Оглавление

Форум

Библиотека

 

 

 

 

 

Неудавшаяся стыковка "Салюта" с "Союзом-10"

Источник: Книги Черток Б.Е.- Ракеты и люди

Из Ил-18 на аэродром морской авиации в Саки высыпало такое количество пассажиров, что с трудом удалось разместиться в присланных за нами автомобилях. Мы снова в расцветающем Крыму. Каждый из прилетевших, проявляя не показное рвение, несмотря на гостеприимное приглашение на ужин, бросив чемоданчик в гостинице, тут же спешил в центр управления. Агаджанов , Трегуб и Раушенбах , руководившие в отсутствие Госкомиссии Главной оперативной группой управления ( ГОГУ ), были готовы к докладу.

Докладывал Агаджанов: - На бортах "Салюта" и "Союза" все нормально. Сейчас идет 79-й виток ДОСа. На 81-м витке по предложению баллистиков мы должны провести коррекции орбит обоих объектов. На "Салюте" - автоматическую, на "Союзе" - ручную. Для этого на 80-м витке проводим закладку уставок. На "Салют" уставки пройдут по командной радиолинии, на "Союз" мы передаем голосом по "Заре", и экипаж сам введет необходимые для коррекции данные с пульта. В результате коррекций на 82-м витке начнется процесс дальнего баллистического сближения. По расчетам баллистиков объекты сблизятся на расстояние до 11-12 километров к 4 часам утра. Последующее сближение должно производиться в автоматическом режиме по командам "Иглы" . По нашим расчетам в период от 5 часов 36 минут до 5 часов 52 минут сближение и стыковка должны быть закончены. На 84-м витке по программе осуществляется переход из корабля в ДОС, на 85-м и 86-м витках - расконсервация, и на 87-м витке экипаж уже должен спать.

Только-только успели разобраться с расписанием работы двух объектов и распределением ответственности за них в группе управления и анализа, как из Москвы пришло два указания: первое - подготовить экипаж к разговору с Брежневым и второе - передать на борт текст приветствия болгарской Коммунистической партии. Тут вдруг сообщают, что на пятом витке "Союза-10" не прошла первая коррекция.

Афанасьев в это время докладывал Устинову обстановку и попросил до стыковки на разговоры с Брежневым и привествия болгарам экипаж не отвлекать.

Мишин потребовал, чтобы Раушенбах объяснил причины срыва коррекции. В зал набилось столько людей, что руководителям не на чем было сидеть. И уж совсем трудно советоваться между собой, разговаривать и командовать службами по десяткам телефонов. Павлу Агаджанову , непосредственно выдававшему голосовые команды по единому циркуляру КИКа , надо было принимать на слух всю сыпавшуюся по громкой связи и телефону информацию и воспринимать руководящие указания прилетевшей Госкомиссии. Не легко было и Павлу Поповичу . Он был на прямой связи с экипажем. В его задачу кроме всего прочего входила и психологическая поддержка экипажа.

Но что делать? Министр Афанасьев, Мишин, Керимов, Строгонов, Комиссаров, Карась, Попов, Царев, Спица - персоны, на которых нельзя повышать голос, им нельзя приказать: "Не мешайте работать!"

Раушенбах, сохраняя завидное хладнокровие, разбирал с Башкиным и баллистиками задание на ближайшие коррекции и не очень доходчиво объяснял скопившимся вокруг них руководителям причины срыва предыдущей.

- Время коррекции, - сказал он, - меняется в зависимости от расчетов баллистиков, которые уточняют орбиты по измерениям на каждом витке. Космонавты очень поздно получили данные для начала коррекции, когда они нажали клавишу на пульте, прошло снятие готовности ориентации по системе ионной ориентации.

Во время объяснения по громкой связи прошел доклад:

- Коррекция "Союза-10" назначена на 1 час 34 минуты, время работы двигателя 17 секунд. Елисеев доложил, что ориентация выполнена, к коррекции готовы. 35-й ( НИП-15 ) подтвердил, что на ДОС заложена уставка для коррекции в 2 часа 54 минуты на разгон. Я попросил выдать на борт ДОСа команду о включении телевизионной камеры для проверки ориентации.

