Володин, Александр Моисеевич (настоящая фамилия — Лифшиц; 10 февраля 1919 —
17 декабря 2001) — русский драматург,
сценарист и поэт. Член Русского
ПЕН-центра, творческого совета журнала «Драматург»,
редакционно-издательского совета
альманаха «Петрополь». Член КПСС с 1949
года.
Александр Моисеевич Лифшиц, известный под литературным псевдонимом
Александр Володин, родился в Минске, но с пяти лет жил в Москве у своего
дяди — врача. Ещё в детстве Александр увлёкся театром, вероятно, под
влиянием старшего брата — актёра Студии А. Дикого; тем не менее после
окончания средней школы поступил в Московский авиационный институт, который
бросил через полгода. Окончив в Серпухове учительские курсы, год преподавал
русский язык и литературу в школе в деревне Вешки Московской области.
В 1939 году Володин поступил на театроведческий факультет ГИТИСа, но через
два месяца получил повестку в армию. В годыВеликой Отечественной войны был
связистом и сапёром, участвовал в боях на Западном, позже на Белорусском
фронте, дважды был ранен, награждён орденом и медалями.
После демобилизации Володин не вернулся в ГИТИС — поступил на сценарный
факультет
ВГИКа, который окончил в 1949
году; учился в мастерской Е. Габриловича, но своими главными учителями
называл В. Юнаковского и А. Сазонова.
ВГИК Володин окончил в самый разгар так называемой «борьбы с космополитизом»
и оказался без работы, что и побудило его переехать в Ленинград. В
1949—1956 годах он работал в качестве редактора, а затем и сценариста на
киностудии «Леннаучфильм», в 1956—1957 был старшим редактором и членом
худсовета киностудии «Ленфильм».
В начале 1950-х годов Александр Володин писал рассказы, первый сборник
вышел в свет в 1954 году. Как драматург дебютировал в 1955 году пьесой
«Фабричная девчонка», — поставленная в 1956 году в Ставропольском театре и
в 1957 году в Центральном театре Советской Армии, пьеса о том, как
коллектив ломает человека, попытавшегося противостоять ему, вызвала острую
дискуссию на страницах журнала «Театр». Тем не менее «Фабричная девчонка» с
успехом шла во многих театрах Москвы, Ленинграда и других городов СССР, а
также за рубежом.
Вторую пьесу начинающего драматурга, «Пять
вечеров», принял к постановке Большой драматический театр им. Горького.
Зинаида Шарко, ставшая первой и легендарной володинской Тамарой,
рассказывала, как автор читал свою пьесу перед труппой театра: «Через
каждые пять минут он останавливался и говорил: „Извините, там очень
бездарно написано. Я вот это исправлю и это исправлю… Ой, как это плохо! Я…
я даю слово, что я это исправлю!“ Вот так он прочёл всю пьесу, извиняясь за
то, что так плохо написано».
Спектакль, поставленный Георгием
Товстоноговым, стал настоящим событием театральной жизни. Много лет
спустя Анатолий Эфрос вспоминал: «Я как-то не думал раньше, что из-за
спектакля можно специально поехать в другой город. Но все приезжающие из
Ленинграда, и ленинградцы, и москвичи, с такой восторженностью и с таким
негодованием (были и такие) рассказывали о спектакле „Пять вечеров“ у
Товстоногова, что просто нельзя было не поехать… Я с восхищением наблюдал,
как необычайно простыми средствами достигался высокий эмоциональный и
смысловой эффект».
Если товстоноговские «Пять вечеров» стали откровением и для самого
драматурга, то постановка пьесы в «Современнике» его разочаровала. Олег
Ефремов, поставивший спектакль и сыгравший в нём Ильина, рассказывал: «Мы
попытались решить пьесу как сказку, сделали голубые декорации, всё было
искренне, благородно, красиво… а автор нашего спектакля не принял и с
присущей ему прямотой заявил, что не писал этой пошлятины».
Противники обвиняли драматурга в искажении действительности, пессимизме и
мелкотемье, нездоровом интересе к «маленьким людям и неустроенным судьбам»;
даже в художественном совете БДТ пьесу приняли далеко не все.
Третья пьеса Володина, комедия «В гостях и дома», оказалась не слишком
удачной и достаточно схематичной; поставленная А. Эфросом в Театр им.
