Товстоногов, Георгий Александрович (15 [28] сентября 1915 — 23 мая 1989,
Ленинград) — советский театральный режиссёр и педагог. Народный артист СССР
(1957). Доктор искусствоведения (1968). Герой Социалистического Труда
(1983). Лауреат Ленинской(1958), двух Сталинских (1950, 1952) и двух
Государственных премий СССР (1968, 1978).
Георгий Товстоногов, по официальным данным, родился в Тифлисе; однако
младшая сестра режиссёра, Натела Александровна Товстоногова, местом его
рождения называет Петербург: семья жила на Фурштатской улице; отец —
русский, потомственный дворянин
Александр Андреевич Товстоногов,
инженер-железнодорожник, высокопоставленный работник Министерства путей
сообщения Российской империи, мать — грузинка
Тамара Папиташвили, певица, обучавшаяся
в Санкт-Петербургской консерватории. Лишь в 1919 году семья, по
свидетельству Нателы Товстоноговой, переселилась в
Тифлис.
В 15 лет Георгий Товстоногов окончил школу. Ещё школьником много времени
проводил в театре, актёром которого был его дядя. По окончании школы
поступил в Тбилисский железнодорожный институт, где его отец заведовал
кафедрой, но вскоре понял, что его призвание — театр.
Сценическую деятельность Товстоногов начал в 1931 году как актёр и
ассистент режиссёра в Тбилисском русском ТЮЗе, художественным руководителем
которого был основатель детского театра в Грузии Н. Я. Маршак. В этом
театре в 1933 году Товстоногов поставил свой первый спектакль —
«Предложение» А. П. Чехова. В том же году он поступил на режиссёрский
факультет ГИТИСа; чтобы соответствовать возрастному цензу абитуриентов, в
документах прибавил себе два года, — и на протяжении всей дальнейшей его
жизни официально годом рождения Товстоногова считался 1913-й, от этого года
отсчитывали круглые даты для присуждения высших наград, и отмечали их
дважды — официально и неофициально.
В ГИТИСе учителями Товстоногова были известные театральные режиссёры и
педагоги Андрей Лобанов и Алексей Попов, при этом Товстоногов продолжал
работу в Тбилисском ТЮЗе, где каждый год ставил как минимум один новый
спектакль.
В 1937 году отец Георгия Товстоногова
был
репрессирован как японский шпион, —
как «сына врага народа» его отчислили с четвёртого курса. Спустя несколько
месяцев он был восстановлен (считается, что после того, как Сталин произнёс
фразу «Сын за отца не отвечает»). После окончания ГИТИСа, в период с 1938
по 1946 года работал в качестве режиссёра в
Тбилисском русском драматическом театре
имени А. С. Грибоедова. В 1939 году руководитель Тбилисского
театрального института Акакий Хорава, высоко ценивший 24-летнего режиссёра,
предоставил ему руководство актёрским курсом, где Георгий Товстоногов
проявил себя незаурядным педагогом.
В 1946 году по личным мотивам Товстоногов покинул Тбилиси и переехал в
Москву. Был художественным руководителем Гастрольного реалистического
театра (1946—1948), режиссёром Центрального детского театра (1946—1949).
Параллельно ставил спектакли в других театрах Москвы, а также в Русском
драматическом театре в Алма-Ате.
В 1949 году Товстоногов переехал в Ленинград и стал режиссёром, а в 1950
году — главным режиссёром
Ленинградского театра им. Ленинского
комсомола. Именно в этом театре он обрёл имя и признание. Выпускал
примерно четыре спектакля за сезон, работая почти одновременно над
несколькими пьесами. Его спектакли становились событием театральной жизни
не только Ленинграда, но и всей страны. Но наибольший успех выпал на долю
спектакля «Оптимистическая трагедия» по пьесе Вс. Вишневского,
поставленного Товстоноговым в 1955 году на сцене Ленинградского театра
драмы им. Пушкина. Спектакль произвёл впечатление не только на театральную
публику, как в стране, так и за рубежом, но и на партийное руководство: в
1956 году театр исполнял «Оптимистическую трагедию» перед делегатами
исторического XX съезда КПСС, — этот спектакль, позже удостоенный Ленинской
премии, сыграл не последнюю роль в новом назначении режиссёра.
В начале 1956 года Георгию Товстоногову было предложено стать главным
режиссёром
Большого драматического театра
(БДТ). В тот момент театр, который носил имя Максима Горького,
переживал тяжёлый период, был в числе аутсайдеров ленинградской театральной
жизни: с 1949 по 1956 год в нём сменилось четыре главных режиссёра; в
сезоне 1953—1954 года в БДТ вообще работал без главного режиссёра,
управлялся режиссёрской коллегией. В условиях, когда едва ли не каждый год
у руля БДТ вставал новый человек, ни о каком плане развития театра,
продуманной репертуарной политике не могло быть и речи. Всё это привело к
тому, что в середине 50-х театр не имел «своего» зрителя; из-за крайне
низкой посещаемости образовалась значительная финансовая задолженность,
грозившая театру закрытием.
