(2 (15) марта - 26 октября (8 ноября) 1917 года) - высший законодательный
и исполнительный орган государственной власти в России в период между
Февральской и Октябрьской революциями.
Официальный печатный орган - Собрания узаконений и распоряжений
правительства, издаваемые при Правительствующем Сенате.
26 февраля (11 марта) 1917 года Высочайшим указом деятельность
IV Государственной думы была
приостановлена. Вечером
27 февраля (12 марта) был создан Временный комитет Государственной думы,
председателем которого стал
М.В. Родзянко
(октябрист, председатель IV Думы). Комитет взял на себя задачу по
восстановлению государственного и общественного порядка. Комитет не
обладал, однако, полнотой фактической власти, так как мятежные солдаты
Петроградского гарнизона (170 тыс.) и рабочие склонялись к поддержке
Петроградского совета, первое
заседание которого состоялось также вечером 27 февраля(12 марта). В
стихийно появлявшихся на местах советах преобладающее влияние имели
эсеры и меньшевики.
1 (14) марта на расширенном заседании Временного комитета Думы с
участием Центрального комитета кадетской партии и Бюро прогрессивного
блока, а также представителей Петроградского совета рабочих и солдатских
депутатов был согласован состав первого общественного кабинета, о
формировании которого было объявлено на следующий день. Позднее новое
правительство объявило о выборах в
Учредительное собрание; был принят
демократичный закон о выборах в Учредительное собрание: всеобщие, равные,
прямые при тайном голосовании. Старые государственные органы были
упразднены.
2 (15) марта император Николай II
отрёкся от престола с передачей права наследования
великому князю Михаилу
Александровичу, который, в свою очередь, обнародовал 3 (16) марта акт о
намерении принять верховную власть только после того, как на Учредительном
собрании выразится народная воля относительно окончательной формы правления
в стране.
Параллельно продолжали функционировать Советы, одной из задач которых стал
контроль над деятельностью Временного правительства.1 (14) марта
вышел Приказ №1, фактически переводивший армию под контроль
солдатских комитетов. В результате в
России установилось двоевластие.
Неоднократно раздавались предложения, а потом требования к Николаю
сформировать правительство доверия или ответственного министерства. По
рукам ходили лишь различные списки состава правительства.
К вечеру 2 (15) марта, после переговоров с Исполнительным комитетом
Петроградского Совета рабочих и солдатских депутатов, Временный комитет
Государственной думы объявил следующий состав нового Правительства. Всего в
нём было 11 министров:
Председатель Совета Министров и министр внутренних дел - князь
Г. Е. Львов (бывший член 1-й
Государственной думы, председатель главного комитета Всероссийского
земского союза);
министр иностранных дел - кадет П.
Н. Милюков (член Государственной думы от города Петрограда));
министр юстиции - "трудовик" А. Ф.
Керенский (член Государственной думы от Саратовской губернии, товарищ
председателя Исполкома Петроградского Совета рабочих и солдатских
депутатов);
министр путей сообщения - кадет Н. В.
Некрасов (товарищ председателя Государственной думы);
министр торговли и промышленности - прогрессист
А. И. Коновалов (член Государственной
думы от Костромской губернии, товарищ председателя Военно-промышленного
комитета);
министр просвещения - кадет, профессор
А. А. Мануйлов (бывший член Государственного совета, бывший ректор
Московского университета);
военный и временно морской министр - октябрист
А. И. Гучков (член Государственного
совета, председатель Военно-промышленного комитета);
министр земледелия - кадет А. И.
Шингарёв (член Государственной думы от Петрограда);
министр финансов - крупный предприниматель М. И. Терещенко;
обер-прокурор Святейшего Синода - центрист
В. Н. Львов (член Государственной
думы от Самарской губернии);
государственный контролёр - октябрист И. В.
Годнев (член Государственной думы от Казанской губернии).
Немедленно после Февральской революции Временное правительство упразднило
пост генерал-губернатора в Закавказье и Туркестане и передало власть
комитетам, созданным из депутатов Думы, являвшихся местными
уроженцами.
Три главные политические партии Кавказа - азербайджанская Мусульманская
демократическая партия (Мусават), армянская Дашнакцутюн и Закавказское
отделение Российской социал-демократической партии (позднее - выделившееся
отдельно в Социал-Демократическую партию Грузии) сразу же после Февральской
революции в ответ на признание Временного правительства получили гарантии
автономии Азербайджана, Армении и Грузии в рамках будущей федеративной
России.