Мишин о чем-то спорил с Керимовым, и вдруг они оба потребовали доложить резервные варианты, в случае если откажет "Игла".

В это время "Союз-10" находился в зоне связи наших пунктов, а мы не могли толком вести переговоры с экипажем. То Мишин, то Керимов отрывали руководство полетом, требуя непрерывных докладов. В это время, на беду, прошла информация о каком-то сбое в системе контроля орбиты станциями "Сатурн". Обычно о таких сбоях не докладывают. Керимов и Мишин разразились негодованиями в адрес баллистиков и Богомолова.

В общий шум ворвались доклады по громкой связи:

- Идет сближение, "Союз" впереди "Салюта" на две секунды по времени.

- Что вы нам секунды даете? Дайте километры!

- "Гранит" докладывает: прошел радиозахват, "Игла" работает. Агаджанов не вытерпел и несмотря на присутствие своих прямых начальников: генералов Карася и Спицы - крикнул в микрофоны, выходящие на общий циркуляр и связь с экипажем:

- Вас понял, расстояние десять километров, не мешайте работать! Видимо, последнее вызвало недоумение на борту. Космонавты обиделись. - Мы докладываем о ходе сближения по показаниям на пульте. Я старался не прозевать за общим шумом и разговорами какого-либо доклада группы анализа или экипажа о нештатной ситуации.

- Если после этой работы меня не хватит кондрашка, будет чудо, - успел проговорить Иван Мещеряков , отдавая очередные указания по ВЧ-связи в Болшево на вычислительный центр.

- Почему не докладываете об окончании витка? - спрашивает Керимов.

Агаджанов, с трудом сдерживаясь (он ведет переговоры с "Гранитом"), громко докладывает:

- Работает "Игла", вас понял. Это "Граниту".

Расстояние 11 километров - это гостям.

- Что у вас то 10, то 11 километров? Кто виноват? - спрашивает Мишин . Тише всех ведет себя министр. Агаджанов продолжает:

- Есть выключение двигательной установки на ДОСе! "Гранит" докладывает о работе своего двигателя. Программа 81-го витка выполнена. На ДОСе двигатель работал 60 секунд.

- Я - 12-й. "Гранит", на 82-м витке ждем от вас самых ответственных докладов о работе "Иглы" и режиме автоматического сближения.

- Зачем столько лишних слов? - сердится Мишин.

- Так ведь он дает информацию для связи с экипажем, выполняет роль комментатора для Госкомиссии и отдает приказы по всему КИКу, - пытаюсь теперь уже я оправдать Агаджанова.

- 82-й виток, идет поиск. - КИК работает всеми средствами.

"Гранит" докладывает: подмаргивают сопла ДПО.

- Как это сопла "подмаргивают", что вы за чушь несете?

- Не отвлекайтесь, - говорю я Агаджанову, - потерпят!

- На НИП-16, есть прием системой "Сатурна" . ДПО работают 20 секунд, 25 секунд, 30 секунд, 35 секунд, 40 секунд, 45 секунд...

- Почему сами не выключают? - чей-то истерический всхлип.

- Скорость на сближение 8 метров в секунду, устойчивый радиозахват...

- Видим в ВСК яркую точку. Дальность - 15 километров, скорость - 24.

- Прошу тишины в зале!

- А кто объяснит, что происходит, почему было 11 и вдруг дальность 15?

Черток, Мнацаканян, Раушенбах, что вы сидите и ничего не делаете?

- За нас делает "Игла", - отвечает Мнацаканян.

- Если бы сидели в корабле, может быть, что-нибудь и делали, а сейчас надо слушать и не мешать, - это уже я сорвался.

