Оглавление

Форум

Библиотека

 

 

 

 

 

Гидроторф - Замуправделами Совнаркома (о заводе "Русская Машина")

Письмо Зам Ответственного Руководителя Гидроторфа В.Д. Кирпичникова Замуправделами Совнаркома т. В.А. Смольянинову 2 января 1922 г. Постановлением СТО от 10-го августа 1921 года был отведен для выполнения заказов Гидроторфа завод бывш. "Русская Машина" с оставлением его в ведении Мосмета. Зная, что только интенсивная помощь Гидроторфа даст возможность развить должный масштаб производства на этом уже давно неработающем заводе, Управление по делам Гидроторфа подошло вплотную к производственной жизни завода и помогало ему во всех сторонах его деятельности. По предложению Гидроторфа главным инженером завода был назначен Мосметом служащий Гидроторфа А.Г. Штумпф , являющийся одним из лучших производственников. Для первоначального развертывания завода Гидроторфу пришлось принять на себя с августа по ноябрь 1921 года дополнительную оплату персонала и снабжение его продовольствием. Только благодаря этой помощи удалось поставить на ноги завод. Помещения завода находились в очень печальном состоянии, поэтому для развития нормального производства необходимо было проделать на заводе крупные ремонтные работы. Эти работы организованы Гидроторфом и выполнены к настоящему моменту более чем наполовину. Снабжения Мосметом завода топливом далеко не хватает для отогревания его помещений и работы литейной. Гидроторфу приходится организовать своими силами дополнительное снабжение завода дровами, торфом. Гидроторф заботился также о снабжении завода сырьем и полуфабрикатами, нужными для изготовления оборудования, и в результате этой деятельности в настоящее время можно развернуть производство завода в нужном Гидроторфу масштабе.

Почти все, что изготовляется заводом, делается по чертежам, разработанным техническим бюро Управления по делам Гидроторфа. Технические органы Гидроторфа осуществляют надзор за правильным изготовлением оборудования, для чего им пришлось тесно войти в заводскую жизнь. Словом, в настоящий момент Управление по делам Гидроторфа для поддержания правильной работы завода принуждено обслуживать завод, как один из своих отделов, снабжая его всем необходимым и вникая во все его нужды. К этому необходимо добавить, что весь громадный аппарат Управления по делам Гидроторфа (300 чел. служащих) помещается на территории завода, имея там свои конторские помещения, склады, гараж, химическую и техническую лаборатории, так что в настоящее время на территории завода имеется юридически два хозяина, фактически же всем распоряжается Гидроторф. Результаты этой деятельности Гидроторфа совместно с заводоуправлением завода чрезвычайно благоприятны: завод, не имевший прошлой зимой почти никакого выпуска продукции и стоявший с апреля по август месяц 1921 года, со времени вмешательства в его жизнь Гидроторфа работает без перебоев и с каждым месяцем увеличивает свой выпуск, выполняя непрерывно растущую производственную программу свыше 100%. В прилагаемой диаграмме даны основные цифры, характеризующие работу завода за последний год. (Из приложенной диаграммы следует, что в январе 1921 г. "Русская Машина" (при численности персонала в 346 чел.) выпустила 345 пудов продукции, в феврале (348 чел.) - 700 пуд., в марте (332 чел.) - 785 пуд., в апреле (336 чел.) - 872 пуда, в мае- сентябре завод простаивал (в мае-августе численность персонала снизилась до 191 чел.), в августе начался новый организационный период и ремонт (с сентября - с участием Гидроторфа, поэтому в этом месяце численность персонала возросла до 283 чел.), в октябре завод (339 чел.) выпустил 3 115 пуд. продукции на нужды Гидроторфа, в ноябре (379 чел.) - 3 567 пуд., в декабре 1921 г. (402 чел.) - 3 756 пудов. Последние цифры по штату . по-видимому, с учетом отмеченной численности служащих Гидроторфа (300 чел.). . Примеч. М.И. Классона.)

Необходимо указать, что только при сохранении возрастающего темпа развития завода можно выполнить все то оборудование, которое необходимо Гидроторфу для осуществления намеченной высшими органами государства программы. Если изготовление оборудования к сезону 1922 года возможно было поделить между русскими и немецкими заводами, то совсем иначе будет обстоять дело подготовки к сезону 1923 года, когда, в целях экономии валютного фонда, придется все механическое оборудование изготовлять на русских заводах. Завод "Русская Машина" по своему размеру и оборудованию дает возможность развернуть изготовление машин в нужном масштабе (20 000 пудов в месяц). Он может вместить на своей территории 100 чел. рабочих с увеличением выпуска в несколько раз против лучшей цифры прилагаемого отчета.

