Оглавление

Форум

Библиотека

 

 

 

 

 

"Венера-4" подлетает к Венере, а мы к Евпатории

Источник: книги Черток Б.Е.- Ракеты и люди

Утром 17 октября 1967 года Мишин , находившийся на сессии Верховного Совета Российской Федерации, по телефону передал мне указание:

- Завтра посадка "Венеры-4". Сегодня в Крым вылетает Келдьш с министром. Ты должен лететь с ними.

- Позволь! "Венера-4" теперь уже не наша. Она полностью бабакинская!

- Ты что, забыл, сколько сил мы и ты сам потратили на Венеру? Если бы не СП - не было бы у Бабакина этой "Венеры". Келдыш сам потребовал, чтобы мы оба с ним летели, но мне неудобно покидать сессию. Все команды Хвастунову я дал - улетай! В 16 часов я был во Внукове, а в 16 часов 15 минут наш Ан-2 уже выруливал на взлетную полосу. Мы летим на военный аэродром Саки, оттуда 20 километров до евпаторийского центра . В самолете оказалась знатная компания: министр Афанасьев, Келдыш, Карась, Керимов, Мрыкин , Царев , Бабакин , Рязанский , Богуславский , ученые - "венерианцы" из разных академических институтов слетелись в Евпаторию за неделю до ожидаемого попадания в планету. "Венера-4" была изготовлена на заводе имени С.А. Лавочкина с учетом опыта, который мы получили в своих межпланетных конструкциях начиная с 1960 года. Нашей последней работой по Венере была "Венера-3" . 1 марта 1966 года она доставила на Венеру вымпел Советского Союза. Об этом можно говорить вполне уверенно, несмотря на то, что радиосвязь с аппаратом прекратилась еще до подлета к планете. По этой причине мы не получили никакой информации от спускаемого аппарата.

Бабакин более года дорабатывал, а иногда и конструировал заново наш технический задел. Надо отдать должное его коллективу, которым было найдено много слабых мест в нашей конструкции и системах. Наземные испытания приборов, деталей, систем были более жесткими и полными. Очень тщательно проверялся аппарат в целом и в особенности радиокомплекс. Энтузиазм, с которым коллектив Бабакина начал работать над межпланетными автоматами, не мешал ему относиться с большой ответственностью к проблемам надежности. Аналог летящей к Венере станции был тщательно испытан. На нем можно было моделировать ситуации, происходящие на межпланетной трассе. По дороге к Венере на этом бабакинском межпланетном автомате все сеансы связи и астрокоррекции проходили благополучно. Поэтому у нас, летящих в Ан-24, была уверенность, что по крайней мере факт отделения СА будет зафиксирован.

Я опасался, что в полете министр попросит меня рассказать о программе спуска на планету. Но выручил Хвастунов, который вошел в салон и, широко улыбаясь, предложил кофе и печенье. Когда летел министр, Келдыш или Главный конструктор, командир нашего летного отряда Герой Советского Союза Хвастунов на взлетах и посадках сам садился в кресло первого пилота.

Первый час летели в сплошной серой облачности. Где-то под Харьковом на высоте 7000 метров самолет пробил многослойную облачность и сквозь иллюминаторы ворвался оранжевый свет заходящего солнца. Под нами клубились причудливые облачные вершины, возвышавшиеся над бескрайней многоцветной пеленой. Келдыш, оторвавшись от иллюминатора, обращаясь ко всем, сказал:

- Чем не марсианский или венерианский пейзаж?

На облака мы смотрели сверху. Заходящее солнце окрасило их в красные тона. Небо над облаками было чистым и прозрачным. Оно меняло окраску от густо-малинового у горизонта до ультрамаринового ближе к зениту. Все были очарованы пейзажем. Разговоры о предстоящих событиях затихли. Чтобы добраться из Москвы или Тюратама до НИП-16 , находящегося в десяти километрах от Евпатории , наши самолеты пользовались аэродромом военно-морской авиации близ курорта Саки. Командование морской авиации всегда оказывало гостеприимную встречу при посадке и теплые проводы при отлете. Дорога от аэродрома до Евпатории проходила вдоль "диких пляжей", а после выезда из города шла через поля виноградников. Таким образом, совершая автомобильные рейсы с аэродрома и обратно мы наблюдали жизнь курорта во все времена года.

В том году выдался богатый урожай винограда. С уборкой явно не справлялись. Виноград грузили навалом на самосвалы, и дорога была усыпана спелыми гроздьями, которые некому было подбирать. В Евпаторию мы добрались к ужину. Основной контингент "венерианцев" уже спал.

Ссылки:
1. "Союзы: планировался совместный полет, а не стыковка
2. "ВЕНЕРА-4": ПОЛЕТ И СПУСК УДАЛИСЬ! 1967 г.

 

 

Оставить комментарий:
Представьтесь:             E-mail:  
Ваш комментарий:
Защита от спама - введите день недели (1-7):

 

 

 

 

 

 

 

 

Информационная поддержка: ООО «Лайт Телеком»