Режиссёрская чехарда негативно сказалась и на управляемости театра,
актёрская труппа просто «съедала» неугодных режиссёров. При том, что в БДТ
в тот момент было немало талантливых актёров, штат был непомерно раздут.
«…Семь лет этот театр, — вспоминала Д. М. Шварц, — практически был без
настоящего руководителя. То они коллегию делали. То пригласили
замечательного человека, режиссёра Константина Павловича Хохлова, который
был уже стар и болен. Они его „съели“. Тут была очень злая труппа, очень их
было много. За семь лет все, кому было не лень, приходили в этот
театр…».
Товстоногов, который за шесть лет на посту главного режиссёра
Ленинградского театра им. Ленинского Комсомола заставил говорить
взыскательную ленинградскую театральную общественность о себе, как о
чрезвычайно талантливом и успешном режиссёре, не сразу принял предложение
возглавить БДТ. Однако для спасения «первого пролетарского театра», по
настоянию курирующих театры партийных органов Ленинграда, 13 февраля 1956
года Товстоногов всё же стал главным режиссёром БДТ имени Максима
Горького.
Было очевидно, что для возвращения БДТ былой славы требуются быстрые,
решительные и жёсткие меры. Товстоногову были предоставлены широкие
полномочия. Для проведения административной реорганизации БДТ, директором
театра был назначен Г. М. Коркин. «Он был жесток, он был беспощаден. Он мог
всё реорганизовать, уволить всех, кого надо. И он бегал к Георгию
Александровичу каждый день». Из Ленинградского Ленкома Товстоногов
пригласил в БДТ на пост заведующей литературной частью театра Д. М. Шварц.
На своей первой встрече с труппой, коснувшись темы «съедания» труппой
художественных руководителей театра, Товстоногов заявил: «Я несъедобен!
Запомните это: несъедобен!».
Объявив свою программу, новый художественный руководитель, с благословения
руководящих инстанций, уволил примерно треть труппы — более 30
актёров.
В течение тридцати трёх лет Товстоногов возглавлял БДТ, сделав его, по
словам А. Смелянского, «первой сценой страны». В истории театра эту эпоху
называли «золотой». «Товстоногов, — писал П. А. Марков в 1976 году, —
занимает в нашей театральной жизни особое и чрезвычайно значительное место.
Его не обойдешь нарочитым невниманием, не будешь отрицать его определяющее,
твёрдо закреплённое влияние на советский театр». А. Смелянский, вспоминая
один из программных его спектаклей — «Пять вечеров», отмечал: «Простой
володинской истории Товстоногов поставил историческое дыхание. Может быть,
в этом была вообще сильнейшая сторона его режиссуры. Его дарование было
эпического склада, его спектакли не зря называли сценическими романами. За
любой пьесой, будь то классика или современная драма, он умел увидеть
огромный кусок жизни, который служил этой пьесе источником. И тогда знаки
на бумаге наполнялись ошеломляющими „случайностями“ и открытиями, которые к
тому же добывались как бы изнутри самой пьесы, без открытой ломки её
структуры. Режиссёрский приём как демонстрацию своей изобретательности
Товстоногов презирал. Он не любил слово „концепция“, предпочитал другое
слово — „разгадка“». О том же свидетельствовал П. А. Марков: «Театр
Товстоногова лишен малейшего оттенка сенсационности… Успех подтверждает,
что театр попадает в самую точку общественно-художественных интересов
страны».
В 1966 году подписал открытое письмо
деятелей науки, литературы и искусства
в адрес Л. И. Брежнева о недопустимости частичной или косвенной
реабилитации И. В. Сталина и о необходимости предания гласности фактов
совершённых им преступлений.
С шестидесятых годов Товстоногов заведовал кафедрой режиссуры
Ленинградского института театра, музыки и кинематографии (профессор с 1960
года), написал две важнейшие для российской театральной культуры книги по
теории и практике режиссёрского творчества — «О профессии режиссёра» и
«Круг мыслей».
Профессор Товстоногов воспитал несколько поколений мастеров режиссуры. Он
на практике показал, какое мощное творческое начало таит в себе система К.
С. Станиславского, которую во второй половине XX века он развил и обогатил
своими исканиями.
Георгий Товстогов работал также на телевидении; кроме 5 телеспектаклей,
поставленных в 1963—1973 годах, в его активе есть и созданный в 1961 году
телефильм — «Гром на улице Платанов» по Г. Роузу и даже один радиоспектакль
— «Верность» О. Берггольц (1961).
23 мая 1989 года в Большом драматическом прошла генеральная репетиция
спектакля «Визит старой дамы» по пьесе Ф. Дюрренматта. Назначив день
премьеры, Георгий Товстоногов попрощался с актёрами, сел за руль своего
автомобиля и отправился домой. Машина остановилась на Суворовской площади и
больше не тронулась с места. Г. А. Товстоногов был похоронен в Ленинграде в
Некрополе мастеров искусств на Тихвинском кладбище Александро-Невской
лавры.