- Сумасшедший дом, - тихо говорит Раушенбах, - только бы "Игла" не сошла с ума. Не считаясь с нашей перепалкой, автоматический процесс сближения продолжался. Телеметристы, экипаж и НИПы вели по циркуляру доклады, которые обрушивались на жаждущих активных действий руководителей. Человеку, не освоившему всю нашу аббревиатуру и внутренний жаргон, действительно казалось, что в передаче информации и управлении полетом "сплошной бардак" и распустившихся деятелей ГОГУ пора наказывать. Однако в зале управления НИП-16 несмотря на 4 часа утра никто не дремал. Доклады из космоса, с НИПов и местные комментарии поступали в таком изобилии, что даже я не всегда успевал понять, где первоисточник информации. Самой достоверной, конечно, была информация оперативно обрабатываемой телеметрии и доклады "Гранита" по "Заре". Они шли почти параллельно. Эстафета связи без провалов передавалась от НИПа к НИПу. - Дальность 11, скорость 26 и 5. Я не утерпел и сказал сидевшему рядом у микрофона Агаджанову :

- А полковник Воронов - молодец. Это только у нас в зале бардак, а связь в КИКе до самой Камчатки сегодня работает отлично.

- Да, нам с Борисом Анатольевичем повезло, - только и успел ответить Агаджанов. Он был прав.

Сотни невидимых и неведомых высоким руководителям офицеров и солдат КИКа на НИПах, узлах связи, радиостанциях спокойно и самоотверженно делали свое дело.

- Дальность 8, скорость 27 и 5; дальность 6, скорость 27; горят сопла ДПО; начали разворот корабля.

- Нельзя сближаться с такой скоростью, - заволновался Мишин. - Почему ничего не предпринимаете? Подскажите экипажу, что делать!

- Не надо ничего делать, сейчас будет торможение, - успокаивает Мишина Раушенбах.

- Разворот закончился; включилась СКД на торможение, работает двигатель, 5 секунд, 10 секунд, 13 секунд.

- Дальность 4, скорость 11; горят сопла ДПО, идет разворот.

- Дальность 3 и 5, скорость 10. Снова включили СКД. 10 секунд, 15 секунд, 20 секунд, 25 секунд, 30 секунд, 33 секунды - выключение; дальность 2 и 7, скорость 8.

- На фоне Земли наблюдаем цель, мелькают бортовые огни, дальность 2 и 5, скорость 8; цель наблюдаем в ВСК...

Ох, как тянется время! Не отпускает страх, что вдруг произойдет что-то непонятное. Уже 5 часов утра! Неужели вся эта бортовая автоматика лучше нас понимает, что и когда делать, и не ошибется? Нам, сидящим в зале на берегу моря, ничего не грозит. А что сейчас чувствуют они, "Граниты", несущиеся в космосе вокруг планеты на встречу с ДОСом?

В ответ на мой немой вопрос Николай Туровский передает записку Трегубу . Он читает и протягивает мне:

"По телеметрии пульс у Шаталова и Елисеева за 100, у Рукавишникова 90!"

- Снова начали разворот; дальность 1600, скорость 8; работает двигатель 7 секунд; дальность 1200, скорость 4, снова разворот; дальность 950, скорость 2; снова работает двигатель - 5 секунд; разворот, мигают сопла ДПО.

- Видим объект; снова разворот, СКД работает 4 секунды; дальность 800, скорость 4.

- Я - "Гранит", цель наблюдаю хорошо и отчетливо. Это был последний доклад с корабля перед выходом из зоны связи. Башкин подходит к Раушенбаху и что-то шепчет.

- Башкин, Раушенбах, не секретничайте, а скажите нам, почему так туго идет сближение. Это ваша логика. По расчету, который мне дали, должны были дойти до касания еще в зоне связи, - говорит Мишин.

- Мы проверили запасы, - ответил Раушенбах. - На борту для сближения осталось запасов топлива всего на 13 метров в секунду для СКД и 20 килограммов для ДПО . Если они войдут сейчас в нашу зону, не состыковавшись, надо принимать решение об отмене. Рисковать запасами топлива на спуск нельзя. Я успокаиваю министра:

- Они там все прекрасно понимают. С Елисеевым мы успели такую ситуацию обговорить. Он рисковать не будет. С Шаталовым, я уверен, они примут правильное решение. Мучительно тянется 30-минутный перерыв зоны связи. -

Внимание! Начинаем сеанс 83-го витка, готовность 5 минут!