В первые недели февральской революции были ликвидированы комитеты по делам
печати, полицейские и жандармские управления. Упразднённые должности и
учреждения были заменены комиссарами Временного правительства.
* 2 (15) марта новый министр юстиции А. Ф. Керенский сделал
распоряжение, предписывающее прокурорам страны немедленно освободить всех
политических заключённых (и передать им поздравления от имени нового
правительства), а также сосланных в Сибирь членов Государственной думы и об
обеспечении им почётного возвращения в Петроград.
* 3 (16) марта министр юстиции А. Ф. Керенский встретился с членами
Петроградского совета присяжных поверенных, которых он ознакомил с
программой деятельности министерства на ближайшее время: пересмотр
уголовных, гражданских, судопроизводственных и судоустройственных законов.
В частности, "еврейское равноправие по всей полноте",
предоставление женщинам политических прав.
В тот же день им же предложено мировым судьям Петрограда принять участие в
образовании временных судов для разрешения недоразумений, возникающих в
Петрограде между солдатами, населением и рабочими.
4 (17) марта Председатель Совета Министров и одновременно министр
внутренних дел князь Г. Е. Львов отдал распоряжение о временном отстранении
местных губернаторов и вице-губернаторов от исполнения своих обязанностей,
которые были возложены на местных председателей губернских земских управ в
качестве "губернских комиссаров Временного правительства", а на
председателей уездных земских управ были возложены обязанности уездных
исправников, одновременно оставляя за означенными лицами и общее
руководство заведуемыми ими управами. Полиция подлежала переформированию в
милицию.
5 (18) марта учреждена чрезвычайная
следственная Комиссия
для расследования противозаконных по должности действий бывших
министров, главноуправляющих и прочих должностных лиц (Положение об этой
Комиссии утверждено 11 марта). По результатам работы комиссии, в частности,
был осуждён Сенатом и приговорён к пожизненной каторге генералВ. А.
Сухомлинов, бывший военный министр, признанный виновным в
неподготовленности русской армии к войне. Большинство фигурантов
расследования были освобождены за отсутствием в их деятельности состава
преступления.
6 (19) марта упразднены охранные
отделения.
В России объявлена общая политическая
амнистия, а равно сокращены наполовину сроки заключения лицам,
содержавшимся под стражей по приговорам судебных мест за общие уголовные
преступления. На свободе оказались около 90 тысяч заключённых, среди
которых были тысячи воров и налётчиков, прозванных в народе "птенцами
Керенского".
7 (20) марта была взята под стражу в Царском Селе бывшая
императрица Александра Фёдоровна.
9 марта туда же из города Могилёва был доставлен и отрекшийся император
Николай II, также лишённый свободы 7
марта.
10 (23) марта упразднён Департамент полиции и учреждено "Временное
Управление по делам общественной полиции и по обеспечению личной и
имущественной безопасности граждан".
В этот же день Совет Министров постановил временно, впредь до установления
постоянного Правительства, именовать себя "Временным правительством".
12 (25) марта вышло постановление об отмене смертной казни. Приказом по армии и
флоту отменено учреждение военно-полевых судов.
15 (28) марта Временное правительство предоставило губернским комиссарам
решать вопрос о приёме в милицию "достойных из числа бывших чинов полиции и
жандармов". Временное правительство предложило передать сыскные отделения
Министерству юстиции, возложив на губернских комиссаров обязанность
"озаботиться, чтобы учреждения эти возобновили свою деятельность как можно
скорее". При Министерстве юстиции создали Бюро уголовного розыска,
политическую разведку при Министерстве внутренних дел, контрразведку при
Генштабе и осведомительный отдел при Петроградском градоначальстве.
13 (26) апреля был расформирован Отдельный корпус жандармов и жандармские
полицейские управления железных дорог. Имущество корпуса передали военному
ведомству, архивы - главному штабу, а дела губернских жандармских
управлений - комиссиям из представителей суда и местных комиссаров
Временного правительства.