Семья
В 1943 году Георгий Товстоногов женился на своей ученице — актрисе
Саломе Канчели; в 1945 году брак
распался; двоих сыновей, родившихся в этом браке, Саломе оставила мужу. В
1958 году он женился на актрисе
Инне Кондратьевой, этот брак распался в
1962 году.
Младшая сестра Натела Александровна
Товстоногова, жена актёра Е. А. Лебедева. Свою жизнь посвятила заботам
о муже и брате и воспитанию детей и внуков, своих и брата.
Сыновья:
Александр Георгиевич Товстоногов (1944—2002) — сын от первого брака,
театральный режиссёр.
Николай Георгиевич Товстоногов (р. 1945) — сын от первого брака, живёт в
Израиле.
Милков Вадим Георгиевич (р. 1950) — сын Г. А. Товстоногова от актрисы
Ленинградского театра имени Ленинского комсомола Марии Милковой. Оперный
режиссёр, работал в БДТ вместе с отцом над спектаклем «Смерть
Тарелкина»
Внук — Георгий Александрович Товстоногов-младший (1975—2012), также
театральный режиссёр.
Внук — Товстоногов Василий Александрович
Внук — Товстоногов Арсений Александрович
Внучка — Милкова Мария Вадимовна, дочь Вадима Георгиевича Милкова.
Правнук — Георгий Николаевич Генш, сын Марии Милковой, проживает в
Германии.
Награды и звания
Народный артист СССР (1957)
Герой Социалистического Труда (1983)
Три ордена Ленина (1967, 1973, 1983)
Орден Трудового Красного Знамени (1957)
Сталинская премия первой степени (1950) — за постановку спектакля «Из
искры…» Ш. Н. Дадиани
Сталинская премия третьей степени (1952) — за постановку спектакля «Дорогой
бессмертия» Г. А. Товстоногова и В. Г. Брагина
Ленинская премия(1958) — за постановку спектакля «Оптимистическая трагедия»
В. В. Вишневского
Государственная премия СССР (1968) — за постановку спектакля «Мещане» М.
Горького
Государственная премия СССР (1978) — за постановку спектакля «Тихий Дон» М.
А. Шолохова
Государственная премия РСФСР имени К. С. Станиславского (1986) — за
постановку спектаклей русского классического репертуара
Заслуженный деятель искусств Грузинской ССР
Народный артист Дагестанской АССР
Заслуженный артист Узбекской ССР
Народный артист Грузинской ССР.
Депутат ВС СССР 7—8 созывов.
Член-корреспондент Академии художеств ГДР (1983)
Почётный гражданин Тбилиси (1983).
Творчество
Важнейшие постановки
Ленинградский театр имени Ленинского комсомола
1949 — «Из искры…» Ш. Н. Дадиани.
1951 — «Дорогой бессмертия» В. Г. Брагина и Г. А. Товстоногова по книге Ю.
Фучика «Репортаж с петлёй на шее». Спектакль поставлен совместно с А. Г.
Рахленко.
Ленинградский Академический Большой драматический театр им. М.
Горького
1957 — «Эзоп» Г. Фигейредо
1957 — «Идиот» по Ф. М. Достоевскому. Композиция Д. М. Шварц и
Товстоногова.
1959 — «Варвары» М. Горького.
1959 — «Пять вечеров» А. М. Володина.
1962 — «Горе от ума» А. С. Грибоедова.
1964 — «Поднятая целина» по М. А. Шолохову. Инсценировка П. Дёмина.
1965 — «Три сестры» А. П. Чехова.
1965 — «Римская комедия» Л. Г. Зорина. Художник С. С. Мандель (спектакль
быз запрещён на стадии генеральной репетиции)
1966 — «Мещане» М. Горького
1969 — «Король Генрих IV» У. Шекспира. Литературная композиция В. Э.
Рецептера.
1972 — «Ревизор» Н. В. Гоголя.
1972 — «Ханума» А. А. Цагарели
1974 — «Три мешка сорной пшеницы» по В. Ф. Тендрякову
1974 — «Энергичные люди» В. М. Шукшина.
1975 — «История лошади» по повести Л. Н. Толстого «Холстомер». Инсценировка
М. Г. Розовского.
1983 — «Смерть Тарелкина». Опера-фарс А. Н. Колкера по мотивам комедии А.
В. Сухово-Кобылина.
1985 — «На всякого мудреца довольно простоты» А. Н. Островского.
1987 — «На дне» М. Горького
Другие театры
1955 — «Оптимистическая трагедия» Вс. В. Вишневского. Академический театр
драмы им. А. С. Пушкина, Ленинград.
1973 — «Балалайкин и Ко» С. В. Михалкова по роману М. Е. Салтыкова-Щедрина
«Современная идиллия». Театр «Современник», Москва.
Сочинения
«Современность в современном театре. Беседы о режиссуре» (1962)
«О профессии режиссёра» (1965)
«Круг мыслей: Статьи. Режиссёрские комментарии. Записи репетиций»
(1972)