Оглавление

Форум

Библиотека

 

 

 

 

 

Циолковский Константин Эдуардович (1857-1935)

Циолковский (5/17.09.1857-19.09.1935), русский ученый и изобретатель в области аэродинамики, ракетодинамики, теории воздухоплавания, основоположник современной космонавтики. Циолковский родился в 1857 г в с. Ижевское Рзанской губ. в семье лесничего. В 1866 после скарлатины почти потерл слух. Проучившись в гимназии в 1869 - 1871, из-за глухоты был вынужден покинуть ее и занималс самообразованием, увлекшись книгами и техникой. В 1873 - 1876 Циолковский жил в Москве, куда приехал для самостотельных зантий в библиотеке Румнцевского музея (Циолковский вспоминал, что "питалс одним черным хлебом, не имея даже картошки и чаю"). В 1876 вернулся к отцу. В 1879 сдал экстерном экзамены на учительское звание и зарабатывал на жизнь преподаванием физики и математики. Все свободное врем Циолковский отдавал науке. В 1880 Циолковский назначен учителем арифметики и геометрии в Боровское уездное училище (Калужска губ.). К этому времени отностся его первые науч. исследования. Науч. проблемы Циолковский исследовал от элементарного матем. описания явления до глубоких теоретич. выводов, завершаемых практич. рекомендацими и инж. решеними. Осн. работы Циолковского (с 1884) были связаны с четырьмя большими проблемами: науч. обоснованием цельнометаллич. аэростата (дирижабл), обтекаемого аэроплана, поезда на возд. подушке и ракеты дл межпланетных путешествий. По всем этим направленим исследований учёным сделаны основополагающие обобщения, науч. выводы и рекомендации, составившие значительный вклад в науку и технику. В 1892 Циолковский переехал в Калугу, где преподавал физику и математику в гимназии и епархиальном уч-ще. Одновременно занимался созданием летательных аппаратов тжелее воздуха. Ему принадлежит идея постройки аэроплана с металлическим каркасом. Он дал описание и чертежи моноплана, который по внешнему виду и аэродинамической компоновке предвосхищал конструкции самолётов, повившихся через 15—18 лет. С 1896 Циолковский систематически занимался теорией движени реактных аппаратов и предложил схемы ракет дальнего действия и ракет дл межпланетных путешествий. Он построил в 1897 первую в России аэродинамическую трубу с открытой рабочей частью, разработал методику эксперимента в ней, в 1900 на субсидию Академии наук сделал продувки простейших моделей и определил коэффициент сопротивлени шара, плоской пластинки, цилиндра, конуса и других тел. Фундаментальные науч. результаты получены Циолковским в теории движени ракет (ракетодинамике), им создана к 1896 строгая математическая теория реакт. движения, хотя только в 1903 Циолковскому удалось опубликовать часть статьи «Исследование мировых пространств реактивными приборами». Это был первый в мире научный труд по теории реактного движения и теории космонавтики. В нём Циолковский обосновал реальную возможность применения реактивных приборов дл межпланетных сообщений, заложил основы теории ракет и жидкостного ракетного двигател (ЖРД). После Окт. революции 1917 Циолковский много и плодотворно работал над созданием теории полёта реактивных самолётов, разработал схему газотурбинного двигателя. Им впервые была теоретически решена задача посадки космич. аппарата на поверхность планет, лишённых атмосферы. В 1926—29 он разработал теорию многоступенчатых ракет, а в 1932 — теорию полёта реакт. самолётов в стратосфере и схемы устройства самолётов для полёта с гиперзвуковыми скоростями. В 1927 опубликовал теорию и схему поезда на возд. подушке. Циолковский — основоположник теории межпланетных сообщений. Его исследования впервые показали возможность достижения космических скоростей и осуществимость межпланетных полётов. Он первым изучил вопрос о ракете — искусственном спутнике Земли (ИСЗ) и о создании околоземных орбитальных станций как искусственных поселений, использующих энергию Солнца, и промежуточных баз для межпланет, сообщений; рассмотрел медико-биологические проблемы, возникающие при длительных космических полётах; написал ряд работ, в которых уделил внимание использованию ИСЗ. Циолковский первым решил задачу о движении ракеты в неоднородном поле тготения и рассмотрел (приближённо) влиние атмосферы на полёт ракеты, а также вычислил необходимые запасы топлива для преодоления сил сопротивления воздушной оболочки Земли. Им предложены газовые рули (из графита) для управлени полётом ракеты и изменени траектории её центра масс, использование компонентов топлива дл охлаждения внешней оболочки космического корабля (во время входа в атмосферу Земли), стенок камеры сгорания и сопла ЖРД; оптимальные траектории спуска космического аппарата при возвращении из космоса и др. В области ракетных топлив исследовал большое число различ. окислителей и горючих для ЖРД; рекомендовал следующие топливные пары: жидкие кислород с водородом, кислород с углеводородами и др. Циолковский — первый идеолог и теоретик освоени человеком космического пространства, конечна цель которого представллась ему в виде полной перестройки биохимической природы порождённых Землёй мыслщих существ. В связи с этим он выдвигал проекты новой организации человечества, в к-рых своеобразно переплетаются идеи социальных утопий различных исторических эпох. Циолковский — автор ряда научно-фантастических произведений, а также исследований в других областх знаний: лингвистике, биологии и др. При Советской власти Циолковским были созданы все услови для творческой детельности. Ему была назначена персональная пенсия. Труды Циолковского в огромной степени способствовали развитию ракетной и космической техники в СССР и др. странах. За «особые заслуги в области изобретений, имеющих огромное значение для экономической мощи и обороны Союза ССР», Циолковский в 1932 был награждён орденом Трудового Красного Знамени. В свзи со 100-летием со дня его рождения АН СССР учредила Золотую медаль им. К. Э. Циолковского «За выдающиеся работы в области межпланетных сообщений». В Калуге и Москве сооружены памтники учёному; создан мемориальный дом-музей в Калуге; его имя ност Гос. музей истории космонавтики и пед. ин-т в Калуге, Моск. авиационно-технологич. ин-т. Именем Циолковский назван кратер на Луне.

