|
|||
|
"Союз-4"-"Союз-5" стыковка с обменом космонавтами, аварийная посадка
Источник: Книги Черток Б.Е.- Ракеты и люди 14 и 15 января были выведены "Союз-4" с космонавтом Владимиром Шаталовым и "Союз-5" с космонавтами Борисом Волыновым , Алексеем Елисеевым и Евгением Хруновым . "Союзы" произвели автоматическую стыковку, после чего Елисеев и Хрунов через открытый космос перебрались в корабль Шаталова. Во время этих операций в космосе Черток , Трегуб , Раушенбах , Бушуев находились в евпаторийском центре управления . Мишин вместе с Керимовым и министром Афанасьевым прилетели после пуска "Союза-5". Конечно, вместе с нами участвовали в этой по-настоящему увлекательной работе десятки ведущих специалистов, за которыми были серьезные долги по H1-Л3 . Но на время таких событий мы все забывали о H1-Л3. В том числе и министр - председатель Госкомиссии по Н1-Л3. Первая пилотируемая стыковка, да еще с переходом из корабля в корабль через открытый космос прошла очень гладко. Среди всех участников полета своей организованностью, честностью докладов и работы особенно выделялся Шаталов. Старт Шаталова был назначен на 13 января. Мы не верили в роковое влияние "числа 13". На этот раз древняя примета себя показала. В 10 часов 30 минут Шаталов удобно устроился в корабле и начал переговоры с бункером. Все шло прекрасно. Перед самым стартом, когда у ракеты уже никого не было, поступил с пульта доклад о снятии готовности гироприборов носителя. При температуре воздуха минус 24 градуса да еще и "с ветерком" начинать замену гироприборов, имея на борту корабля космонавта, было рисковано. Шаталова благополучно выдворили. Он не унывал и пошутил, что "произвел самую точную посадку". Гироприборы заменили, все наземные кабели перепроверили и пуск благополучно осуществили на следующий день. Вместе с большой группой специалистов и болельщиков я переживал эти события по скупым донесениям в Евпаторию с полигона. "Союз-4" произвел посадку нормально, а "Союз-5" , в котором оставался один космонавт Волынов , - нештатно. Бытовой отсек не пожелал отделиться по электрической команде от спускаемого аппарата. Он оторвался только при входе в атмосферу. Спуск был баллистическим с большими перегрузками, корпус спускаемого аппарата вошел в атмосферу ориентированным с ошибкой в 180 градусов и едва не прогорел до дыр. Однако Волынов чудесным образом остался жив и здоров. По этому поводу местные поэты сложили белый стих, использовав фамилии членов экипажей: ПоШатались, ПоВолынили, Ни Хруна не сделали, Ели сели. Но смеялись мы не долго. Нависал, буквально нависал пуск Н1 N 3Л . Ссылки:
|