17 (30) апреля Временное правительство утвердило
"Временное положение о милиции",
закрепив правовые основы её деятельности. Комиссарам поручили руководить
деятельностью милиции в губерниях и уездах. Принципом управления в милиции
стало единоначалие. Начальник милиции (их избирали и увольняли земские
управы из достигших 21 года русских поданных) решал вопросы комплектования
кадров, их перемещения, определял размеры окладов, мог накладывать
взыскания, формировать временные кадры. Ему поручили формировать
разведочное бюро (для борьбы с уголовной преступностью), которое затем
утверждал местный Комитет народной власти. Финансирование милиции
предполагали за счёт средств бывшей полиции. Это не удалось, так как
Министерство внутренних дел запретило расходовать более 50 % от сумм на
содержание полиции. Работал и циркуляр об обязательной выплате в полном
объёме денежного содержания чинам бывшей полиции.
Города делились на районы, районы на уезды, уезды на участки. Местные
органы самоуправления выбирали начальников городской, уездной, районной,
участковой милиции и их помощников. Контроль за деятельностью милиции
возложили на комиссаров милиции и его помощников, работавших в каждом
участке милиции (их назначало и увольняло Министерство внутренних дел).
Комиссар милиции подчинялся комиссарам Временного правительства и отвечал
за создание и деятельность судебно-следственной комиссии для рассмотрения
дел всех задержанных не более суток и проверки правомерности арестов. До
полного формирования и перехода под городское самоуправление, милиция
подчинялась председателю Исполнительного комитета народной власти. Общее
руководство милицией страны возложили на Министерство внутренних дел.
По другому постановлению от 17 (30) апреля на местах было решено распустить
рабочую милицию, созданную местными Советами рабочих и солдатских депутатов
для поддержания порядка при массовых мероприятиях и организации охраны
фабрик и заводов.
24 апреля вышло постановление об упразднении полиции городов бывшего
Дворцового ведомства и о порядке послеслужебного обеспечения служивших в
названной полиции.
3 (16) июня вышло постановление Временного правительства об утверждении
Инструкции об употреблении оружия служащими в милиции при исполнении
служебных обязанностей.
19 июня Временное Управление по делам общественной милиции и по
обеспечению личной и имущественной безопасности граждан переименовывается в
"Главное Управление по делам милиции и по обеспечению личной и
имущественной безопасности граждан".
18 апреля (1 мая) 1917 разразился первый
правительственный кризис, завершившийся образованием 5 (18) мая 1917
первого коалиционного правительства с участием социалистов. Он был вызван
общей социальной напряженностью в стране. Катализатором стала нота П. Н.
Милюкова от 18-го апреля правительствам Англии и Франции (в ней Милюков
заявил, что Временное правительство будет продолжать войну до победного
конца и выполнит все договоры царского правительства). Это привело к
народному возмущению, которое перелилось в массовые митинги и демонстрации
(18-го апреля собрались солдаты Финского, Московского, 180 полков и часть
2-го Балтийского флота- всего около 15 тыс. солдат, 21 апреля вышло около
100 тысяч рабочих) с требованием немедленного прекращения войны, отставки
П. Н. Милюкова и А. И. Гучкова и передачи власти Советам. После П. Н.
Милюков и А. И. Гучков вышли из правительства. 5 мая между Временным
правительством и Исполкомом Петроградского Совета было достигнуто
соглашение о создании коалиции. В его состав вошли:
Министр-председатель и министр внутренних дел - князь
Г. Е. Львов;
военный и морской министр - А. Ф.
Керенский;
министр юстиции - П. Н. Переверзев;
министр иностранных дел - М. И. Терещенко;
министр путей сообщения - Н. В.
Некрасов;
министр торговли и промышленности - А. И.
Коновалов;
министр народного просвещения - А. А. Мануйлов;
министр финансов - А. И.
Шингарёв;
министр земледелия - В. М.
Чернов;
министр почт и телеграфов - И. Г.
Церетели;
министр труда - М. И. Скобелев;
министр продовольствия - А. В. Пешехонов;
министр государственного призрения - князь Д. И. Шаховской;
обер-прокурор Святейшего Синода - В. Н. Львов;
государственный контролёр - И. В.
Годнев.
В правительстве 10 мест было у буржуазных партий, 6 - у социалистов.
Партии эсеров и меньшевиков, превратившись в правительственные партии,
получили возможность реализовать свои программные цели. По их инициативе 6
(19) мая 1917 была обнародована декларация, в которой Временное
правительство обещало подготовить радикальную аграрную реформу. Однако эти
намерения ограничились обещаниями.
