Вигдорова, Фрида Абрамовна (3 [16] марта 1915, Орша — 7 августа1965,
Москва) — русская советская писательница и журналистка. Жена
писателя-сатирика Александра Раскина.
Родилась в семье преподавателя Абрама Григорьевича и Софьи Борисовны
Вигдоровых. Окончила литературный факультет педагогического училища (1937),
преподавала русскую литературу в школе, затем переключилась на
журналистскую работу. Сотрудничала с газетами «Правда», «Комсомольская
правда», «Литературная газета». В 1940-е гг. публиковала, в основном,
статьи о проблемах школы и воспитания детей (часть статей в соавторстве с
Норой Галь). В 1948 году была уволена из газеты «Комсомольская правда» во
время кампании по
борьбе с космополитизмом в
СССР.
С середины 1950-х гг. в большей степени работала на основе писем в
редакцию, занимаясь помощью людям, попавшим в трудные обстоятельства, —
Вигдорова стояла у истоков этой особой журналистской специальности в
позднесоветской газетной печати, её продолжателями были Евгений Богат,
Ольга Чайковская и др.; статьи этого рода составили две книги Вигдоровой,
«Дорогая редакция» (1963) и изданную посмертно «Кем вы ему приходитесь?»
(1969). «Забывая о своем покое, отрываясь от любимой работы, от своих книг,
она шла по первому зову, ехала в любую даль, одолевала враждебность и
казенщину и никогда не складывала оружия, пока не удастся восстановить
справедливость, выпрямить поломанную судьбу, поддержать, спасти», — писала
в рецензии на вторую из них критик Э. Кузьмина. Журналистские занятия
человеческими судьбами привели Вигдорову к общественной активности в её
естественной для рубежа 1950-60-х гг. форме: она была депутатом районного
совета народных депутатов.
Особой страницей в биографии Вигдоровой как общественного деятеля стало её
участие в судебном деле
Иосифа Бродского, к которому она
привлекла внимание многих известных деятелей культуры. В феврале 1964 г.
Вигдорова присутствовала на суде над Бродским и сделала запись судебных
слушаний, которая получила широкое распространение в самиздате: собственно,
с этой записи, получившей название «Судилище», наряду с некоторыми ранними
произведениями Александра Солженицына, и начинается история
общественно-политического самиздата в России. А. Гинзбург посвятил
Вигдоровой свою
«Белую книгу» о процессе
Синявского-Даниэля.
Запись также была многократно опубликована в разных странах и вызвала
широкое движение западных интеллектуалов левой ориентации в защиту
Бродского; благодаря вмешательству Жана-Поля Сартра Бродский был в сентябре
1965 г. освобождён из ссылки. К этому моменту Вигдоровой уже месяц как не
было в живых; до последних дней (она умирала от рака поджелудочной железы)
она постоянно интересовалась ходом дела Бродского и судьбой поэта.
Фрида Вигдорова оказывала разнообразную помощь и поддержку и другим
писателям: так, при её активном участии была осуществлена публикация первых
произведений И. Грековой и русского перевода сказки Сент-Экзюпери
«Маленький принц». С. Богатырёва писала про Вигдорову, что «ей не нужно
было, чтобы её просили. Она кидалась на помощь».
Собственная литературная работа Вигдоровой началась с ряда публицистических
публикаций — в частности, с выполненной ею литературной записи воспоминаний
Л. К. Космодемьянской, матери Зои и Александра Космодемьянских.
Далее последовали повесть о молодой учительнице «Мой класс» (1949) и
трилогия «Дорога в жизнь», «Черниговка» и «Это мой дом» (1961), посвящённые
проблемам педагогики и становления личности подростка (романы написаны от
лица С. А. Калабалина — у Вигдоровой (как и у Макаренко) Карабанов, —
воспитанника А. С. Макаренко, также посвятившего себя работе в детских
домах и его жены Галины Константиновны, в «Педагогической поэме» Макаренко
названной Черниговкой). Как отмечала Э. Кузьмина, «каждая книга трилогии —
этап, ступень в становлении Педагога. И в создании из пестрого сборища
разрозненных ребят, трудных подростков, беспризорников единой общности —
коллектива, Дома». В 1971 году повесть «Это мой дом» была экранизирована.
Фильм под названием «Вчера, сегодня и всегда» снял кинорежиссёр Яков
Базелян.
Последние работы Вигдоровой — дилогия «Любимая улица» и «Семейное счастье»
(1965), в центре которых — психологический портрет молодой женщины, жены,
матери.
Памяти Фриды Вигдоровой посвящена песня Александра Галича «Уходят
друзья».
Книги
Мой класс, 1949
Дорога в жизнь, 1954
Это мой дом, 1957
Черниговка, 1959
Семейное счастье, 1962
Дорогая редакция. Очерки, 1963
Любимая улица, 1964