Ссылки:

  • Развитие отечественного дирижаблестроения было остановлено
  • МАТИ
  • Заболоцкий Николай Алексеевич (1903-1958)
  • Чижевский Александр Леонидович (1897-1964)
  • П.Образцов, М.Шенгелевич: пролог: Зворыкин, Сикорский
  • Тихонравов Михаил Клавдиевич
  • РОЛМ (Русское общество любителей мироведения)
  • Перельман Яков Исидорович (1882-1942)
  • Ракеты: немного теории
  • Рябчиков Е.И.: Сверхзадача "космических фильмов" показать "нового человека"
  • "Смотрите в будущее." Рябчиков Е.И. у Циолковского
  • Рябчиков Е.И.: "Спрашиваю у Королева" Кто полетит?
  • Рябчиков Евгений Иванович (1909-1996) краткая биография
  • Рябчиков Е.И.: Глядя в камеру: о роли ведущего на телевидении
  • Технические находки Бартини
  • Гагарин Ю.А. в Саратовском индустриальном техникуме
  • Гагарин Ю.А. в школе. Учителя и ученики
  • Первая пятилетка требует массового производства. Малышев и тепловозы
  • Кассиль в "Известиях"
  • Пономарев А.Н. и Горбунов В. в Петрограде в Авиатехникуме
  • К 100-летию журналиста Е.И.Рябчикова
  • Владимир Аллилуев женится, работает на космос в КБ МАИ (Богомолова)
  • Королев и Перельман о будущем ракет
  • Королев С.П.: мечта о космосе, встреча с Циолковским
  • Тетеркин Борис Григорьевич
  • ГИРД: общие сведения
  • ГИРД становится известным общественности
  • Полет первой советской ракеты - большая победа ГИРДа
  • Королев С.П. во ВНИИ-88
  • Книга Королева С.П. "Ракетный полет в стратосфере"
  • XI Всесоюзные планерные состязания
  • Общество изучения межпланетных сообщений
  • Вернадский: публичная лекция и брошюра по живому веществу
  • НОВЫЕ ИДЕИ РАЗВИТИЯ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА
  •  

     

    Оставить комментарий:
    Представьтесь:             E-mail:  
    Ваш комментарий:
    Защита от спама - введите день недели (1-7):

    Рейтинг@Mail.ru

     

     

     

     

     

     

     

     

    Информационная поддержка: ООО «Лайт Телеком»