Первый Всероссийский съезд Советов рабочих и солдатских депутатов
3-24 июня (16 июня - 7 июля), на котором преобладали эсеры и
меньшевики, поддержал буржуазное Временное правительство и отклонил
требование большевиков о прекращении войны и передаче власти Советам. Это
усилило возмущение масс. Антидемократические действия Временного
правительства (в частности, распоряжение от 7 (20) июня о конфискации дачи
бывшего царского министра
П. Н. Дурново, где помещались рабочий
клуб и учреждения профсоюзов Выборгского района) привели к тому, что 8 (21)
июня забастовали рабочие 29 заводов Петрограда. ЦК и ПК РСДРП(б), чтобы
придать выступлению организованный характер, в тот же день назначили на 10
(23) июня мирную демонстрацию рабочих и солдат. По настоянию соглашателей
съезд Советов 9 (22) июня запретил демонстрацию. Соглашатели обвинили
большевиков в "военном заговоре". ЦК РСДРП(б), не желая противопоставлять
себя съезду, в ночь с 9 на 10 (с 22 на 23) июня постановил отменить
демонстрацию. Большевики с трудом удерживали революционный энтузиазм
рабочих и солдат. Кадеты, эсеры, меньшевики обрушились с нападками на
большевиков, рабочих и революционных солдат. Боясь потерять доверие народа,
эсеро-меньшевистские лидеры вынуждены были принять на съезде решение о
проведении 18 июня (1 июля) общеполитической демонстрации под знаком
доверия Временному правительству. Вопреки ожиданиям соглашателей,
подготовлявшаяся большевиками демонстрация, в которой участвовало около 500
тыс. чел., прошла под лозунгами "Вся власть Советам!", "Долой 10
министров-капиталистов!", "Хлеба, мира, свободы!". Под этими же лозунгами
прошли демонстрации в Москве, Минске, Иваново-Вознесенске, Твери, Нижнем
Новгороде, Харькове и др. городах. Июньская демонстрация показала, что
"кризис неслыханных размеров надвинулся на Россию..." (Ленин В. И., Полн.
собр. соч., 5 изд., т. 32, с. 362). Июньский кризис не вылился в кризис
буржуазной власти, но он выявил крепнущее единство требований и действий
рабочих и солдат, возросшее влияние партии большевиков в массах. Причины
его возникновения не были устранены. Следствием этого явились Июльские дни
1917.
3 июля делегация Временного правительства, возглавляемая министрами
Терещенко и Церетели, признала автономию
Украинской Центральной рады. При этом
делегация без согласования с Правительством согласилась с домогательством
Центральной рады и включила в состав автономии все юго-западные губернии
России. В знак протеста против этих действий 2 (15) июля 1917
министры-кадеты ушли в отставку.
3 (16) июля 1917 года в Петрограде начались подготовленные большевиками
антиправительственные выступления. Демонстрация, заявленная как мирная,
быстро переросла в вооружённое противостояние демонстрантов с городскими
жителями и частями Петроградского гарнизона, верными Правительству.
4 (17) июля 1917 года Временное правительство ввело в Петрограде
военное положение, начало преследование большевиков, расформировало части,
принимавшие участие в демонстрации 3 (16) июля 1917, ввело смертную казнь
на фронте.
В разгар июльского кризиса финский сейм провозгласил независимость
Финляндии от России во внутренних
делах и ограничил компетенцию Временного правительства вопросами военной и
внешней политики. 12 (25) июля Сейм направил в адрес Временного
правительства требование признать "неотъемлемые права Финляндии".
24 июля (6 августа) 1917 было сформировано второе коалиционное
правительство, в которое вошли 7 эсеров и меньшевиков , 4 кадета, 2
радикальных демократа и 2 беспартийных. Председателем правительства стал
Керенский. Он проводит политику лавирования между основными политическими
силами страны ("бонапартизма"), которая, однако, вызывает недовольство в
обоих лагерях.
В состав второго коалиционного правительства вошли:
Министр-председатель и военный и морской министр - А. Ф. Керенский;
заместитель Министра-председателя и министр финансов - Н. В. Некрасов;
министр внутренних дел - эсер Н. Д. Авксентьев;
министр иностранных дел - М. И. Терещенко;
министр юстиции - А. С. Зарудный;
министр народного просвещения - С. Ф. Ольденбург;
министр торговли и промышленности - С. Н. Прокопович;
министр земледелия - В. М. Чернов;
министр почт и телеграфов - А. М. Никитин;
министр труда - М. И. Скобелев;
министр продовольствия - А. В. Пешехонов;
министр государственного призрения - И. Н. Ефремов;
министр путей сообщения - П. П. Юренев;
обер-прокурор Святейшего Синода - А. В. Карташёв;
государственный контролёр - Ф. Ф. Кокошкин.
