|
|||
|
К-55 ракета ближнего маневренного боя
Когда мы столкнулись с проблемой ближнего маневренного боя , то поняли, что нужно делать сверхманевренную ракету. Говоря в терминах частотных характеристик, "полоса пропускания частот контура стабилизации должна быть в несколько герц", тогда как у "Сайдуиндера" она была ограничена полутора герцами. Нам, как ни крутись, надо было отказаться от идеи Макклина. Но американцы так и не решили проблему ракеты ближнего маневренного боя. Ее решил Советский Союз, когда мы создали на базе К-5 ракету К-55 . Ее сделал наш институт и совместно с Д. М. Хоролом (ОКБ "Геофизика") она была принята на вооружение на МиГ-21 и выпущены довольно большие ее партии. Позже Бисноват сделал К-60 и К-73 . Ракеты класса "воздух - воздух" классифицируются так : ракеты малой дальности и маневренного воздушного боя, ракеты средней и ракеты большой дальности. Для перехватчиков типа Ту-128, позже - МиГ-31 используются дальние ракеты, уничтожающие цели на расстоянии до 100км и больше. Это, фактически, зенитная ракета, поставленная на самолетную платформу. Ракеты встречного воздушного боя - средней дальности - рассчитаны на десятки километров - 30-40км. А ближнего боя - не более 10км. Кстати, необходимость создания ракет ближнего маневренного боя возникла в ходе арабо-израильских столкновений , когда в процессе сближения истребители выходили на малые расстояния - до нескольких километров. Пушка еще не эффективна, а "Сайдуиндер" и был спроектирован на такой диапазон дистанций. Американцы как бы удлиняли "поражающую руку" - пушку , и последующее ее развитие было подчинено прикрытию ближней зоны, в которой находится истребитель при встрече с целью. Но, красиво решив инженерные задачи и, тем самым, значительно удешевив ракету, они оказались в плену ее плохой динамики. Но ближний маневренный бой стимулировал создание динамичных ракет, способных работать на очень больших углах атаки. Самолет, образно говоря, в момент атаки мог "смотреть" и лететь в другую сторону от цели, а ракета должна была сойти и совершить мощные маневры, чтобы выйти в нужные положения. Поэтому, в частности, ей требуется мощное эффективное управление, чтобы, едва сойдя с направляющих, она могла сразу энергично развернуться на цель. Схема "Сайдуиндера" не позволяет этого делать принципиально. Для решения задач маневренного боя годятся только "короткие" ракеты с газодинамическим управлением . Идеология такого узла управления тоже была заложена и отработана в нашем институте. Мне удалось привлечь к работе над ним одного из аспирантов МВТУ - Владимира Михайловича Бобылева , который защищал кандидатскую диссертацию на тему регулирования критического сечения сопла порохового двигателя. Он прекрасный специалист в области внутренней баллистики, процессов горения - кстати, ученик академика Я. Б. Зельдовича . Так вот, Бобылев - и по сей день один из немногих ученых, кто занимался процессами внутренней баллистики ракетных пороховых двигателей . Его-то я и сманил в свой отдел, после чего он привел своих учеников, и было создано целое подразделение по двигателям ракет "воздух - воздух", которое сыграло очень большую роль в формировании облика их энергоустановок, аккумуляторов порохового давления, выбора пороховых зарядов и т.д. Вот они и отрабатывали принципы газодинамического управления малых ракет весом меньше ста килограммов. Так были созданы первые ракеты маневренного воздушного боя К-60 , а в последующем и К-73 . К тому моменту, когда создавали К-73, Бисноват умер . Тесные связи, которые у нас возникли с ОКБ Бисновата , существуют и по сей день, а К-73 не имеет аналогов в мире . Ее сейчас закупают многие страны, в том числе Южно-Африканская Республика . Ссылки:
|