Ермоловой, она никогда больше не ставилась и оказалась нелюбимым детищем
драматурга. Последовавшие за ней пьесы «Моя старшая сестра» (впервые
поставленная в БДТ) и «Назначение» также находили и горячих сторонников,
прежде всего зрителей, и принципиальных противников. В Володине нашли
своего драматурга Георгий Товстоногов в Большом драматическом и Олег
Ефремов в «Современнике», где, кроме «Пяти вечеров», шли его пьесы «Моя
старшая сестра» и «Назначение». В «Назначении» Володин рассказал историю
добропорядочного человека, который в минуту слабости отказывается от
высокого поста, но, увидев своего преемника, осознаёт, как писала Н.
Крымова, что общественная пассивность честного таланта развивает энергию
бездарности, увеличивает «общественный» вес всего косного и отжившего, —
поставив эту пьесу в 1963 году и сыграв в ней главную роль, Ефремов
полностью реабилитировался перед драматургом: спектакль стал событием
театральной и не только театральной жизни.
Тем не менее в середине 1960-х годов Товстоногов, посвятивший защите
Володина немало страниц в своей книге «О профессии режиссёра», был вынужден
констатировать: «Вместо того, чтобы способствовать совершенствованию
Володина как драматурга, мы сделали всё, чтобы он просто ушёл из
театра».
Александр Володин удалился в кинематограф, где дебютировал ещё в 1962 году
как автор сценария короткометражного фильма «Прошлым летом». Второй фильм,
к которому Володин написал сценарий, «Звонят, откройте дверь» Александра
Митты, получил приз «Золотой лев святого Марка» на Международном
кинофестивале детских фильмов вВенеции в 1966 году.
Менялась атмосфера в стране, менялось восприятие, и осуществлённая Георгием
Натансоном в 1966 году экранизация пьесы «Моя старшая сестра» уже не
вызвала прежнего столкновения мнений, как и другие, более поздние
экранизации, в том числе
«Пять вечеров» Никиты Михалкова. То, что
киноверсиям пьес Володина сопутствовал успех, театровед А. Варламова
считает неслучайным: «У него всегда наличествует принципиально важный для
поэтики кинематографа лейтмотив „потока будней“, в который погружены, то
вырываясь из его плена, то вновь оказываясь подхваченными его течением,
володинские персонажи. Вернее, здесь не присутствуют „будни“ в тяжеловесном
бытовом воплощении, а дана их лаконичная музыкальная, мелодическая
формула».
Получив признание в кинематографе, Александр Володин в начале 1970-х годов
вернулся в театр, написав пьесы «С любимыми не расставайтесь» и «Дульсинея
Тобосская», с которой
Олег Ефремов в 1971 году дебютировал
во МХАТе, как режиссёр и как актёр, сыграв рыцаря Печального Образа. На
основе пьесы «Дульсинея Тобосская» Геннадий Гладков создал одноимённый
мюзикл, который в 1973 году Игорь Владимиров поставил на сцене Театра им.
Ленсовета (с Алисой Фрейндлих в главной роли); мюзикл, в свою очередь, в
1980 году был экранизирован Светланой Дружининой.
Одновременно Володин продолжал работать в кино: Сергей Герасимов снял по
его сценарию фильм «Дочки-матери», Георгий
Данелия — знаменитый «Осенний
марафон».
Кроме пьес и киносценариев, Александр Володин писал стихи и прозу — главным
образом мемуарного характера.
Умер 17 декабря 2001 года в Санкт-Петербурге. Похоронен на Комаровском
кладбище недалеко от Санкт-Петербурга.
Призы и награды
Орден Отечественной войны I степени (1943)
Медаль «За отвагу» (1943)
Лауреат Всесоюзного кинофестиваля в номинации «Премии среди детских
фильмов» за 1978 год
Лауреат Государственной премии РСФСР имени Братьев Васильевых (1981, за
сценарий фильма «Осенний марафон»)
Лауреат Царскосельской художественной премии (1994 год)
премия Северо-Западного филиала РАО (1995)
«Золотая маска» по номинации «Честь и достоинство» (1997)
премия им. А. Синявского «За благородство и творческое поведение в
литературе» (1999)
премия журнала «Огонёк» (1989)
премия «Северная Пальмира» (2000)
Лауреат премии Президента РФ в области литературы и искусства за 1999
год
Лауреат премии «Триумф» (1999)
Награждён Орденом «За заслуги перед Отечеством» III степени (1999)
Лауреат Международной премии Станиславского (2001)