12-15 (25-28) августа состоялось созванное Временным правительством
Государственное совещание в Москве.
Выступление Л. Г. Корнилова
Верховный главнокомандующий генерал-от-инфантерии
Л. Г. Корнилов, на основании
предварительной договоренности с А. Ф. Керенским, двинул на Петроград
войска под командованием генерала Крымова. Керенский в последний момент
изменил свою позицию, назвав действия Верховного главнокомандующего
"контрреволюционным мятежом". Большевики поддержали Временное
правительство. После самоубийства генерала Крымова казаки, стоявшие у
Пулковских высот, были рассредоточены военным министром Керенским малыми
соединениями по территории европейской России
С целью противодействия Петросовету Керенский образовал 1 (14) сентября
1917 новый орган власти -
Директорию ("Совет пяти"), которая
провозгласила Россию республикой и распустила IV Государственную думу.
14 (27) сентября 1917 было открыто Всероссийское демократическое совещание
с участием всех политических партий. Демократическое совещание должно было
решить вопрос о власти. Большевики его демонстративно покинули.
25 сентября (8 октября) 1917 Керенский создаёт третье коалиционное
правительство, в которое вошли:
Министр-председатель и Верховный главнокомандующий - эсер А. Ф.
Керенский;
заместитель Министра-председателя и министр торговли и промышленности -
кадет А. И. Коновалов;
министр внутренних дел и министр почт и телеграфов - меньшевик А. М.
Никитин;
министр иностранных дел - М. И. Терещенко;
военный министр - А. И. Верховский;
морской министр - Д. Н. Вердеревский;
министр финансов - М. В. Бернацкий;
министр юстиции - меньшевик П. Н. Малянтович;
министр путей сообщения - А. В. Ливеровский;
министр народного просвещения - С. С. Салазкин;
министр земледелия - эсер С. Л. Маслов;
министр труда - меньшевик К. А. Гвоздев;
министр продовольствия - С. Н. Прокопович;
министр государственного призрения - кадет Н. М. Кишкин;
обер-прокурор Святейшего Синода - кадет А. В. Карташёв;
государственный контролёр - кадет С. А. Смирнов;
председатель экономического совета - С. Н. Третьяков.
Теперь в составе Временного правительства вошли 4 кадета, 2 эсера, 3
меньшевика, 1 трудовик, 1 "независимый" и 2 военных специалиста.
26 октября (8 ноября) 1917 года в 2 часа 10 минут
Временное правительство было арестовано.
17 (30) ноября 1917 года Временное правительство обратилось к народу через
кадетскую газету "Наша речь" с последними словами:
"Октябрьский мятеж... работу Временного правительства оборвал за несколько
дней до всенародных и свободных выборов в Учредительное
собрание...
Измученные трёхлетней войной, солдатская и рабочая массы, соблазнённые
заманчивыми лозунгами "немедленного мира, хлеба и земли", справедливыми по
существу, но неосуществимыми немедленно, взяли в руки оружие, арестовали
Временное правительство, стали захватывать важнейшие государственные
учреждения, уничтожать гражданские свободы и угрожать жизни и безопасности
граждан, беззащитных перед лицом начавшейся анархии... Опасаясь, что
насилие не остановится и перед тем, чтобы поднять руку даже и на
Учредительное Собрание, если оно не будет творить их волю, Временное
правительство призывает всех граждан армии и тыла к единодушной защите
Учредительного собрания для обеспечения ему возможности властно и твёрдо
выразить народную волю..."
Члены Временного правительства организовались в подполье и предприняли
попытку сохранить организованные формы правительства. Большинство из членов
Временного правительства считали своей задачей сохранение
правительственного аппарата в предвидении скорого краха большевизма.
Временное правительство в подполье ограничивало свою деятельность
поддержкой подрывной работы политического саботажа.
После падения Гатчины, 1 ноября духонинская Ставка и Общеармейский комитет
автоматически становились самоорганизующимся центром противобольшевицкой
акции. Временному правительству предлагалось (например, Черемисов советовал
Керенскому) собраться в Могилеве, в Ставке, оказав ей поддержку и сделав её
положение более определенным в вопросе оснований для противостояния с
большевистским Петроградом. Позиции генерала Духонина значительно усилились
бы, если бы в Могилеве наряду с властью военной появилась, с прибытием
остатков "законного Временного правительства" и власть политическая.
