Высокоскоростной истребитель МиГ-3 (аббревиатура от "Микоян и Гуревич"),
предназначенный для ведения воздушного боя на больших высотах, нашел
широкое применение на фронтах Второй мировой. По скорости на высотах более
5000 метров самолет И-200 значительно превосходил все истребители мира:
Як-1, ЛаГГ-3, немецкие Ме-109Е и Me-109F. Сразу же последовало решение о
его серийной постройке. Было начато внедрение, а с января 1941 года -
серийный выпуск.
МиГ-3 по своим скоростным и боевым характеристикам в то время превзошел
зарубежные аналоги. К началу войны истребителей МиГ-3 было в строю
значительно больше, чем ЛаГГ-3 и Як-1, и на них было переучено немало
летчиков. Однако МиГ-3 был все-таки еще недостаточно освоен летчиками,
переучивание большинства их еще не было завершено, и возможности самолетов
не всегда использовались. По сравнению с И-16, не говоря уже об И-153,
МиГ-3 был труден в пилотировании, особенно при посадке (пробег бывал
порядка 600 м при посадочной скорости более 150 км/ч). Первоначально велика
была аварийность. По предложению летчика-испытателя
С.П. Супруна были сформированы два полка на
МиГ-3 с большим процентом в них знающих испытателей. Косвенно это помогло в
устранении недостатков пилотирования, но оказался не преодолен основной
недостаток самолета МиГ-3: превосходя все истребители в скорости на высотах
более 5000 м, он на малых и средних высотах уступал истребителям Як, Ла и
немецким, имея сравнительно низкие данные, что вместе со слабостью
вооружения не позволило полноценно использовать МиГ-3 как фронтовой
истребитель. На небольших высотах самолет уступал другим, а на больших
высотах немцы боев не вели. Но зато он нашел себе применение как высотный
ночной истребитель в системе ПВО, где его большой потолок (до 12 000 м) и
скорость на высотах были решающими. Так он в основном и применялся до конца
войны, в частности охраняя Москву. На фронтах МиГ-3 применялся в 1941-1943
гг. (на Брянщине, на Кубани, в Молдавии и в Крыму). На МиГ-3 одержал свою
первую победу А.И. Покрышкин (сбил Ме-109Е).
Судьбе было угодно так распорядиться, что из трех оставшихся в седле
конкурентов стартовавший наиболее удачно МиГ-3, сменивший сыроватый МиГ-1,
продержался в серии только в 1941 году. Его
высотность
, пригодившаяся при отражении воздушных налетов на Москву, оказалась
ненужной во фронтовых условиях, где подавляющее количество воздушных боев
велось на малых и средних высотах, на которых он был неповоротлив и
неуклюж. К тому же, его
мотор АМ-37
, оказавшийся однотипным мотору, требовавшемуся для установки на штурмовик
Ил-2, явился "ахиллесовой пятой" этого самолета.
Штурмовики
тогда только что вошли в моду и казались единственным эффективным
средством против наседавших немецких танков. Поэтому, когда пришлось
выбирать, кому отдать предпочтение, сомнений не было - конечно, моторы
поставлять
Ил-2
, а
МиГ-3
с производства снять, что и было сделано.
Судьбе было угодно так распорядиться, что из трех оставшихся в седле
конкурентов стартовавший наиболее удачно МиГ-3, сменивший сыроватый МиГ-1,
продержался в серии только в 1941 году. Его
высотность
, пригодившаяся при отражении воздушных налетов на Москву, оказалась
ненужной во фронтовых условиях, где подавляющее количество воздушных боев
велось на малых и средних высотах, на которых он был неповоротлив и
неуклюж. К тому же, его
мотор АМ-37
, оказавшийся однотипным мотору, требовавшемуся для установки на штурмовик
Ил-2, явился "ахиллесовой пятой" этого самолета.
Штурмовики
тогда только что вошли в моду и казались единственным эффективным
средством против наседавших немецких танков. Поэтому, когда пришлось
выбирать, кому отдать предпочтение, сомнений не было - конечно, моторы
поставлять
Ил-2
, а
МиГ-3
с производства снять, что и было сделано.
Высокоскоростной истребитель МиГ-3 (аббревиатура от "Микоян и Гуревич"),
предназначенный для ведения воздушного боя на больших высотах, нашел
широкое применение на фронтах Второй мировой. По скорости на высотах более
5000 метров самолет И-200 значительно превосходил все истребители мира:
Як-1, ЛаГГ-3, немецкие Ме-109Е и Me-109F. Сразу же последовало решение о
его серийной постройке. Было начато внедрение, а с января 1941 года -
серийный выпуск.
МиГ-3 по своим скоростным и боевым характеристикам в то время превзошел
зарубежные аналоги. К началу войны истребителей МиГ-3 было в строю
значительно больше, чем ЛаГГ-3 и Як-1, и на них было переучено немало
летчиков. Однако МиГ-3 был все-таки еще недостаточно освоен летчиками,
переучивание большинства их еще не было завершено, и возможности самолетов
не всегда использовались. По сравнению с И-16, не говоря уже об И-153,
МиГ-3 был труден в пилотировании, особенно при посадке (пробег бывал
порядка 600 м при посадочной скорости более 150 км/ч). Первоначально велика
была аварийность. По предложению летчика-испытателя
С.П. Супруна были сформированы два полка на
МиГ-3 с большим процентом в них знающих испытателей. Косвенно это помогло в
устранении недостатков пилотирования, но оказался не преодолен основной
недостаток самолета МиГ-3: превосходя все истребители в скорости на высотах
более 5000 м, он на малых и средних высотах уступал истребителям Як, Ла и
немецким, имея сравнительно низкие данные, что вместе со слабостью
вооружения не позволило полноценно использовать МиГ-3 как фронтовой
истребитель. На небольших высотах самолет уступал другим, а на больших
высотах немцы боев не вели. Но зато он нашел себе применение как высотный
ночной истребитель в системе ПВО, где его большой потолок (до 12 000 м) и
скорость на высотах были решающими. Так он в основном и применялся до конца
войны, в частности охраняя Москву. На фронтах МиГ-3 применялся в 1941-1943
гг. (на Брянщине, на Кубани, в Молдавии и в Крыму). На МиГ-3 одержал свою
первую победу А.И. Покрышкин (сбил Ме-109Е).
Судьбе было угодно так распорядиться, что из трех оставшихся в седле
конкурентов стартовавший наиболее удачно МиГ-3, сменивший сыроватый МиГ-1,
продержался в серии только в 1941 году. Его
высотность
, пригодившаяся при отражении воздушных налетов на Москву, оказалась
ненужной во фронтовых условиях, где подавляющее количество воздушных боев
велось на малых и средних высотах, на которых он был неповоротлив и
неуклюж. К тому же, его
мотор АМ-37
, оказавшийся однотипным мотору, требовавшемуся для установки на штурмовик
Ил-2, явился "ахиллесовой пятой" этого самолета.
Штурмовики
тогда только что вошли в моду и казались единственным эффективным
средством против наседавших немецких танков. Поэтому, когда пришлось
выбирать, кому отдать предпочтение, сомнений не было - конечно, моторы
поставлять
Ил-2
, а
МиГ-3
с производства снять, что и было сделано.