- "Гранит", я - 36-й. Даю счет: раз, два, три, четыре...

-Я - "Гранит", слышу вас хорошо! В 4 часа 47 минут выполнили ручное причаливание. Прошло касание и механический захват. Началось стягивание. Но на 9-й минуте режим ССВП остановился, стягивание до конца не выполнено. Стыковка не идет. Почему, мы не понимаем. Посмотрите телеметрию. Подскажите, что делать?

- Где стыковщики? Появились Живоглотов , Бакунин и Сыромятников . Бледные, волнующиеся. Они никак не ожидали, что из всех предполагаемых возможных отказов появится такой, которого никто не ожидал, и при наземной отработке ничего похожего не бывало. Заикаясь от волнения, Живоглотов объясняет притихшему залу:

- Штырь, то есть штанга "активного" стыковочного узла, была выдвинута перед стыковкой полностью. Весь ход для полного стягивания шариковым винтом - 390 миллиметров. Стягивание началось нормально по команде автоматики. Прошли 300 миллиметров и остановились. Стягивающий механизм работал и пытался тянуть, но зазор между плоскостями "активного" и "пассивного" агрегатов не уменьшался. Он составляет 90 миллиметров.

Возможные причины, очень предварительно: ошибка в установке центрирующих штырей на 180 градусов; технологическая ошибка при согласовании осей, что маловероятно; гидроразъемы уперлись друг в друга, правда, это не 90, а 50 миллиметров; электроразъемы, если уперлись корпусами, дают всего 30 миллиметров; узел уперся в дополнительные усиливающие кроншнейны, мы их называем балконами. Но это проверялось на заводе очень тщательно; возможна грязь на винте. Правда, грязи нужно очень много, чтобы намертво остановить винт; образование льда при выходе в космос. Но дождя при старте не было. И под давлением винта лед бы растаял; наконец, возможна поломка боковых рычагов. Была очень сильная боковая качка сразу после захвата.

- Почему качка? Где динамики? Раушенбах! Почему были колебания" - требует ответа Мишин. Меня пронзила неприятная мысль. Я попросил Павла Поповича, который непосредственно вел связь с "Гранитом":

- Запроси "Гранит", какие были колебания при стягивании?

- Не надо запрашивать. Елисеев докладывал, что после "захвата" загорался транспорант "Сопла ДПО" и мигал секунд 30. В это время корабль сильно раскачивался. Я понял, что дальнейшие допросы стыковщиков ничего не дадут, и, посоветовавшись с Раушенбахом и Трегубом, выложил Мишину и Керимову свою версию случившегося:

- Наиболее вероятно, что произошла механическая поломка по причине больших боковых колебаний. Систему управления мы не выключили. Сразу, как только произошло касание, прошло возмущение, которое датчики угловых скоростей отслеживали. Система управления пыталась убрать угловые отклонения, но "захват" уже состоялся, вместо успокоения началось раскачивание, но не вокруг центра масс, а на штанге, которая сцепилась с ДОСом в приемном гнезде. Мы что-то сломали. Продолжать попытки стыковки бесполезно. Надо принимать решение о расстыковке. См. Драматическая расстыковка Салюта и Востока

Ссылки:

  • ДОС-1 ("САЛЮТ"), ВЫШЛА НА ОРБИТУ И ОСТАЛАСЬ НЕ ПИЛОТИРУЕМОЙ
  • Демонстрация стыковки Устинову и Сербину в ОКБ-1
  • Подготовка "Союза-11" для стыковки с ДОСом
  •  

     

    Оставить комментарий:
    Представьтесь:             E-mail:  
    Ваш комментарий:
    Защита от спама - введите день недели (1-7):

    Рейтинг@Mail.ru

     

     

     

     

     

     

     

     

    Информационная поддержка: ООО «Лайт Телеком»