Министр внутренних дел Никитин - посчитавший совершенно неправильной
позицию Временного правительства по вопросу о своей дальнейшей
деятельности, по отношению к попытке воссоздать в России верховную власть и
в связи с фактическим отказом хотя бы морально поддержать генерала Духонина
в момент, когда большевики начали от него требовать решения вопроса о
перемирии - был вынужден отказаться от участия в работе правительства.
Деятельность Временного "подпольного" правительства следует рассматривать в
контексте призыва "не расточать сил перед Учредительным Собранием" и надежд
революционной демократии на фактор Учредительного Собрания, по результатам
которого большевики гарантированно должны были распрощаться с захваченной
властью, с одновременным отказом против вооруженной борьбы с большевиками
до созыва Собрания из-за уверенности в торжестве контрреволюции в случае,
если большевизм будет раздавлен при помощи силы.
Однако надежды на Учредительное Собрание привели к ещё большему снижению
общественной сопротивляемости большевизму и означали фактическое признание
октябрьской победы большевиков. Самогипнозом лозунга "до Учредительного
Собрания" была парализована воля к сопротивлению даже у активных людей,
приспособленных к активной борьбе. Атмосфера уверенности в том, что новая
власть не может не созвать Учредительное Собрание на деле означала
временную капитуляцию перед новой эфемерной властью. По словам Ленина все,
что происходило кругом, определялось словами "болтовня и каша". С. П.
Мельгунов констатирует, что в действительности наблюдавшееся многими
разложение большевизма значительно отставало от темпов разложения
направляемой революционной демократией антибольшевистской акции.
Временное правительство пребывало в полной уверенности, что жизнь вскоре
вернется в старое русло. Правительство в подполье продолжало ассигновки 10
млн руб. Особому Совещанию по топливу на цели погашения срочных платежей
"по продовольствию, обмундированию и на инструменты", 71/2 млн руб. ссуды
на заготовку дров городскому самоуправлению, отпустило 431 тыс. руб. на
переоборудование технических железнодорожных училищ и т. д. Правительство
обсуждало и вопрос об ассигновании 4 млн. 800 тыс. "для разработки сланцев
под Петербургом". Только с исчерпанием наличных в Государственном Банке
после его захвата 14 ноября большевиками прекратилась
финансово-административная деятельность подпольного Временного
правительства.
Из семнадцати членов последнего Временного правительства восемь
эмигрировали в 1918-1920 годах. Все они умерли своей смертью, за
исключением С. Н. Третьякова(завербован ОГПУ в 1929, в 1942 арестован
гестапо как советский агент и в 1944 расстрелян в немецком концлагере).
Военно-морской министр адмирал Д. Н. Вердеревский в мае 1945 года явился в
советское посольство во Франции, успел получить советский паспорт. Умер в
1946 в возрасте 73 лет.
С. Н. Прокопович был выслан в 1922. Он также умер своей смертью.
Из оставшихся в СССР четверо были расстреляны во время Большого террора
1938-1940 годах: А. М. Никитин, А. И. Верховский, П. Н. Малянтович, С. Л.
Маслов. Ещё четверо умерли своей смертью: А. В. Ливеровский (1867-1951;
дважды арестовывался в 1933-1934 гг., но затем освобождался), С. С.
Салазкин (1862-1932), К. А. Гвоздев (1882-1956; в 1931-1949 почти
непрерывно в тюрьме, затем до 30 апреля 1956 в ссылке, освобождён за два
месяца до смерти) и Н. М. Кишкин (1864-1930; неоднократно
арестовывался).
Из предыдущих составов Временного правительства Советской властью были
уничтожены шестеро:
Ф. Ф. Кокошкин (зверски убит в тюремной больнице)
В. Н. Львов (умер в тюрьме)
Н. В. Некрасов (расстрелян)
М. И. Скобелев (расстрелян)
А. И. Шингарёв (зверски убит в тюремной больнице)
Д. И. Шаховской (умер в лагере)
26 октября (8 ноября) 1917 года в 2 часа 10 минут
Временное правительство было арестовано.
17 (30) ноября 1917 года Временное правительство обратилось к народу через
кадетскую газету "Наша речь" с последними словами:
"Октябрьский мятеж... работу Временного правительства оборвал за несколько
дней до всенародных и свободных выборов в Учредительное
собрание...