|
|||
|
Рязанов Ф.А. - работа на "Электропередаче" 1918-1920
В 1918-1920 гг. я продолжал работать в качестве заведующего Техническим бюро станции и в основном вел работу по проектированию машин для Гидроторфа. В течение летних торфяных сезонов 1918 и 1919 годов я работал на опытных установках гидроторфа на болотах при станции "Электропередача". Некоторое время я жил там в доме Р.Э. Классона. Утром часто завтракал вдвоем с Робертом Эдуардовичем, так как его дети вставали позднее. Помню, как однажды он сказал, что с интересом прочитал взятую у сына книгу Дюма "Три мушкетера". При этом он выразил сожаление, что в юные годы у него не было времени на чтение подобных книг - слишком много занимался техникой и общим образованием. Иногда мы вместе ходили на гидроторф или вместе возвращались домой. Это были приятные и поучительные прогулки, так как Роберт Эдуардович был исключительно остроумным и интересным человеком. После возвращения в конце лета 1919 г. из-за границы, куда он ездил лечиться, он был недоволен какими-то действиями В.Д. Кирпичникова , который возглавлял гидроторф в его отсутствие. При возвращении на "Электропередачу" он сказал мне: "Очень трудно находить способных и толковых работников. Вот я из пятидесяти студентов, которые проходили практику в Баку, смог выбрать только двоих, которым и предложил работу - это А.В. Винтер и В.Д. Кирпичников. А вот последний без меня оказался не на высоте". Про Кирпичникова так было сказано под влиянием минутного раздражения. На самом деле Кирпичников был очень способным инженером с изобретательской жилкой и, конечно, за это Роберт Эдуардович его очень ценил, хотя хорошо знал некоторые его недостатки. В начале двадцатых годов Гидроторф настолько окреп, что встал вопрос о выделении его от 1-й МГЭС в самостоятельное предприятие. В связи с этим Классон предложил мне и турбинному мастеру станции А.Г. Штумпфу , который, так же как и я, большую часть времени уделял гидроторфу, решить вопрос о дальнейшей нашей работе - либо полностью перейти в Гидроторф, либо заниматься только станцией. Решили мы по-разному - А.Г. Штумпф порвал со станцией, а я остался на станции и целиком занялся ее эксплуатацией. <...>Из дежурных инженеров весьма своеобразным был изобретатель В.А. Варганов. Однажды в его дежурство днем начали взрываться под землей на дворе станции муфты кабелей, соединяющих трансформаторную подстанцию с распредустройствами 6 кв и 2 кв. Взрывы происходили один за другим через несколько минут. Классон звонит и спрашивает дежурного инженера в чем дело. Варганов, твердо усвоивший, что дежурный инженер не должен теряться и оставаться спокойным, отвечает: "На станции все спокойно, взрывы продолжаются". Как-то вечером в его дежурство на станцию явился репортер от какой-то газеты. Варганов ознакомил его со станцией. Неизвестно, какие он при этом давал пояснения, но на следующий день в газете появилась статья с описанием станции. Статья изобиловала образными сравнениями вроде следующих: "паровые котлы вибрировали под большим давлением" или "паровые турбины, как огромные слонихи, дрожали на своих основаниях". Ссылки:
|