|
|||
|
Маяковский бесконечно одинок, устал, болен 1930
В марте Маяковский занялся новым театральным проектом "Москва горит" - "героической меломимой" о революции 1905 года, которая была написана для московского цирка . Поскольку руководство цирка больше интересовалось кассовыми сборами, чем художественными амбициями Маяковского, оно постоянно вмешивалось в репетиционную работу, пытаясь "нормализовать" представление, что возмущало и разочаровывало Маяковского. В личном плане столь же мучительным было одиночество, обрушившееся на него после того, как Лили и Осип уехали, а ближайшие друзья его предали - или он их, в зависимости от перспективы. Верным другом оставался Лев Гринкруг , который навещал Маяковского почти ежедневно и с которым он мог удовлетворять свою страсть к игре. "Я считаю, что я и наши взаимоотношения являлись для него как бы соломинкою, за которую он хотел ухватиться", - подводила итог Нора несколько самоуничижительной формулировкой, если вспомнить о чувствах, которые она вызывала у Маяковского. Они проводили вместе все свободное от работы время, часто, ради приличия, вместе с мужем Норы. "Мы встречаемся с ним ежедневно, иногда несколько раз в день, - вспоминал Яншин, "днем, вечером, ночью". Однажды после проведенного вместе вечера Маяковский стал умолять их поехать к нему в Гендриков. Поговорили, выпили вина, вышли погулять с Булькой, и Маяковский, крепко схватив Яншина за руку, сказал: "Михаил Михайлович, если бы вы знали, как я вам благодарен, что вы заехали ко мне сейчас. Если бы вы знали, от чего вы меня сейчас избавили". В середине марта Маяковский помирился с Кирсановым , но без особого энтузиазма, если судить по письму к Лили, в котором он называет своего старого друга (с женой) "новыми людьми", которых он "чуть не забыл". Помимо Бульки компанию Маяковскому в Гендриковом составляют домработница - и агент ОГПУ Лев Эльберг, Сноб , который после отъезда Лили и Осипа короткое время жил в их квартире. Почему? Чтобы Маяковскому не было скучно? Или это присутствие было как-то связано с его профессиональными задачами? "Обязательно скажи снобу что адрес его я оставила, но никто ко мне не пришел и это очень плохо", - писала Лили Маяковскому из Берлина. Были ли у Лили какие-нибудь "поручения" в немецкой столице? Соблазнительна конспирологическая трактовка этой загадочной фразы, но, может быть, речь шла лишь о подарке, который нужно было передать? (Подобными вопросами окружены также "разные дела и просьбы", которые опоздавший на вокзал Яня Агранов хотел, но не успел передать Лили и Осипу перед их отъездом в Берлин. Передавал бы профессиональный агент задания на перроне - к тому же опоздав к отходу поезда? Вряд ли. Вероятнее всего, "дела и просьбы" были более прозаическими, сродни тем, которыми Лили обычно обременяла Маяковского.) Чувство одиночества и изолированности, овладевшее Маяковским зимой 1930 года, усиливалось тяжелым гриппом, которым он заболел в конце февраля и от которого долгое время не мог избавиться. У такого ипохондрика, как Маяковский, самая безобидная простуда вызывала неадекватную реакцию: он пугался и впадал в депрессию. Особую тревогу вызывал голос - его рабочий инструмент и составляющая его творческой индивидуальности: "Для меня потерять голос то же самое, что потерять голос для Шаляпина". Вследствие курения и многочисленных турне и выступлений он часто страдал инфекционными заболеваниями горла и, как бы его ни разуверяли врачи, постоянно боялся что у него рак или какая-нибудь другая смертельная болезнь. В марте 1930 года Маяковскому несколько раз пришлось прерывать выступления из-за проблем с горлом, вызванных простудой в сочетании со стрессом и перенапряжением. Когда 17 марта, во время выступления в Политехническом музее, он читал "Во весь голос", чтобы доказать, что не "стал газетным поэтом", закончить чтение он не смог. Каменский вспоминал: "Нервный, серьезный, изработавшийся Маяковский как-то странно, рассеянно блуждал утомленными глазами по аудитории и с каждой новой строкой читал слабее и слабее. И вот внезапно остановился, окинул зал жутким потухшим взором и заявил: "Нет, товарищи, читать стихов я больше не буду. Не могу". И, резко повернувшись, ушел за кулисы". Проблемы с горлом преследовали Маяковского, и неделю спустя в Доме комсомола Красной Пресни, где его попросили не комментировать свои стихи, а читать их, Маяковский ответил: "Я сегодня пришел к вам совершенно больной, я не знаю, что делается с моим горлом, может быть, мне придется надолго перестать читать. Может быть, сегодня один из последних вечеров <... >". Прочитав тем не менее несколько стихотворений, он был вынужден прервать выступление словами: "Товарищи, может быть, здесь кончим? У меня глотка сдала". Ссылки:
|