Сионизм (ивр. цийону oт — от названия горы Сион в
Иерусалиме) — политическое движение, целью которого является объединение и
возрождение еврейского народа на его исторической родине — в
Израиле (Эрец-Исраэль), а также
идеологическая концепция, на которой это движение основывается.
Идеология сионизма объединяет различные по своей ориентации движения — от
лево-социалистических до ортодоксально-религиозных. До Второй мировой войны
(см.
Холокост) сионизм был одним из
наиболее крупных общественно-политических движений еврейского народа
(наряду с ратовавшим за культурную автономию рабочим движением
Бунд и территориализмом). После
Второй мировой войны он стал единственным движением еврейского
национализма
Слово «сионизм» является производным от топонима Сион (ивр.
צִיּוֹן
— Цион), при этом Земля Израиля (Эрец-Исраэль) нередко именовалась «дочерью
Сиона», а еврейский народ — «сыновьями Сиона».
Со времени вавилонского пленения Сион стал для еврейского народа в диаспоре
символом утраченной родины. В этом значении он часто упоминается в
религиозных текстах и светской литературе: «При реках Вавилона, там сидели
мы и плакали, когда вспоминали о Сионе» (Пс. 136:1); «Сион, неужто ты не
спросишь о судьбах узников твоих…» (Иехуда Галеви).
Во второй половине XIX века эта же семантика топонима была использована в
названии палестинофильского движения «Ховевей Цион».
Сам термин «сионизм» был введён в употребление одним из ранних теоретиков
сионизма, лидером ортодоксально-религиозного движения «Агудат Исраэль» и
идишизма
Натаном Бирнбаумом. Краткая еврейская
энциклопедия утверждает, то впервые термин появился в 1890 году на
страницах редактировавшегося Бирнбаумом журнала «Selbstemancipacion» (с мая
1893 года выходил с подзаголовком «Орган сионистов») как название «партии»,
которая, в противоположность чисто практической поселенческой программе
«Ховевей Цион», стремилась бы обеспечить возвращение еврейского народа в
Эрец-Исраэль политическими методами. Однако, по мнению Вальтера Лакера,
появление термина в печати в 1890—1891 годах происходило без каких-либо
политических коннотаций. А в общепринятом смысле Бирнбаум впервые употребил
этот термин 23 января 1892 года на дискуссионном собрании в Вене.
Тем не менее, до конца XIX века под сионизмом чаще имели в виду именно
практическую деятельность, направленную на создание еврейских
сельскохозяйственных поселений в Эрец-Исраэль. В таком значении
первоначально употреблял это слово
Теодор Герцль. Лишь после Первого
Сионистского конгресса, который принял Базельскую программу, соединившую
«политический» и «практический» аспекты движения, с созданием Сионистской
организации, в которую влилось большинство Ховевей Цион, термин приобрел
современное значение.
В некоторых источниках сионизм оценивается как национально-освободительное
движение еврейского народа в контексте европейских
национально-освободительных движений XIX века. В то же время, некоторые
критики сионизма расценивают его как «форму расизма и расовой
дискриминации».
Часто сионизмом ошибочно называют любое еврейское движение, имеющее
национальный характер. Например, требование культурно-национальной
автономии, проект создания еврейской автономии в Крыму, право на эмиграцию
в другие страны, помимо Израиля, даже любую борьбу за равноправие
евреев.
Термин «сионизм» используется также сторонниками конспирологической теории
«жидо-масонского заговора» (см. Сионистское оккупационное правительство),
которая носит антисемитский характер.
Также сионизм следует отличать от территориализма — стремления части евреев
иметь своё государство вне зависимости от конкретного места нахождения. В
то время как сионизм — это стремление евреев возродить своё государство
именно на Земле Израиля.
Сионистское движение поставило своей целью решить «еврейскую проблему»,
рассматривая её как проблему национального меньшинства, беспомощного
народа, уделом которого являются погромы и преследования, у которого нет
собственного дома, которого всюду подвергают дискриминации, указывая на его
чуждость. Сионизм пытался добиться решения этой проблемы путем возвращения
евреев в «исторический дом» в стране Израиля. В сионизме имел место синтез
целей: освобождения и единства, ибо цель состояла как в освобождении евреев
из-под угнетающей их власти, так и в восстановлении единства евреев через
собирание еврейских диаспор со всего мира на их Родине.
