Корнейчук, Александр Евдокимович (1905—1972) — украинский советский
писатель и политический деятель. Академик АН СССР(1943). Герой
Социалистического Труда (1967), Лауреат пяти Сталинских премий (1941, 1942,
1943, 1949, 1951) и Международной Ленинской премии «За укрепление мира
между народами» (1960). Член ВКП(б) с 1940 года.
Александр Корнейчук родился 12 (25 мая) 1905 года на станции Христиновка
(ныне Черкасская область, Украина) в семье железнодорожного мастера. В
1920—1923 годах работал на железной дороге: ремонтировал вагоны,
простукивал железнодорожное полотно. В 1917 году начались революционные
события, подросток наблюдал за молниеносной сменой властей, станция
Христиновка множество раз переходила из рук в руки. В 1923 году поступил на
рабфак. В 1924—1929 годах учился в Киевском университете (тогда Киевский
институт народного образования). В 1929—1933 годах был сценаристом Киевской
и Одесской кинофабрик. В 1933—1941 годах был редактором и сценаристом
треста «Украинфильм». В 1934 году на Первом съезде советских писателей А.
Е. Корнейчук был избран членом правления СП СССР. В 1934—1941 годах и в
1946—1953 годах был
председателем Правления СП УССР. В
1942—1943 годах служил в РККА.
В студенческие годы дебютировал как писатель — очерк о Ленине «Он был
велик» (1925). В дальнейшем посвятил себя в основном драматургии. С самого
начала своего творческого пути Корнейчук выступал непримиримым противником
национал-коммунистического направления в литературе, которое возглавлял
Микола Хвылёвый.
Первая пьеса «На грани» (1929) посвящёна разработке темы места художника в
советском обществе. Пьесы 1929—1933 годов остро выступают против
«национализма» во всех его проявлениях. Они ещё не достаточно совершенны в
художественном отношении, слишком публицистичны, хотя в них уже начинает
проявляться характерное для драматурга соединение патетики и народного
юмора (комедия «Фиолетовая щука», 1932).
Первое значительное произведение Корнейчука — драма «Гибель эскадры» (1933)
— революционный романтический миф о большевиках-черноморцах, которые топят
свои корабли, чтобы они не достались немцам. Пьеса произвела большое
впечатление на украинское руководство, в особенности на
который стал продвигать «украинского самородка».
В пьесе «Платон Кречет» (1934) драматург создал образ нового советского
интеллигента-гуманиста, неутомимого искателя правды.
В 1937 году в пьесе «Правда» Корнейчук первым из украинских драматургов
вывел на сцену В. И. Ленина.
Н. С. Хрущёв
и Л. М. Каганович рекомендовали И. В.
Сталину молодого писателя, и в 1938 году состоялась личная встреча в
Кремле. Писатель понравился
Сталину, и для его произведений
была открыта «зелёная улица» — они были переведёны на все языки народов
СССР, прежде всего — на русский, и ставились во всех советских
театрах.
В 1939 году Корнейчук написал одно из лучших своих произведений —
пятиактную историческую драму «Богдан Хмельницкий», посвящённую
освободительной борьбе украинского народа в XVII веке и воссоединению
Украины с Россией.
Будучи активным сторонником
коллективизации, А. Е. Корнейчук пишет пьесу в поддержку колхозного
движения «В степях Украины» (1941). Здесь впервые в совершенстве он
применяет комедийные, а порою даже фарсовые средства для достижения
идеологического эффекта и борьбы против пережитков старой психологии, за
новую социалистическую колхозную деревню. Благодаря своему острому юмору,
пьеса пользовалась большим успехом у зрителей. И. В. Сталин писал А. Е.
Корнейчуку: «Товарищ Корнейчук! Прочитал вашу пьесу „В степях Украины“.
Хохотал от души. И. Сталин». Тему колхозной комедии Корнейчук продолжил в
пьесах «Приезжайте в Звонковое» (1946), «Калиновая роща», «Над Днепром»
(1960).
Во время войны 1941—1945 гг. Корнейчук находился в действующей армии в
качестве политработника, корреспондента центральных газет. Широкую
известность получила его пьеса «Фронт» (1942), написанная по личному
указанию и с правкой Сталина, где подвергались критике старые генералы —
герои Гражданской войны, не умевшие воевать в новых условиях. В ответ на
возмущение генералов Сталин сказал: «Воюйте лучше, тогда не будет таких
пьес».
