Оглавление

Форум

Библиотека

 

 

 

 

 

НИП-16 (центр дальней космической связи под Евпаторией): строительство

Источник: Книги Черток Б.Е.- Ракеты и люди

Под Евпаторией в бешеном темпе строился Центр дальней космической связи. Ввод в строй этого центра определял реальность начала марсианской программы. Агаджанов , Гуськов и многочисленные создатели Евпаторийского центра не подвели. К октябрю 1960 года НИП-16 был готов к работе с марсианским "бортом". Но "борта", способного долететь до Марса или Венеры, еще не было.

Евпаторийский центр, именовавшийся просто НИП-16, строился силами военных. Гражданские специалисты участвовали в монтаже и отладке аппаратуры систем, которые разрабатывались в НИИ-885 , СКБ-567 , ЦНИИ-173 , МНИИ-1 . Грандиозная по тем временам антенная система возводилась в непосредственной близости от великолепных черноморских пляжей. В этом районе крымское побережье было малолюдным. В пиковые периоды курортных сезонов песчаные пляжи, протянувшиеся на десятки километров, казались пустынными. По предварительным расчетам для надежной связи с космическими аппаратами, находящимися внутри Солнечной системы, на Земле надо построить параболическую антенну диаметром около 100 метров. Цикл создания таких уникальных сооружений оценивался оптимистами в пять-шесть лет. А до первых пусков по Марсу в распоряжении антенщиков было меньше года!

К тому времени уже строилась параболическая антенна симферопольского НИП-10 . Эта антенна диаметром 32 метра возводилась для будущих лунных программ . Была надежда, что ее эксплуатация начнется в 1962 году. Главный конструктор СКБ-567 Евгений Губенко принял смелое предложение инженера Ефрема Коренберга : вместо одного большого параболоида соединить в единую конструкцию восемь двенадцатиметровых "чашек" на общем опорно-поворотном устройстве. Производство таких средних параболических антенн уже было хорошо освоено. Предстояло научиться синхронизировать и складьшать в нужных фазах киловатты, излучаемые каждой из восьми антенн при передаче. При приеме предстояло складывать тысячные доли ватта сигналов, доходящих до Земли с расстояний в сотни миллионов километров.

Разработка металлоконструкций механизмов и приводов для опорно- поворотных устройств была другой проблемой, которая могла потребовать нескольких лет. Не лишенный чувства юмора Агаджанов объяснил, что существенную помощь космонавтике оказал запрет Хрущевым строительства новейших тяжелых кораблей Военно-Морского Флота . Готовые опорно- поворотные устройства орудийных башен главного калибра строившегося линкора были быстро переадресованы, доставлены в Евпаторию и установлены на бетонных основаниях, сооруженных для двух антенных систем - приемной и передающей. Двенадцатиметровые параболические антенны изготавливал Горьковский машиностроительный завод оборонной промышленности , металлоконструкцию для их объединения монтировало НИИ тяжелого машиностроения , приводную технику отлаживал ЦНИИ-173 оборонной техники, электронику системы наведения и управления антеннами, используя корабельный опыт, разрабатывал МНИИ-1 судостроительной промышленности, линии связи внутри НИП-16 и выход его во внешний мир обеспечивало Министерство связи , Крымэнерго подводило линию электропередач, военные строители прокладывали бетонированные автодороги, строили служебные помещения, гостиницы и военный городок со всеми службами. Масштабы работ впечатляли. Но фронт был столь широк, что с трудом верилось в реальность сроков, которые называл Агаджанов. Во время разговоров подъехал Геннадий Гуськов . Он был заместителем Губенко , здесь руководил всей радиотехнической частью, но по необходимости вмешивался и в строительные проблемы.

- Обе АДУ-1000, приемная и передающая, будут сданы в срок! Мы не подведем, - бодро доложил он.

- Почему тысяча? - спросил Келдыш.

- Потому что общая эффективная площадь антенной системы - тысяча квадратных метров.

- Не надо хвалиться, - вмешался Рязанский, - общая площадь у вас будет не более девятисот! Это был спор приверженцев разных идей, но в это время было не до какой-то сотни квадратных метров.

Почерневшие от крымского загара Агаджанов, Гуськов и окружавшие нас руководители строительства различных систем без колебаний заверяли, что все будет возведено в "директивные сроки". Мне казалось, что будет чудом, если обещания строителей НИП-16 будут выполнены.

Однако Королев, нахмурившись, заявил:

- Нас эти сроки совершенно не устраивают. НИП-16 должен быть сдан "под ключ" в первом квартале 1960 года. Назревавший спор был прерван сообщением, что самолет для вылета в Москву ожидает нас на аэродроме военно-морской авиации в Саки. Полковник Сыцко предложил до вылета пообедать. Келдыш эту идею поддержал. Только за хорошим обедом Королев отошел и сказал, обращаясь к военным:

- Вы хоть понимаете, какое огромное будущее у этого пункта? - Приезжайте сюда, Сергей Павлович, в мае. Это будет один из лучших курортов Крыма! - сказал кто-то из офицеров.

- Вам бы все курорты! Это, конечно, неплохо, но главное, чтобы вы не забывали о сроках! Под Евпаторией в бешеном темпе строился Центр дальней космической связи. Ввод в строй этого центра определял реальность начала марсианской программы. Агаджанов , Гуськов и многочисленные создатели Евпаторийского центра не подвели. К октябрю 1960 года НИП-16 был готов к работе с марсианским "бортом". Но "борта", способного долететь до Марса или Венеры, еще не было.

Ссылки:

  • Запуск "Байкала" ("Космос-188", 7К-ОК N 5), и стыковка c "Амуром"
  • Прием изображений обратной стороны Луны
  • 3-й пуск Е-6: не попали в Луну
  • Дебаты по составу экипажей пилотируемых "Союзов"
  • Неудавшаяся стыковка "Салюта" с "Союзом-10"
  • Подготовка к пуску пилитируемых "Союзов"
  • Неудачный пуск первого из двух "Союзов"
  • Посадка "Союза-11", гибель космонавтов Добровольского, Волкова, Пацаев
  • Предпологаемый Доклад Чертока на ВПК по Е-6
  • ДОС N3 (Космос-557): гибель станции
  • Сроки облета Луны становятся нереальными из-за аварии "Востока"
  • ДОС-3: организационные ошибки в управлении полетом
  • "Союз-4"-"Союз-5" стыковка с обменом космонавтами, аварийная посадка
  • Система управления первым космическим аппаратом, летящим к Марсу
  • ПЕРВЫЕ ПУСКИ К МАРСУ 1960
  • Второй пуск 2МВ-4 N4 ("Марс-1"): отказ системы ориентации
  • Второй пуск по Венере: почти все сработало, но промазали, 1961 г.
  • Подготовка к полетам на Венеру и Луну (Е-6)
  • Пуск Союза-2 и Союза-3, пилотируемого Береговым
  • Пуск Е-6 к Венере и аварийные проблемы наехали на испытания "Молнии-1"
  • Есть связь с "Венерой-4", удачный спуск к Венере
  • Успешный пуск к Венере "Венеры-2" и "Венеры-3", 1966 февр
  • "Венера-4" подлетает к Венере, а мы к Евпатории
  • ОБРАТНАЯ СТОРОНА ЛУНЫ
  •  

     

    Оставить комментарий:
    Представьтесь:             E-mail:  
    Ваш комментарий:
    Защита от спама - введите день недели (1-7):

    Рейтинг@Mail.ru

     

     

     

     

     

     

     

     

    Информационная поддержка: ООО «Лайт Телеком»