Вальтер Лакер выделяет 13 тезисов сионизма:
Сионизм — это реакция на антисемитизм.
Антисемитизм в своей самой смертоносной форме достиг кульминации в
Центральной Европе, где относительно малочисленные еврейские общины
максимально ассимилировались.
Сионизм всегда считал ассимиляцию евреев главным врагом.
Сионисты получили свой шанс на успех после I мировой войны.
Сионизм возник намного позже других национальных движений, времени и
ресурсов на реализацию целей было чрезвычайно мало.
Сионизм не имел ни денег, ни военной силы, ни политического влияния, в
распоряжении сионистов были в основном моральные аргументы.
Еврейское государство возникло к тому времени, когда спасать погибающих в
Европе евреев было уже поздно.
Вплоть до 1930-х годов сионистские лидеры не понимали чётко, в чём состоит
конечная цель движения.
Арабо-еврейский конфликт был неизбежен, поскольку арабы не могли смириться
с созданием еврейского государства.
С арабской точки зрения сионизм представлял агрессию, а еврейская
иммиграция — вторжение.
Сионизм подвергается критике также со стороны еврейских ультраортодоксов,
сторонников ассимиляции и крайне левых.
Основным источником слабости сионизма был тот факт, что условия для
реализации сионистской мечты никогда не были благоприятными.
Основная цель сионизма была двойной: вернуть еврейское самоуважение и
достоинство в глазах неевреев и восстановить еврейский национальный очаг
для евреев, чтобы «жить как свободные люди на своей земле, спокойно умереть
в своих собственных домах» (Герцль).
Сионизм возник в контексте массовой национальной эмансипации в Европе —
самоопределения наций и национально-освободительной борьбы. При этом в
Западной Европе эта эмансипация опиралась на государственность, а Восточной
— на этничность. Как отмечает Михаил Членов, этнический национализм
укрепился именно в Восточной и Центральной Европе на восток от Германии. И
этническая форма самоидентификации проявилась в среде восточно-европейских
ашкеназов.
Несмотря на массовую ассимиляцию евреев, особенно ярко проявившуюся c конца
XVIII века в Западной Европе, в XIX веке во многих странах Европы усилились
националистические и антисемитские настроения. Помимо религиозного
антисемитизма во второй половине XIX века появился расовый антисемитизм,
который отрицал ассимиляцию и концентрировался на этническом происхождении,
а не на принадлежности к иудаизму.
Одним из проявлений этой тенденции стало так называемое
дело Дрейфуса — ложное обвинение
еврейского офицера французской армии в шпионаже. В России с 1821 года
начались
еврейские погромы. Сионизм во
многом возник как реакция на антисемитские тенденции в европейской
политике. Социальной опорой сионизма была средняя и мелкая буржуазия,
именно указанный слой подвергался наряду с трудящимися евреями, наибольшей
дискриминации, страдал от антисемитизма.
Среди евреев, живших в диаспоре, всегда было распространено сильное
стремление возвратиться к Сиону. Сион, Земля Израиля и Иерусалим
присутствовали в еврейской культуре и традиционных ритуалах как символы
Родины. Это стремление проявилось в том числе в появлении множества мессий:
от Давида Алроя до Шабтая Цви.
С XII века на фоне преследования евреев в христианских странах возникло
течение возвращения на древнюю Родину. В 1492 году этот поток пополнился
еврейскими изгнанниками из Испании, которые основали еврейскую общину в
городе Цфат. В течение средних веков крупные еврейские общины были в
Иерусалиме и Цфате, меньшие — в Наблусе (Шхеме) и Хевроне.
