственный Авиационный завод № 1 за образцовое
выполнение заданий Правительства по производству боевых самолетов награждён
орденом Красного Знамени.
После войны на заводе освоен серийный выпуск первых советских реактивных
самолетов МиГ-9. За 40 дней и ночей в 1946 году завод изготовил 10 первых в
стране реактивных истребителей МиГ-9.
В 1949 году завод начал производство новейших истребителей МиГ-15. Всего до
1953 года было изготовлено 713 самолетов МиГ-15 и их модификаций.
В период 1952—1953 годов заводом построено 392 истребителя МиГ-17. В 1953
году завод также выпускал бомбардировщики Ил-28, выпустив их в количестве
50 экземпляров.
В 1954 году завод приступил к выпуску бомбардировщиков Ту-16, которых до
1960 года было построено 545 штук.
Всего за период с 1909 по 1960 годы заводом было выпущено более 42 тысяч
серийных и более 90 модификаций опытных и экспериментальных самолетов.
Организация серийного производства ракет Р-7 была решением Совмина поручена
Куйбышевскому совнархозу, которому предлагалось выделить для этого
авиационный завод N 1, переименованный в
завод "Прогресс"
.
Таким образом завод был перепрофилирован с авиационной тематики на
ракетно-космическую, что потребовало коренной перестройки производства,
создания новых цехов и участков, проектирования и изготовления сложной
оснастки, переподготовки рабочих и инженерно-технических работников.
Организация работ и техническое руководство были возложены на директора
завода
В. Я. Литвинова и ведущего конструктора ракеты
Р-7
Д. И. Козлова, назначенного в апреле 1958 года
заместителем Главного конструктора ОКБ-1.
завод "Прогресс"
От читателя
2017-04-22 13:46:41 Виктор Журавлёв zhurvic@mail.ru Я работал на Первом
заводе с 1955 по 1970 годы и
Виктор Яковлевич Литвинов
был моим учителем и другом до конца его дней жизни.Это были великие
времена расцвета нашей промышленности!