Искусствовед,
директор Русского музея
, коллега Осипа и Маяковского по
ИЗО
и один из главных пропагандистов авангарда. Пунин был женат, но брак
находился на грани распада.
Той же ночью, что и Гумилев,
по делу "Петроградской
организации" был арестован Николай Пунин.
Здесь судьба воистину проявила иронию, поскольку Пунин в
первом номере "Искусства коммуны" в декабре 1918 года высказал о
Гумилеве мнение, граничившее с доносом: Признаюсь, я лично чувствовал себя
бодрым и светлым в течение всего этого года отчасти потому, что перестали
писать, или, по крайней мере, печататься, некоторые "критики" и
читаться некоторые "поэты" (Гумилев, напр.). И вдруг я встречаюсь
с ними в "советских кругах". <... > Этому воскрешению я в
конечном итоге не удивлен. Для меня это одна из бесчисленных проявлений
неусыпной реакции, которая то там, то здесь нет, нет да и подымет свою
битую голову".
В отличие от Гумилева, Пунина выпустили. Освобождение
произошло после того, как Луначарского осведомили о случившемся жена Пунина
и Осип, чья работа в ЧК в данном случае возымела свое действие. Пунина
выпустили - и через два года он сошелся с
Анной Ахматовой
, первой женой убитого Гумилева...
На протяжении всех лет совместной жизни
Николая Пунина и Анны
Ахматовой они каждый вечер ужинали с
первой женой Пунина.
В одном из последних номеров "Искусства
коммуны" Николай
Пунин писал, что футуристы были близки с
революцией, "именно с революцией, -
подчеркивал он, - а не с существующим
советским бытом".
Николай Николаевич Пунин (1888—1953) — историк искусства,
художественный критик.
Родился в Гельсингфорсе (Хельсинки) в 1888 году. Выпускник царскосельской
гимназии 1907 года.
С 1913 по 1916 — сотрудник журнала «Аполлон», ради которого ему даже
пришлось оставить
университетскую карьеру.
В 1913-1934 годах работал в Русском
музее, после революции — комиссар при Русском музее
и Государственном Эрмитаже.
В 1918—1919 годах служил в ИЗО
Наркомпроса.
Вместе с В. Маяковским, О. Бриком и Э. Шталбергом входит в редакционный
совет газеты
«Искусство коммуны» (октябрь 1918 года).
В 1927 году возглавил отделение и создал экспозицию новейших течений в
искусстве Русского
музея.
Заместитель директора Ленинградского
Государственного Института Художественной Культуры
(ГИНХУК), позже — профессор Ленинградского государственного
университета и Института
Живописи Скульптуры и Архитектуры Всероссийской Академии Художеств.
В 1934 году уволен из Русского музея.
Автор книг «Японская гравюра» (1915), «Андрей Рублёв» (1916), «Татлин»
(1921). В 1920
году вышла книга «Современное искусство» (цикл лекций), в1927—1928 гг. —
«Новейшие течения
в русском искусстве», в 1940 году — учебник по истории западноевропейского
искусства.
Был арестован в 1921 году по делу «Петроградской
боевой организации».
В 1930-е годы Пунин был арестован, Ахматова немедленно выехала в Москву, с
помощью Бориса
Пастернака сумела передать прошение в Кремль, и Пунин был отпущен.
Репрессирован в 1949—1953 годах. Погиб в заключении (Абезьский лагерь).
Посмертно
реабилитирован.
Первый брак (с 1917 года) — Аренс, Анна
Евгеньевна. Одна дочь — Ирина.
Второй брак (1923—1938) — А. А.
Ахматова, был её третьим гражданским мужем (официально
брак не был зарегистрирован). Многие стихи Ахматовой посвящены Н. Н.
Пунину.
Братья:
Александр (1890—1942),
Леонид (1892—1916),
Лев (1897—1963).