В начале XVIII века была предпринята одна из самых значительных попыток
репатриации из Европы и обновления еврейского национально-религиозного
центра в Иерусалиме. Во главе этого движения стоял рабби Иехуда Хасид,
прибывший в Иерусалим в 1700 году во главе около тысячи своих
последователей из различных стран Европы. До их прибытия иерусалимская
община насчитывала 1200 человек, в том числе 200 ашкеназов. Сам Иехуда
Хасид, прибыв в страну, вскоре умер. Между его последователями и
задолжавшей арабам ашкеназийской общиной Иерусалима возникли трения, а
арабы-заимодавцы сожгли ашкеназийскую синагогу (1720) и изгнали
евреев-ашкеназов из города. Долгое время после этих событий евреи,
прибывавшие из Европы, селились главным образом в Хевроне, Цфате и
Тверии.
В XVIII—XIX веках было множество разных публикаций с идеей возврата евреям
исторической родины. Такие идеи обнародовали французский император Наполеон
Бонапарт, русский декабрист Павел Пестель, голландский принц Карл де Линь и
многие другие.
К 1880 году население Палестины достигло 450 тыс. человек, из которых 24
тыс. составляли евреи. В Иерусалиме евреи составляли более половины всего
25-тысячного населения. в Цфате жили 4 тыс. евреев, в Тверии — 2,5 тыс.,
Яффе — 1 тыс., в Хевроне 800 человек и в Хайфе — 300. Иерусалим стал
крупнейшим городом в стране. Палестина в этот период была отсталой
османской провинцией даже без отдельного административного статуса. Она
пребывала в состоянии полного упадка, что делало эмиграцию туда
малопривлекательной для европейских евреев.
Первые практические планы создания еврейского государства были изложены в
1862 году в книгах раввина Цви-Гирша Калишера «В поисках Сиона» и Мозеса
Гесса «Рим и Иерусалим». Хотя Исайя Берлин и назвал книгу Гесса «взрывом
бомбы», эти призывы не произвели ожидаемого эффекта, поскольку, как пишет
Лакер, распространялись «вне опоры на политические и социальные силы,
которые могли бы обеспечить руководство в борьбе за их реализацию». В
еврейской среде не наблюдалось подъёма национального самосознания.
Однако в 1880-х годах эти труды стали основой к началу практического
(поселенческого) сионизма,
движению «Ховевей Цион» («Палестинофилы»). Один
из ранних палестинофилов Натан Фридланд начал политическую деятельность —
на аудиенции у императора Франции Наполеона III просил его содействия в
деле переселения евреев в Палестину.
Первая большая волна современной иммиграции, известная как Первая алия
(ивр.
עלייה),
началась в 1881 году, когда евреи были вынуждены спасаться бегством от
погромов в Восточной Европе.
Основателем политического сионизма — движения, которое ставило своей целью
основание еврейского государства на земле Израиля, поднимая еврейский
вопрос на международной арене, — считается
Теодор (Беньямин-Зеэв) Герцль. В 1896
году Герцль опубликовал свою книгу «Еврейское государство» (нем. Der
Judenstaat), в которой изложил своё видение будущего еврейского
государства. Уже в следующем году Герцль руководил первым Всемирным
сионистским конгрессом в Базеле, где была основана Всемирная Сионистская
Организация (ВСО).
Вторая алия (1904—1914 годы) началась после Кишинёвского погрома. Приблизительно 40
тысяч евреев поселилось в Палестине. Большинство иммигрантов первой и
второй алии были ортодоксальными евреями, но вторая алия включала также и
социалистов, основавших киббуцное движение.
Во время Первой мировой войны секретарь иностранных дел Великобритании
Артур Бальфур издал документ, получивший
впоследствии название Декларации Бальфура. В нём декларировалось, что
Британия «смотрит положительно на основание в Палестине национального дома
для еврейского народа». Как следствие этого, еврейские добровольцы-сионисты
сформировали еврейский легион, который оказал британским войскам помощь в
завоевании Палестины.
В 1919—23 годах (Третья алия) в Палестину прибыли 40 тысяч евреев, в
основном из Восточной Европы. Поселенцы этой волны были обучены сельскому
хозяйству и могли развивать экономику. Несмотря на квоту иммиграции,
установленную британскими властями, еврейское население выросло к концу
этого периода до 90 тысяч. Болота Изреэльской долины и долины Хефер были
осушены и земля сделана пригодной для сельского хозяйства. В этот период
была основана федерация профсоюзов, Гистадрут.
