|
|||
|
Рябчиков Е.И.: Сверхзадача "космических фильмов" показать "нового человека"
1966. 28 января. Из личного архива Рябчикова: "Сегодня я держал в руках рукопись Константина Эдуардовича Циолковского ! "Свободное пространство" (1883), "Альбом космических путешествий" (1933) и "Исследование мировых пространств реактивными приборами" (1903). Я захлебнулся от восторга и удивления, ощутив близость к гению, к мысли о полете человека в космос". И сетует (письмо жене, 8 апреля), что при подготовке сценариев ему приходится доказывать их самостоятельное значение. Тогда как некоторые чиновники склонны считать их "сценарными планами событийных фильмов, где будто бы все уже сделано, и операторы только снимают "готовые" события, не внося в них ничего своего". "Ну, как же так?! - возмущался Е. И. - В представлении народа космонавт - не просто летчик, отважно выполняющий сложнейшие научно- технические эксперименты. Космонавт, по общему мнению, - новый человек, словно пришедший в сегодня из коммунистического будущего. Космонавт воплощает в себе лучшие черты нового, советского характера. Мы и ставили перед собой задачу - создать средствами научного и документального кино художественный образ героя-современника, героя-космонавта, показать его не только участником выдающейся научной операции, но прежде всего Человеком с большой буквы. Для решения подобной "сверхзадачи" мы часто прибегали к методу кинонаблюдений. Кинооператоры становились "тенями" космонавтов - сопровождали их в лаборатории, на полигоны, на рыбалку, на лыжные прогулки и на парашютные прыжки. Вместе с операторами и режиссерами, наблюдая повседневно за жизнью и трудом космонавтов, мы не раз подмечали поразительно интересные, внезапно возникавшие эпизоды, которые и старались немедленно фиксировать на пленке. С особым восхищением говорю и думаю о "космических операторах": они - не побоюсь громкого, "сильного" слова - настоящие гвардейцы советского и мирового кинематографа. Вот хотя бы съемки во время тренировок в "бассейне невесомости" - в салоне самолета после разгона и выхода на "горку": рядом с космонавтом плавает и парит кинооператор. И не просто плавает - он снимает. А сколько раз операторы прыгали с парашютами, чтобы снять в воздухе летящего с большой высоты космонавта, застать его в момент приземления и снять, когда он покидает звездный корабль и ступает на Землю. Не раз забирались они то в "ротор" - чудовищный стальной волчок, вращающийся в трех плоскостях, - то в "полосатую вертушку", то в термобарокамеру, то в сурдокамеру. Подлинное мужество надо иметь оператору, когда он снимает на старте, с глазу на глаз встречая огненную бурю. Клокочущее пламя, рев, гул, грохот. Операторы, режиссеры не раз восхищали меня своей отвагой, смекалкой и умением быстро найти нужное решение". Впору назвать наиболее известных операторов : Б. Смирнов , М. Рафиков , В. Суворов , Н. Шумов , Д. Гасюк , И. Касаткин , М. Бесчетнов , А. Каиров , Р. Тришин , Б. Головня , В. Афанасьев , И. Крылов , В. Сивков , Г. Анохин , А. Филиппов , Б. Соломянский , Л. Кочурьян , О. Лебединский . Евгений Иванович был уверен, что "ВГИК еще будет изучать творческий опыт "космических операторов" и "космических режиссеров" - прежде всего Григория Косенко и Дмитрия Боголепова ". 9 ноября. Н. П. Каманин: "Вышел на экран кинофильм "Космонавты в Калуге и Ленинграде", снятый по сценарию Е. И. Рябчикова. Этот фильм готовился нами под названием "У истоков космонавтики". В нем было много внимания уделено С. П. Королеву, его встречам с космонавтами, учеными и конструкторами. По приказанию Г. Н. Пашкова (ВПК) фильм обкорнали, вырезав из него все кадры о Королеве. Мне удалось сохранить только один экземпляр полного фильма с кадрами о С. П. Королеве (умер 14 января 1966 г. - М. В.), я передал его на хранение в ЦПК ВВС". Ссылки:
|