В ряде публикаций утверждается, что пьеса, переделанная в издевательский
памфлет над Красной Армией, была якобы поставлена В. А.
Блюменталь-Тамариным в оккупированном немцами Киеве под названием «Вот так
они воюют». Тем не менее, киевские газеты времён оккупации, где
публиковался подробный театральный репертуар, не содержат информации ни о
данной постановке, ни даже о пребывании Блюменталь-Тамарина в Киеве.
Писатель передал полученную им за пьесу Сталинскую премию в Фонд
обороны:
КРЕМЛЬ, ТОВАРИЩУ СТАЛИНУ. Дорогой Иосиф Виссарионович! Вношу свою премию
100 тысяч рублей на строительство танковой колонны «За Радянську Украину».
От всего сердца желаю Вам, дорогой Иосиф Виссарионович, здоровья и сил на
долгие, долгие годы. Александр КОРНЕЙЧУК
Товарищу Александру КОРНЕЙЧУКУ. Примите мой привет и благодарность Красной
Армии, Александр Евдокимович, за вашу заботу о бронетанковых силах Красной
Армии. И. СТАЛИН
В 1951 году Корнейчук вместе со своей тогдашней женой-писательницей
В. Л. Василевской написал либретто для оперы К.
Ф. Данькевича «Богдан Хмельницкий» по мотивам своей же пьесы. Совершенно
неожиданно опера подверглась разгромной критике со стороны Сталина за
недостаточность показа борьбы народа против польских угнетателей и
украинско-российской дружбы. Им пришлось дописать несколько новых сцен.
Опера в новой редакции была представлена в 1953 году.
В послевоенные годы писал пьесы о современности: «Макар Дубрава» (1948),
«Почему улыбались звёзды» (1957) и другие. Острая полемика возникла вокруг
пьесы «Крылья» (1954), в которой выведен остро сатирический образ
партийного руководителя. Н. С.
Хрущёв, посмотрев пьесу, заявил:
«Как же мы можем Корнейчуку запретить „Крылья“? Царь ведь разрешил Гоголю
„Ревизора“!».
Поздние пьесы Корнейчука «Страница дневника» (1964), «Память сердца» (1969)
— попытка психологического анализа духовного мира людей военного и
послевоенного периода, поиски ими своего места в быстро меняющемся
мире.
Награды и премии
Сталинская премия первой степени (1941) — за пьесы «Платон Кречет» (1934) и
«Богдан Хмельницкий» (1939)
Сталинская премия первой степени (1942) — за пьесу «В степях Украины»
(1941)
Сталинская премия первой степени (1943) — за пьесу «Фронт» (1942)
Сталинская премия второй степени (1949) — за пьесу «Макар Дубрава»
(1948)
Сталинская премия третьей степени (1951) — за пьесу «Калиновая роща»
(1950)
Международная Ленинская премия «За укрепление мира между народами»
(1960)
Государственная премия УССР имени Т. Г. Шевченко (1971) — за пьесу «Память
сердца» (1969)
Герой Социалистического Труда (1967)
пять орденов Ленина (1939, 23.1.1948. 1955, 1965, 1967)
орден Октябрьской Революции
орден Красного Знамени
орден Красной Звезды
А. Е. Корнейчук активно занимался политической и общественной
деятельностью. С 23 мая 1943 г. по 2 февраля 1944 г. он был заместителем
наркома иностранных дел СССР. Председатель Комитета по делам искусств УССР.
В феврале 1944 года, когда был воссоздан Народный комиссариат иностранных
дел Украинской ССР, Корнейчука назначили наркомом. Деятельность его на этом
посту вошла в противоречие с планами И. В. Сталина. А. Е. Корнейчук всерьёз
воспринял вхождение Украины в ООН, начал разрабатывать планы
самостоятельного подписания Украиной мирных договоров после окончания войны
— и в июле того же года был отправлен в отставку.
В 1949—1972 член ЦК КПУ, в 1952—1972 член ЦК КПСС.
Депутат ВС СССР и ВС УССР 1—8 созывов (1937—1972). В 1953—1954 заместитель
Председателя СМ УССР. В 1947—1953 и 1959—1972 председатель ВС УССР.
Участник Всемирных Конгрессов защитников мира. В 1959—1972 член Президиума
Всемирного совета мира.
Семья
1-я жена — Шарлотта Моисеевна Варшавер —
режиссёр театра им. Франко, тётка писателя Юрия Щеглова.