Арабские протесты против еврейской иммиграции привели к Палестинским
бунтам, и в 1920 году на основе еврейской организации самообороны Ха-Шомер
была сформирована новая еврейская военная организация — «Хагана» (на иврите
«Оборона»).
В 1922 году Лига Наций вручила Великобритании мандат на Палестину, объясняя
это, кроме прочего, необходимостью «установления в стране политических,
административных и экономических условий для безопасного образования
еврейского национального дома». Из-за Яффских бунтов в самом начале
Мандата, Британия ограничила еврейскую иммиграцию и часть территории,
планировавшаяся для еврейского государства, была отдана под образование
Трансиордании.
В то время страну населяли преимущественно арабы-мусульмане, однако самый
крупный город, Иерусалим, был преимущественно еврейским.
В 1924—29 годах (Четвёртая алия) в Палестину приехали 82 тысячи евреев,
в основном в результате всплеска антисемитизма в
Польше и Венгрии. Эта группа состояла во многом
из семей среднего класса, которые переехали в растущие города, основав
малые предприятия торговли и общественного питания и лёгкую промышленность.
Впоследствии, однако, приблизительно 23 тысячи эмигрантов этой волны
покинули страну.
Подъём нацистской идеологии в 1930-х годах в Германии привёл к Пятой
алие, которая состояла в репатриации четверти миллиона евреев,
спасавшихся от Гитлера. Этот период закончился Арабским восстанием 1936—39
годов и изданием Британией в 1939 году «Белой книги», которая фактически
сводила на нет иммиграцию евреев в Палестину.
Страны мира отказывались принимать евреев, спасавшихся от Холокоста, что
вместе с запретом Великобритании на переселение в Палестину фактически
означало смерть для миллионов. Для обхода запрета на иммиграцию в Палестину
была создана
подпольная организация «Моссад ле-Алия Бет»,
помогавшая евреям нелегально добраться до Палестины и спастись от
гибели.
По окончании Второй мировой войны, еврейское население Палестины составляло
33 % по сравнению с 11 % в 1922 году.
После 1945 года Великобритания оказалась вовлечена в нарастающий конфликт с
еврейским населением. В 1947 году британское правительство заявило о своём
желании отказаться от мандата на Палестину, аргументируя это тем, что оно
не способно найти приемлемое решение для арабов и евреев. Созданная
незадолго до того Организация Объединённых Наций на Второй сессии своей
Генеральной Ассамблеи 29 ноября 1947 года приняла план раздела Палестины
(резолюция Генеральной ассамблеи ООН № 181). Иерусалим должен был стать
международным городом (corpus separatum) под управлением ООН, чтобы не
допустить конфликта по его статусу. Еврейский «Ишув» принял этот план, но
Лига арабских государств и Высший арабский совет отвергли его.
Еврейское государство было провозглашено 14 мая 1948 года,
за один день до окончания британского мандата на Палестину.
Согласно оценке ООН, в ходе Войны за независимость из Израиля бежали около
711 000 арабов. В то же время, около 400 тысяч евреев были изгнаны за
период 1948-1951 из арабских стран, а всего мусульманские страны за период
с 1948 и до 1970-х годов покинули по разным данным от 800 тысяч до миллиона
евреев Тем не менее, только судьба арабских беженцев стала основным
предметом разногласий в арабо-израильском конфликте. В качестве
юридического выражения доктрины сионизма 5 июля 1950 года Кнессетом был
принят
Закон о возвращении, провозглашающий право
каждого еврея
репатриироваться в Государство
Израиль.
