|
|||
|
Штумпф Александр Георгиевич (1879 - 1937)
Немец Поволжья. Механик-практик, образование среднее специальное. Начал служить с 1894 г. монтером по оборудованию и ремонту мельниц, пороховых и маслобойных заводов, затем перешел на машиностроительный и чугунолитейный завод "Сотрудник" в Саратове. С 1898-го работал механиком-монтером по оборудованию механических заводов на промыслах в Баку . С 1902-го - машинистом на станциях "Электрической силы" в Баку. С 1909-го помощник мастера, с 1914-го турбинный мастер Раушской станции , зав машинными мастерскими и механическим отделом, участник работ по гидроторфу . В 1916-м предложил "свободный винт" торфососа. В феврале 1920-го ремонтировал турбины, вышедшие из строя на "Электропередаче" по халатности эксплуатационного персонала и по вине большевистского начальства. Председатель правления "Электропередачи" Г.М. Кржижановский настоятельно тогда попросил Р.Э. Классона приехать и организовать оный ремонт. "В начале двадцатых годов гидроторф настолько окреп, что встал вопрос о выделении его от 1-й МГЭС в самостоятельное предприятие. В связи с этим Классон предложил мне и турбинному мастеру станции А.Г. Штумпфу, который, так же как и я, большую часть времени уделял гидроторфу, решить вопрос о дальнейшей нашей работе - либо полностью перейти в Гидроторф, либо заниматься только станцией. Решили мы по-разному - А.Г. Штумпф порвал со станцией, а я остался на станции и целиком занялся ее эксплуатацией" (из воспоминаний Ф.А. Рязанова , ф. 9592 РГАЭ). В 1922-27 гг. А.Г. Штумпф служил гл. механиком "Гидроторфа", в 1921 г. Мосмет Гл. управления металлической промышленностью назначил его гл. инженером бывш. завода "Русская Машина" , ставшего производственной базой "Гидроторфа". Предложил оригинальные конструкции машин первых стадий обезвоживания торфа, организовал изготовление сварных формующих торфяных барабанов в машинном зале Раушской станции. Руководил опытными работами по помолу и брикетированию торфа. В 1926-м изучал эту деятельность и обезвоживание торфа в Германии, знакомился с немецкими машино-строительными заводами. Строил временную тепловую станцию, а затем ДнепроГЭС (приехал, по- видимому, по приглашению начальника этой стройки А.В. Винтера ). В 1932-м получил за эти заслуги звание инженера-механика. По ложному доносу был арестован и вскоре попал в сталинский список от 21 октября 1937-го (категория N1) по Днепропетровской обл., соответственно этой категории был расстрелян . Несмотря на то, что А.Г. Штумпфа хорошо знала ячейка РКП Московской станции и за него мог поручиться местком, в 1937-м он был расстрелян как "враг народа". Но произошло это не в Москве, а уже на Украине, куда главный механик Гидроторфа перебрался вслед за А.В. Винтером , на строительство Днепрогэса .
Ссылки:
|