Осипенко (в дев Дудник, по первому мужу - Говяз) Полина Денисовна (1907-1939)
Источник-Википедия
Полина Денисовна Осипенко (в девичестве - Дудник, по первому мужу - Говяз)
родилась 25 сентября (8 октября) 1907 года в селе Новоспасовка (ныне село
Осипенко) Бердянского района Запорожской области (Украина). Из крестьян,
родилась в семье деревенского ремесленника. Украинка. Была девятым ребенком
в семье.
Окончила 2 класса церковно-приходской школы.
1929 г. - окончила курсы птицеводов в Киеве по специальности " инструктором
по организации птицеводческих ферм".
1929-1930 гг. - заведующая колхозной птицефермой.
1930 г. - первая попытка поступить в Качинскую школу летчиков, не
увенчалась успехом. Осипенко пошла работать в столовую пилотов. Полеты
училища происходили на нескольких площадках, куда на самолете
У-2 привозили завтрак. В этих
постоянных полетах летчики-инструкторы разрешали Полине управлять
самолетом. Так она научилась летать на У-2. Затем, во время визита нарком
по военным и морским делам СССР
К. Е. Ворошилова, Осипенко упросила
его зачислить ее в Качинскую школу летчиков.
1933 г. - окончила Качинскую школу
летчиков.
1933-1935 гг. - Приказом Генерального штаба РККА Осипенко направляют в одну
из авиачастей Харьковского гарнизона, где, оценив ее летное мастерство,
назначают командиром звена. Дальнейшие места службы - авиачасти Житомира и
Киева.
Весной 1935-го Осипенко переводят в Московский военный округ, а затем
назначают инспектором ВВС при Генштабе.
В 1936 году Осипенко участвовала во Всесоюзном совещании жен командного и
начальствующего состава РККА в Кремле и была представлена руководству
страны. С высокой трибуны она заявила: "Обещаю летать выше всех девушек
мира! ".
Сначала летчица решила перекрыть достижение итальянки Негрон, гидросамолет
которой поднялся на высоту 6200 метров. Свой гидросамолет Осипенко
осваивала в районе Севастополя - на крупной летной базе. 22 мая 1937 года
Осипенко установила мировой рекорд, поднявшись на высоту 9100 метров. Через
два дня - мировой рекорд при полете с грузом: Полина подняла на
гидросамолете на высоту 7009 метров груз в одну тонну.
После высотных Осипенко решила штурмовать рекорды на дальность: перелететь
страну с юга на север. Разрешение на полет и подбор экипажа дал нарком
обороны Климент Ворошилов.
2 июля 1938 года экипаж в составе Осипенко, второго пилота Веры Ломако и
штурмана Марины Расковой установил женский мировой рекорд полета по прямой
(Севастополь - Киев - Великий Новгород - Архангельск), преодолев с грузом в
пять с половиной тонн за 10 часов 33 минуты 2372 км
Следующим шагом в развитии советского женского воздухоплавания должен был
стать
беспересадочный перелет на Дальний
Восток. Командиром корабля назначили Валентину Гризодубову - она
специально и давно готовилась к такому полету. Вторым пилотом назвали
Осипенко, хоть уверенности в том, что она согласится на вторую роль, не
было. Но от Осипенко пришла телеграмма: "Согласна хоть третьим, только бы
принять участие в перелете". Третьим членом экипажа стала штурман Марина
Раскова.
24 сентября 1938 года двухмоторный ДБ-2
"Родина", взлетев с подмосковного аэродрома, взял курс на Дальний Восток.
Пробираясь сквозь облака, самолет долго шел в слепом полете - штурману
Расковой приходилось прокладывать путь по приборам. Вскоре проявился еще
один коварный враг - обледенение. Чтобы сбить лед с лопастей пропеллера,
летчики до предела увеличили обороты винта. Донимала болтанка. После Урала
связь с землей прервалась. Из-за отсутствия связи летчики прошли мимо
Комсомольска-на-Амуре. Когда показалось Охотское море, тревожно вспыхнула
лампочка, сигнализируя, что бензина осталось на полчаса. Командир корабля
Гризодубова решила садиться в тайге с убранными шасси. Она приказала
Расковой прыгать с парашютом, потому что подобная посадка опасна в первую
очередь для сидящего впереди штурмана. Самолет посадили на болото в
верховьях таежной реки Амгуни. Точного места приземления "Родины" никто не
знал. Начались поиски. От Байкала до Охотского моря над тайгой, горными
хребтами, непроходимыми болотами летали самолеты. Охотники, жители далеких
поселков ушли в таежную глушь. 3 октября экипаж был обнаружен с воздуха. Из
села Керби вышел катер "Дальневосточный", который, дойдя до верховьев
бурной Амгуни, подобрал в тайге героических женщин. За 26 часов 29 минут
беспересадочного полета "Родина" преодолела расстояние в 6450 км. Мировой
рекорд дальности полета для женщин оказался перекрыт более чем на полторы
тысячи километров. На каждой станции, в каждом городе от Керби до Москвы
летчиц встречали восторженные толпы людей. За свой подвиг Гризодубова,
Осипенко и Раскова получили звания (первыми из женщин) Героев Советского
Союза.