В первые годы существования государства на политической арене Израиля
доминировало движение социалистического сионизма (МАПАЙ), возглавляемое
первым премьер-министром Израиля,
Давидом Бен-Гурионом. Эти годы были
отмечены массовой иммиграцией евреев, выживших в Катастрофе и спасающихся
от преследований в арабских странах. С 1948 по 1958 год население Израиля
возросло с 800 000 до 2 000 000. Большинство иммигрантов являлись беженцами
и практически не имели при себе имущества. Они были размещены во временных
палаточных лагерях, «маабарот». К 1952 году в подобных палаточных городках
проживали свыше 200 000 иммигрантов. Необходимость решения этого кризиса
заставила Бен-Гуриона пойти на подписание договора с ФРГ о репарациях, что
вызвало массовые протесты евреев, возмущённых идеей сотрудничества с
Германией.
В первой половине XX века в идеологии сионизма выделились несколько крупных
течений, самыми заметными из которых являются социалистический сионизм,
ревизионистский сионизм и религиозный сионизм.
Движение социалистического сионизма, доминировавшее с момента
своего возникновения вплоть до конца 1970-х годов, полагало, что экономика
еврейского государства должна строиться на принципах социализма. К этому
направлению можно условно отнести и «предтеч и основателей» сионизма Мозеса
Гесса и Теодора Герцля.
Основателем этого идеологического направления считается Нахман Сыркин,
развивший идеи М. Гесса в статье «Еврейский вопрос и еврейское
социалистическое государство» (1898 г.), в которой доказывал, что
сионистское движение сможет добиться успеха лишь в том случае, если
еврейское государство будет «основано на справедливости, разумном
планировании и социальной солидарности». Подобные взгляды исповедовали в
диаспоре Цеирей Цион, в Эрец-Исраэль — члены Ха-Поэль ха-Цаир, видевшие в
возвращении евреев в Эрец-Исраэль и их переходе к производительному труду
прежде всего средства нравственного самосовершенствования народа и
отдельных его представителей. Эти взгляды нашли отражение в работах А. Д.
Гордона.
Другой теоретик социалистического сионизма, Бер Борохов, пытался построить
концепцию еврейского национального движения, основанного на марксистском
историческом материализме. В отличие от Н. Сыркина, учение которого носило
этико-утопический характер, Б. Борохов полагал, что «нормализация
социальной структуры еврейского народа в результате переселения большей его
части в Эрец-Исраэль создаст отсутствующие в диаспоре условия для развития
классовой борьбы, итогом которой и станет возникновение независимого или
автономного социалистического еврейского государства». Идеями Б. Борохова
руководствовались участники движения Поалей Цион.
Сторонники социалистического сионизма составили костяк второй и третьей
алии; из их рядов вышли почти все лидеры ишува 1920-40-х гг., многие
основатели Государства Израиль и его первые руководители.
Партия «МАПАЙ» (позже «Авода», потом «Исраэль Ахат»), возглавлявшаяся
Бен-Гурионом и бывшая главным выразителем этой идеологии, с течением
времени потеряла популярность и сама в значительной степени отошла от
социалистической идеологии. Тем не менее, наследие идей социализма (как,
например, киббуцы, государственный контроль над экономикой и важная роль
профсоюзов) проявляется в Израиле до настоящего времени. Одной из ведущих
социалистических партий в Израиле являлась партия МАПАМ (Объединённая
рабочая партия), которая пыталась объединить марксизм-ленинизм и
коммунистическую риторику с идеологией сионизма. Позже эта партия вошла в
блок «Мерец-Яхад».
Идеологическое направление в сионизме, получившее название
«ревизионизм» (имеется в виду, что сторонники этого идеологического
направления в сионизме осуществили ревизию идеологии сионистов-социалистов,
которая в начале XX века была господствующей в сионистском движении),
основал и возглавил Владимир (Зеев) Жаботинский (1880—1940).
Согласно воззрениям сионистов-ревизионистов, экономика еврейского
государства должна строиться исключительно на принципах свободного рынка.
До середины XX века это направление в сионизме было второстепенным, но
впоследствии влияние сионистов-ревизионистов значительно возросло, и
представляющая это идеологическое течение партия «Херут» (позже «Ликуд»)
долгое время была одной из правящих партий Израиля.