2-я жена — Ванда Львовна Василевская —
писательница польского происхождения.
3-я жена — Марина Федотовна Захаренко
(1964) — актриса театра им. Франко, ранее — жена театрального
режиссёра Владимира Бортко, мать кинорежиссёра В. В. Бортко.
Пьесы
«На грани» (1926)
«Каменный остров» (1930)
«Штурм» (1930)
«Фиолетовая щука» (1932)
«Гибель эскадры» (1933)
«Платон Кречет» (1934)
«Банкир» (1936)
«Правда» (1937)
«Богдан Хмельницкий» (1939)
«В степях Украины» (1941) — экранизация в 1952 году
«Партизаны в степях Украины» (1942)
«Фронт» (1942)
«Миссия мистера Перкинса в страну большевиков» (1944)
«Приезжайте в Звонковое» (1946)
«Макар Дубрава» (1948)
«Калиновая Роща» (1950)
«Крылья» (1954)
«Почему улыбались звёзды» (1957)
«Над Днепром» (1960)
«Страница дневника» (1964)
«Расплата» (1965)
«Мои друзья» (1967)
«Память сердца» (1969)
«Богдан Хмельницкий» (СССР, 1941, режиссёр И. А. Савченко).
«Фронт» (СССР, 1943, режиссёры братья Васильевы).
«В степях Украины» (СССР, 1952, режиссёр Г. П. Юра).
«Калиновая роща» (СССР, 1953, режиссёр Т. В. Левчук).
«Триста лет тому…» (СССР, 1956, режиссёр В. М. Петров) — по пьесе «Богдан
Хмельницкий».
«Крылья» (СССР, 1956, режиссёр Т. Н. Лукашевич).
«Макар Дубрава» (СССР, 1960, режиссёр И. П. Бжеский).
«Гибель эскадры» (СССР, 1966, режиссёр В. З. Довгань).
«А теперь суди…» (СССР, 1967, режиссёр В. З. Довгань) — по пьесе «Страница
дневника».
«Память сердца» (СССР, 1974, режиссёры Алина Казьмина, Е. Р. Симонов).
Опера «Гибель эскадры» (1967, композитор В. С. Губаренко).
Опера «Богдан Хмельницкий» (1951, вторая редакция 1953, композитор К. Ф.
Данькевич).
Сочинения: В 3 т. — М.: Сов. писатель, 1956.
Твори: У 5 т. — Київ: Рад. письменник, 1966—1968.
Собрание сочинений: В 4 т. — М.: Сов. писатель, 1976—1977.
Зібрання творів: У 5 т. — Київ: Наук. думка, 1986—1988.
В одном конце зала в ожидании, когда их
пригласят в кинозал, стояли гости. В другом -
члены Политбюро. А между ними - пустое
пространство. Вдруг от толпы гостей
отделился один человек. Он пересек
пространство, отделявшее его от группы "вождей"
и прямиком направился к Сталину. Это был Корнейчук
. Подойдя вплотную к вождю, Корнейчук что-то
ему сказал. Тот - коротко ответил. Как
впоследствии выяснилось, диалог был такой. -
Товарищ Сталин, - сказал Корнейчук. - В
сегодняшнем номере газеты "Правда" я
прочел, что вы с вашими соратниками вчера
были в Малом театре. В тот день шла моя пьеса
"В степях Украины". Мне бы хотелось
узнать ваше мнение о ней. Сталин поморщился
(он не любил фамильярности) и сказал:
- Вы плохо пишете, Корнейчук. Вы пишете
одноднэвки. Услыхав этот ответ, Корнейчук
понял, что для него все кончено. Он отошел к
столу, на котором стояли остатки выпивки и
закуски, налил себе стакан водки. Выпил.
Налил второй! Далее он действовал по
принципу - "все равно в этом доме не
бывать". Хлопнул второй стакан и громко,
на весь зал стал "спивать малороссийские
писни": "Дывлюсь я на нэбо" Или - "Променяв
вин жинку на тютюн на люльку" Что-то в
этом роде. Председатель Комитета по делам
искусств Храпченко
, желая снискать одобрения вождя, с
возмущением воскликнул:
- Безобразие! Как он себя ведет!
- Пачему? - сказал Сталин. - Он совсем
неплохо поет. А иногда и неплохо пишет. А ты?
- он повернулся к Храпченко, - и нэ поешь, и нэ
пишешь.