Оглавление

Форум

Библиотека

 

 

 

 

 

ИЗО (Отдел изобразительных искусств) Наркомпроса

В период расцвета основанного Маяковским, Бурлюком и Каменским анархистского "кафе-футуризма" было создано государственное учреждение, которое в корне изменит правила игры для русского авангарда, - ИЗО (Отдел изобразительных искусств) Наркомпроса.

Инициатива была прямым следствием враждебной реакции деятелей культуры на призыв большевиков в ноябре 1917 года. В ответ Луначарский в условиях строгой секретности учредил лояльный по отношению к новой политической власти орган, главной задачей которого являлось реформирование художественного образования. Возникший в Петрограде в январе 1918 года ИЗО поначалу насчитывал семь членов, среди которых были такие известные художники, как Натан Альтман и Давид Штеренберг. Показательно, что на данный момент только семь человек захотели, или рискнули, сотрудничать с большевиками; но любопытно и то, что на эту "семерку" - так их называли в печати - нападали и консервативно и радикально настроенные коллеги, обвиняя в "предательстве" искусства. Тем не менее появление ИЗО возымело два важных последствия: во-первых, созданный после Февральской революции демократический Союз деятелей культуры в одночасье лишился влияния, во- вторых, была упразднена Академия художеств.

За несколько месяцев ИЗО стал серьезным фактором власти в области культуры. Отдел отвечал за художественное образование на территории всей Советской Республики и за покупку новых произведений искусства для музеев; члены ИЗО могли пропагандировать собственные идеи в изданиях, которые финансировались Комиссариатом народного просвещения. Несмотря на это, футуристы были недовольны темпами развития. С весны 1918 года действительно изменилось немногое, и поэтому в декабре, одновременно с выходом первых номеров "Искусства коммуны",

Маяковский, Брик и другие члены ИЗО устроили серию лекций и поэтических вечеров в рабочих районах Петрограда. Они нуждались в социальной базе; им нужно было доказать критикам - и рабочим! - что они так же близки к пролетариату, как сами утверждали. Результатом таких контактов с рабочими стало создание в январе 1919 года коммунистически- футуристического коллектива ( Комфут ), в состав которого вошли два члена ИЗО - Брик и поэт Борис Кушнер - и несколько рабочих.

Ссылки:

  • Пунин Николай Николаевич (1888—1953)
  • Красный террор и культура
  • Хорошее отношение Маяковского к лошадям и плохое к Горькому
  • Маяковский, Николай Пунин, Лили Брик и ее сексуальные предпочтения
  • Штеренберг Давид
  • Кузнецов Павел
  •  

     

    Оставить комментарий:
    Представьтесь:             E-mail:  
    Ваш комментарий:
    Защита от спама - введите день недели (1-7):

    Рейтинг@Mail.ru

     

     

     

     

     

     

     

     

    Информационная поддержка: ООО «Лайт Телеком»