Ещё одно идеологическое течение в сионизме, получившее название
«религиозный сионизм», сформулировал раввин Авраам-Ицхак Кук
(1865—1935), крупнейший религиозный авторитет начала XX века, бывший
главным раввином Страны Израиля в 1921—1935 гг. Он считал, что сионизм не
только не противоречит ортодоксальному иудаизму (как считали тогда многие,
и до сих пор считают некоторые ультра-ортодоксальные раввины) — но
наоборот, должен стать основой для возрождения иудаизма. Выразителем этой
идеологии в течение многих лет являлась национально-религиозная партия
«Мафдаль», позже вошедшее в состав блока «Ихуд леуми» («Национальное
единство»).
Идеи постсионизма опираются на мнение некоторых израильских
интеллектуалов из научных и околополитических кругов, о том, что сионизм
выполнил свою главную идеологическую миссию. Поскольку Государство Израиль
уже создано, сионистская идеология должна уйти со сцены. Теперь
израильтяне, как все нации, которые в достаточной безопасности проживают в
своих государствах, должны ставить перед собой «нормальные» цели, такие,
как повышение уровня жизни и социального и культурного благосостояния
населения.
Явление постсионизма весьма сложно и не однопланово — это социальный и
социологический процесс. Часто критики склонны ассоциировать постсионизм с
антисионизмом.
Идеология и политика постсионизма: слово вместо силы, переговоры вместо
противостояния, права человека вместо прав еврейского народа должны были
привести к новому Ближнему Востоку. Воплощению идей постсионизма в жизнь в
значительной мере препятствуют непрекращающиеся теракты по отношению к
евреям и израильтянам вообще.
Понятие сионизма как политического движения образовалось в современном
смысле в конце XIX века. Тем не менее, в виду различных причин не только
евреи поддерживали и поддерживают эту идею.
Некоторые христианские течения, например диспенсационалисты, видят в
создании еврейского государства свершение библейских пророчеств.
Баптистский проповедник, лидер Движения за гражданские права чернокожих в
США, лауреат Нобелевской премии мира
Мартин Лютер Кинг говорил:
Как легко должно быть любому понять и поддержать право еврейского народа
жить в своей древней Земле Израиля. Все люди доброй воли будут счастливы,
исполняя обещание Бога, что Его Народ вернется и в радости отстроит свою
разграбленную землю. Это и есть сионизм. Не больше, но и не меньше
этого.
Некоторые мусульманские общественные деятели сочувствуют идеям сионистского
движения. Например, глава Исламской ассамблеи Италии, шейх Абдул Хади
(Массимо Палацци), и некоторые другие. Другие исламские деятели, публично
высказывающиеся за сионистские идеи: Магди Аллам, Тауфик Хамид, Ташби Саиид
и некоторые другие.
1 января 2006 года в г. Ришон ле-Ционе создана общественная организация
Татары за Израиль, выступающая в поддержку права государства Израиль на
существование и ставящая своей целью содействие укреплению его безопасности
и процветания.
Канцлер Германии Ангела Меркель, в интервью еврейскому изданию «JewishVoice
from Germany» на вопрос о том, является ли антисионизм законным, ответила:
«Для тех, кто разделяет мое мнение о том, что евреи как народ имеют право
на самоопределение, сионизм как национальное движение еврейского народа
является воплощением этого самого права, которое его противники пытаются
отрицать».
С самого начала существования сионистского движения у него появился ряд
идеологических противников, последователи которых продолжают выступать
против идеологии сионизма и после создания еврейского государства.
С понятием «антисионизм» связываются взгляды ряда религиозных групп,
политических движений и общественных институтов, в том числе и еврейских,
отвергающих и критикующих цели сионизма или методы их достижения.
Из-за разности видения сути сионизма, а именно «объединения и возрождения
еврейского народа на его исторической родине», а также включения в понятие
«сионизм» его критиками множества иных концепций (вплоть до теории
всемирного заговора) «антисионизм» также имеет ряд определений:
Протест против существования суверенного еврейского национального
образования на территории Израиля;
Протест против права евреев на самостоятельную политическую активность (в
том числе и по религиозным мотивам);
Предпочтение политической (как правило, космополитической,
интернациональной, мультикультурной) или другой активности на благо
еврейскому народу методам сионистского движения.
