Семён Исаакович Кирсанов (настоящая фамилия Кортчик; 5 (18) сентября
1906,
Одесса - 10 декабря 1972, Москва)
- русский советский поэт.
Родился в Одессе, в семье портного. В 1920-е обучался на филологическом
факультете Одесского института народного образования.
Футурист, ученик Маяковского и Хлебникова. Участник
объединения "Юго-Леф". В 1926 г.
переселился в Москву. Вступил в
Леф. Первые книги - "Прицел"
(1926), "Опыты" (1927), поэма "Моя именинная"(1928). Наиболее известное
раннефутуристическое стихотворение "Мэри - наездница" и "Буква эР". После
разгрома русского футуризма долгое время находился в кризисе, пытаясь
вписаться в новую ситуацию. Пережив кончину любимой супруги от горловой
чахотки, написал лиричную футуристическую исповедь "Твоя поэма"(1937).
Написал "Товарищ Маркс" (1933). Менее удачны предвоенная "Золушка" и
военная поэтическая повесть "Макар Мазай" (1947-1950). В годы войны был
военным корреспондентом, руководителем группы, выпускающей
"Окна ТАСС". Создал солдатский
лубок "Заветное слово Фомы Смыслова, русского бывалого солдата". После
войны опубликовал поэмы "Эдем" и "Александр Матросов" (1946).
После войны вышли его книги:
"Чувство нового"
"Советская жизнь"
"Товарищи стихи"
1951 - лауреат Сталинской премии третьей степени за поэму "Макар Мазай" ,
но политический пафос в целом был ему чужд. На Втором съезде Союза
писателей (1954) выступил с речью о праве поэта на свой внутренний мир и на
фантазию в лирических произведениях.
В годы "хрущёвской оттепели" снова стал печататься уже как признанный мэтр
поэзии. Поэма "Вершина" (1954) была подвергнута резкой критике за формализм
(страшное обвинение со времен сталинизма). Партийную критику привели в
ярость асонансные рифмы типа "над Индией - заиндевел", хотя речь шла о
штурме вершины "Пик коммунизма" советскими альпинистами. Вышли в свет
"Поэма поэтов" и "Следы на песке" (популярным становится стихотворение на
музыку Таривердиева "У тебя такие глаза, как у самых новых машин...") -
значимые явления в русской лирике второй половины XX века. Философская
поэма "Однажды завтра" (1962). Продолжал отстаивать право на
словотворчество ("Свояси"), навлекая на себя огонь критики и
недружественные эпиграммы. "Что такое трюкаси?/Спросил я учителя в
приготовительном классе...". Отвечая своим критикам, поэт восклицал:
Цитата:
Я открыл для вас слов неиссякаемые возможности.
А вы меня упрекаете в неосторожности!
Публикует в журнале "Наука и жизнь" свои палиндромы. В советское время
палиндромы считались трюкачеством и, как правило, не печатались.
В семидесятые годы изданы философско-лирические поэмы "Зеркала" и
"Дельфиниада". Дельфины изъясняются палиндромами. В зеркалах навечно
остается отпечаток тех, кто смотрелся в них.
Лирическим хитом стала песня на слова Кирсанова "Эти летние дожди" из
последнего цикла "Больничная тетрадь". Вопреки ранненигилистическим
установкам футуризма, поэт воспевает вечную жизнь, остающуюся в слове.
Умер в больнице от рака горла.
Кирсанов также много переводил Луи Арагона, Пабло Неруду, Н. Хикмета и
других поэтов. Широко применял в стихах анаграмму, палиндром,
словотворчество. Поэзия Кирсанова широко повлияла на молодых
шестидесятников А. Вознесенского, Б. Ахмадулину, Е. Евтушенко, Ю. Мориц, Р.
Рождественского. Благодаря ему обратился к палиндромной поэзии тамбовский
поэт Николай Ладыгин. Несомненно его косвенное присутствие в поэтике
основателя метаметафоризма Кедрова. Именно Кирсанов изобрёл стремительный
ритм, ставший весьма характерным для всей поэзии Андрея Вознесенского. Он
из немногих учеников Маяковского, проторивший собственный путь во вторую
половину XX века.
Его поэзия часто аллегорична, он связывает актуальные политические темы с
философскими и историческими, комические и игровые элементы - с серьёзным
замыслом.
Сочинения
Прицел, 1926
Моя именинная, 1928
Золушка, 1935
Три поэмы, 1937
Небо над Родиной // "Октябрь", 1947, №8 (военная поэма)
Макар Мазай, 1951 (поэма о стахановце, получила Сталинскую премию третьей
степени)
Товарищи стихи, 1953
Семь дней недели // "Новый мир", 1956, №9 (поэма)
Однажды завтра, 1964
Книга лирики, 1965
Искания, 1967
Зеркала, 1970, 2-е изд. - 1972