Всего Осипенко установила пять международных женских рекордов.
С октября 1938 г. - инспектор по технике пилотажа, наставник
пилотов-истребителей.
1 мая 1939 года Осипенко участвовала в воздушном параде, пролетев в группе
скоростных истребителей над Красной площадью.
Погибла в авиационной катастрофе 11 мая 1939 года во время
учебно-тренировочных сборов над Рязанской областью вместе с начальником
главной летной инспекции ВВС РККА
А. К. Серовым. Похоронена в Москве у
Кремлевской стены.
Истинная причина гибели Осипенко и Серова до сих пор неясна.
В официальном сообщении, обнародованном "Правдой", никаких подробностей
трагедии не сообщалось. Существует версия, что самолет упал из-за
несогласованности действий летчиков: полет выполнялся на спаренном
самолете, автономное управление было в передней и задней кабинах. Возможно,
что, пилоты спорили, кому управлять...
Писатель Владимир Сиренко высказывает такое предположение: "Жена Серова,
известная красавица - актриса, была "легальной" любовницей писателя
Константина Симонова, приближенного
к сталинскому двору. А Полина Осипенко, став известной всему миру, могла
заинтересоваться, куда делся ее первый муж, столько для нее сделавший,
может, даже пыталась что-то сделать для его освобождения. Разве не могли,
посадив их в один самолет, что-то "не докрутить" или "перекрутить"? Трудно
поверить, что два таких аса не смогли найти выход из катастрофической
ситуации. В конце концов, своевременно покинуть кабину самолета и
приземлиться на парашютах".
историк Константин Константинов: "Относительно отношений В. Серовой и К.
Симонова я слышал версию совершенно не согласующуюся с версией В. Сиренко.
Не только при жизни А. Серова, Валентина не была любовницей Симонова, но и
после смерти мужа К. Симонов довольно долго её добивался, прежде чем она
вышла за него замуж без любви. Результат - её пристрастие к алкоголю. А вот
еще версия: Осипенко П.Д. домогалась любви Серова А.К., который на её
домогательства не реагировал. "Так не доставайся ты никому", - решила П. Д.
Осипенко, направив самолёт к земле."
Считается первой украинской женщиной-летчицей.
С 1932 г. - член ВКП(б).
Делегат XVIII съезда ВКП(б).
Первый муж (1926 г.) - односельчанин Степан
Говяз, военный летчик. (Он сыграл решающую роль в том, что супруга тоже
выбрала авиацию. В апреле 31-го Полина Говяз уехала из Новоспасовки к
своему мужу в Качу, где тот служил. Степан и подготовил жену к поступлению
в Качинскую школу военных пилотов. Когда Полину Говяз стали готовить к
установлению авиационных рекордов, супругов-летчиков специально разлучили,
отправив Степана на службу в Ростовскую область. Талантливый пилот
почему-то не вписался в биографию будущей героини. Но Степан продолжал
поддерживать связь с женой. Тогда его репрессировали. Осенью 1938-го Степан
Говяз из заключения писал родственникам: "Отдельные лица разбивали нас
своими переводами и разделами в разные стороны, что и привело к
окончательному разрыву... В марте 1939 г. я выйду на волю, и не приеду до
тех пор, пока обратно не восстановлюсь в авиацию и не получу звание. Не
подумайте, что я преступник в полном смысле слова, что я враг народа. Нет!
". Но его так и не освободили.
Второй муж (1935 г.) - Александр Осипенко
(1910 - 1991), однополчанин, которого Осипенко знала еще по летной
школе, командир истребительного авиаотряда, в последствии - Герой
Советского Союза, участник гражданской войны в Испании, участник Великой
Отечественной войны, генерал-лейтенант.
В 1930-х гг. жила в Замоскворечье: Садовническая улица, д. 51.
Майор (1939).
Герой Советского Союза (2 ноября 1938) - "за выполнение беспосадочного
перелета Москва-Дальний Восток (Керби) и проявленные при этом мужество и
героизм".