Негативное отношение к сионизму отдельных групп и идеологов антисионизма
объясняется рядом различных мотивов:
протестом (внутри Израиля и за рубежом) против определения Израиля в
качестве еврейского государства, которое порождает дискриминацию в
отношении нееврейского населения;
отрицанием права на существование еврейского государства в наше время по
религиозным мотивам некоторыми группами в ортодоксальном иудаизме;
политическими и/или расистскими (антисемитскими) мотивами.
В наше время антисионизм выражается, главным образом, в антиизраильской
позиции, которая часто характеризуется протестом против существования
Израиля в качестве еврейского государства, либо против некоторых аспектов
его внешней и внутренней политики. Подобную позицию разделяют также
некоторые внутренние противники идеологии сионизма.
В 1947 году Генеральная ассамблея ООН приняла резолюцию № 181,
предусматривающую создание на территории Палестины двух государств —
еврейского и арабского, обеспечив таким образом достижение основной цели
сионизма.
11 мая 1949 года Государство Израиль было признано в качестве члена
ООН.
Однако 10 ноября 1975 года ХХХ сессия Генеральной Ассамблеи ООН усилиями
СССР (при поддержке арабских и «неприсоединившихся» стран) приняла (72
голосами при 35 против и 32 воздержавшихся) Резолюцию 3379, которая
квалифицировала сионизм как «форму расизма и расовой дискриминации». Эту
резолюцию поддержали социалистические и арабские страны. США категорически
высказались против этой резолюции.
16 декабря 1991 года, по требованию Израиля (поставившего отмену резолюции
3379 условием участия страны в Мадридской конференции) и США, эта резолюция
была отменена резолюцией 46/86 Генеральной Ассамблеи ООН. За принятие
резолюции проголосовало 111 государств, против — 25, воздержалось — 13
.
Вместе с тем, в декларации конференции ООН по борьбе против расизма,
расовой дискриминации, ксенофобии и связанной с ними нетерпимости (англ.),
проходившей в Дурбане
(ЮАР) в сентябре 2001 года, незадолго до начала интифады Аль-Акса,
единственным народом, страдающим от оккупации, был назван палестинский
народ.
Атмосфера самой конференции и её результаты вызвали неоднозначную реакцию в
мире. Ряд источников назвал её трибуной для выражения антисемитизма и
ненависти к Израилю. В результате, США и Израиль покинули конференцию в
знак протеста против её итоговой резолюции. Государственный секретарь США
Колин Пауэлл, отказавшийся от участия в конференции, назвал язык, принятый
на конференции, «чудовищным». В 2009 году «Джессика Ньюрайт, директор
нью-йоркского офиса Верховного комиссара ООН по правам человека, признала
[…], что конференция 2001 года в Дурбане была омрачена актами
антисемитизма, и пообещала, что Женевская конференция („Дурбан-2009“)
не повторит этой ошибки». Тем не менее, оценив ситуацию накануне её
открытия, конференцию 2009 года решили бойкотировать такие страны, как
Австралия, Канада, Германия, Израиль, Италия, Нидерланды, Новая Зеландия,
Польша и США. Многие страны Европейского союза, включая Францию и
Великобританию, в конечном счёте посетили конференцию, но послали делегации
низкого уровня, а Чехия её покинула.
Отношение СССР к сионизму с течением времени менялось, но в целом
всегда оставалось негативным: сионистская деятельность преследовалась
властями, начиная с 1920-х, и вплоть до перестройки. Соответственно, термин
«сионист» имел отрицательное значение в СССР. Официально им обозначали
придерживающихся идеологии крайнего национализма, шовинизма и расизма среди
евреев. На практике советские власти и рядовые антисемиты, как правило, его
употребляли не по назначению, в нападках на евреев, от сионизма
далёких.
Советские критики сионизма заявляли, что сионизм изначально «был призван
отвлечь еврейские трудящиеся массы от революционной борьбы, сохранить
господство буржуазии над трудящимися».