Но здесь мы сталкиваемся с невозможностью для Мосмета выделить один завод из ряда других заводов и снабжать его топливом, материалами и денежными средствами в значительно большем проценте, чем другие свои заводы. Поэтому Мосмет сознательно ограничивает производственную программу завода и не в состоянии допустить чрезмерную перевыработку завода сверх программы. Все эти соображения заставляют Управление по делам Гидроторфа настоятельно ходатайствовать о передаче завода целиком в ведение Управления по делам Гидроторфа, с тем чтобы все снабжение завода материалами, топливом, денежными средствами, продовольствием производились Гидроторфом из предоставленных ему ресурсов. Такое положение дел не будет обременительным для Гидроторфа, так как все равно 90% изделий этого завода выполняется им для Гидроторфа, и при новой экономической политике, в особенности при ожидаемом переводе завода на бюджет, все эти изделия Гидроторфу придется полностью оплачивать продовольствием, деньгами, топливом и проч. Несомненно, непосредственные расходы Гидроторфа на своем заводе будут меньше того, что возьмет завод с Гидроторфа при расчете за изготовленное оборудование, особенно если принять во внимание, что, имея в своих руках завод и управляя им, Гидроторф будет всячески стремиться вести производство с минимальной затратой материальных и денежных ресурсов. При этом освободится для производственной работы ценный персонал, ныне занимающийся двойной отчетностью . Мосмету и Гидроторфу и обременительными отношениями между заводом и этими двумя учреждениями.

10 января 1922 г. в Главметалл и Центральное производственное управление ВСНХ (копия . зам управделами СНК В.А. Смольянинову) было отправлено еще одно письмо за подписью В.Д. Кирпичникова (после состоявшегося 5 января заседания Производственного Отдела Главметалла, где рассматривались преимущества передачи "Русской Машины" в ведение Гидроторфа или оставления его в ведении Мосмета только с точки зрения увеличения выпуска изделий этим заводом). В этом письме была усилена аргументация в пользу передачи "Русской Машины" Гидроторфу целиком: - необходимость, кроме массового изготовления специального оборудования для добычи торфа гидравлическим способом по вполне установившимся моделям, срочного изготовления различных опытных машин и новых моделей, т.к. помимо добычи торфа задачей Гидроторфа является как дальнейшее усовершенствование гидравлического способа с естественной сушкой, так и решение задачи механического обезвоживания, для каковой цели в 1922 году будет строиться при станции "Электропередача" большой опытный завод; - для испытания опытных машин и отдельных их элементов, а также для приемных испытаний всего изготовляемого заводом оборудования Гидроторф организовал на нем техническую лабораторию, которую планирует значительно расширить. Ранее такие испытания, в меньших масштабах, удавалось проводить на МГЭС (Раушская наб.); - на "Русской Машине" предполагается освоить стальное литье (которое выполняется пока только на Московском Металлическом заводе, производство железных (стальных) труб (сейчас - на заводе Бари). И составлять полные комплекты оборудования "из русских и немецких машин";

- необходимость создания в Москве полноценной транспортной базы. Количество грузов, которое прошло через транспортную базу Гидроторфа в 1921 году, составило свыше 300 тыс. пудов. В ближайшее время, в связи с расширением операций Гидроторфа и заказом большого количества оборудования за границей, работа транспортной базы возрастет в несколько раз;

- Управление по делам Гидроторфа помещается ныне на территории завода бывш. "Русская Машина", имеет там свой гараж, химическую лабораторию, гужевой авто-транспорт и проч., но пользование всем этим происходит на почве неопределенности положения завода "Русская Машина", на основании персональных соглашений. В дальнейшем необходимо ввести большую определенность в этот вопрос, что лучше всего можно осуществить передачей завода "Русская машина" в ведение Гидроторфа.** ГАРФ, ф. 130 (Совнаркома) и РГАЭ, ф. 758 (Из последовавшего затем постановления Совета Труда и Обороны от 22 мая 1922 г.: "Находящийся в частичном распоряжении Управления Гидроторфа завод б. "Русская Машина" передается ему полностью".)

Ссылки:

  • ДОКУМЕНТЫ ПО ГИДРОТОРФУ 1922 г
  •  

     

    Оставить комментарий:
    Представьтесь:             E-mail:  
    Ваш комментарий:
    Защита от спама - введите день недели (1-7):

    Рейтинг@Mail.ru

     

     

     

     

     

     

     

     

    Информационная поддержка: ООО «Лайт Телеком»