В Советской России и СССР в 1919—1989 годы преподавание иврита (за
исключением немассового научного изучения на кафедрах востоковедения) было
запрещено, многие преподаватели иврита были арестованы. Выезд евреев на
постоянное место жительства в Израиль был крайне затруднён.
При создании еврейского государства Советский Союз оказал активное
содействие его признанию. Поддержка СССР, вероятно, была обусловлена
расчетом советского руководства на то, что у власти в Израиле окажутся
социалистические и коммунистические партии просоветской
направленности.
В 1947 году советский представитель А. А. Громыко на пленарном заседании 26
ноября решительно высказался за «вариант раздела Палестины на два
самостоятельных демократических государства — арабское и еврейское». В
результате, 29 ноября 1947 года в ООН был принят план раздела Палестины. 17
мая 1948 года (через три дня после провозглашения) Советский Союз, первым
среди всех стран мира, признал государство Израиль де-юре.
После активизации антисемитской кампании в СССР его отношение к Израилю
резко ухудшилось и социалистические корни сионизма были забыты. Сионизм
стал определяться официальной советской идеологией как «наиболее
реакционная разновидность еврейского буржуазного национализма, получившая
распространение в XX веке среди еврейского населения капиталистических
стран, националистическая идеология и политика, выражающая интересы крупной
еврейской буржуазии, тесно связанной с монополистической буржуазией
империалистических государств. Основное содержание этой идеологии —
воинствующий шовинизм, расизм, антикоммунизм и антисоветизм».
21 апреля 1983 был создан Антисионистский комитет советской общественности
(АКСО). Его бессменным руководителем был дважды Герой Советского Союза,
генерал-полковник Давид Драгунский.
С приходом к власти в СССР Горбачёва и под давлением правительства США (и
лично президента Рейгана) были облегчены правила на эмиграцию из
СССР. В 1989 году началась массовая репатриация из СССР в Израиль.
Большую роль сыграл тот факт, что с октября 1989 в США был ограничен приём
еврейских беженцев из СССР. Немало росту репатриации способствовало и
проявление антисемитизма. Организация
«Память» проводила в 1987—90 годах
многочисленные акции против так называемого «жидо-масонского заговора».
Весной 1990 года получили распространение провокационные, ничем не
подтверждённые слухи о грядущих еврейских погромах.
Распад СССР, экономические и политические проблемы в странах СНГ привели к
высокому уровню репатриации. В 1989—1990 годах в Израиль прибыло более 200
тыс. репатриантов из СССР. Всего за период
«Большой Алии» в Израиль прибыло более миллиона евреев из СССР и
СНГ.
Первые идеологи сионизма, в том числе и сам Герцль, не рассматривали
арабский вопрос как существенный. Это было обусловлено, в частности, тем,
что до начала сионистского движения в XIX веке арабское население страны
было малочисленным. Так, например, Марк Твен, посетивший Святую землю в
1867 году, пишет «едешь часами, везде пусто и голо, нет ни дома, ни
деревца, ни кустика…». Именно в это время возник лозунг сионистов «Земля
без народа — для народа без земли».
После начала заселения Палестины евреями, в первую очередь европейскими,
привезшими сюда свои знания и имущество, в ней явилась потребность в
неквалифицированных кадрах, и арабы из соседних районов Османской империи
также начали переезжать сюда. В июле 1922 года, когда
Лига Наций официально утвердила мандат на
управление Палестиной, предоставленный британцам на международной
конференции в Сан-Ремо двумя годами ранее, в стране проживали около 600
тысяч арабов и 80 тысяч евреев.
С самого начала политического сионизма его основные идеологи провозгласили,
что арабское население, которое в то время проживало в Палестине, должно
получить все гражданские и политические права и стать национальным
меньшинством в будущем государстве. В 1916 году глава Всемирной сионистской
организации, Хаим Вейцман, заключил с шейхом Фейсалом, лидером арабского
движения, соглашение о мире и добрососедстве. 14 мая 1948 года эти принципы
были провозглашены в Декларации независимости Израиля.