ПАНФЕРОВ, ФЕДОР ИВАНОВИЧ (1896-1960), русский советский писатель. Родился
20 сентября (2 октября) 1896 в с.Павловка Саратовской губ. в семье
крестьянина-бедняка, с 10 лет работал в родном селе подпаском, затем в
городах Поволжья, куда гнал его голод, "мальчиком" в купеческой лавке,
подсобным рабочим. Недолго проучившись в Вольской учительской семинарии,
после Октябрьской революции занимался советской и хозяйственной
деятельностью, редактировал уездную газету, работал в уездном комитете
РКП(б), в им же созданной сельхозкоммуне (1920). В 1923-1925 учился в
Саратовском университете. В 1924-1931
редактировал "Крестьянский журнал" (Москва), регулярно выступая со
злободневной публицистикой.
Уже с 1920-х годов "пролетарский писатель", "развернувший с пролетарских
позиций острую критику частнособственнических деревенских отношений",
Панферов состоит в руководстве
РАПП, с 1931 до конца жизни (с небольшими
перерывами) - главный редактор "рапповского"
журнала "Октябрь".
Первый его рассказ Перед расстрелом (1918) опубликован в саратовском
журнале "Горнило". Писал пьесы для крестьянских театров о социалистических
преобразованиях на селе - Дети земли (1920), Пахом (1923), Мужики (1924),
Бунт земли, Развал (обе 1926); очерковые книги Береговая быль, От
деревенских полей (обе 1926), На реке Цне, В предутреннюю рань (обе
1927).
Наиболее значительное произведение Панферова - роман Бруски (кн. 1-4,
1928-1937), разросшийся в эпопейное полотно из небольшого очерка Огневцы,
многократно переиздававшийся и получивший мощную поддержку всех сторонников
скорейшей коллективизации села, преодоления инстинкта собственничества,
"власти земли", "идиотизма деревенской жизни" и прочих составляющих
векового бытия традиционного русского крестьянства. "Боевым донесением из
деревни, содрогающейся от внутренней борьбы", назвал роман Панферова
А.В.Луначарский; "энциклопедия" деревенской жизни - вторили критики. В этих
оценках отмечалось, с одной стороны, знание автором жизни села, ощущение
изменчивости его эмоционально-мировоззренческой "ауры" (сцены отчаянного
разгула мужичьей стихии и забоя скота в канун коллективизации;
психологически убедительный образ "середняка" Никиты Гурьянова, мечтавшего
о земле, где нет коллективизации, и этим предвосхитивший существенный мотив
поэмы А.Т.Твардовского Страна Муравия), а с другой - тенденциозная
заданность "полярной" расстановки образов (привлекательные бескорыстием,
альтруизмом и убежденностью вожаки колхозного движения, "новые" люди
большевик Степан Огнев, кустодиевский богатырь, быстро перековавшиеся
крепкий хозяин Кирилл Ждаркин и бывший "подкулачник" бедняк Шленка - и их
антагонисты, сатирически обрисованные скупцы-индивидуалисты, представители
мира наживы, кулаки Егор Чухляев, Илья Плакущев, Маркел Быков).
Неоднозначными явились для литературной общественности "сырой",
долитературный, колоритно-"необлизанный" (А.С.Серафимович) и
вычурно-корявый, манерно-натужный (М.Горький) язык романа (с
новообразованиями типа "базынить" и нутряными пейзажами наподобие: "Земля
томилась, как баба, вышедшая из горячей курной избы"), натуралистическая
грубость многих сцен, перенасыщенность персонажами и калейдоскопичность
повествования, акцент на "докультурном", "животном" начале в естественном
человеке из народа.
Пророческим оказалось опасение Горького, активного участника острой
полемики начала 1930-х годов вокруг Брусков, выросшей в одну из самых
значительных в истории советской литературы "дискуссию о языке",
относительно "неспособности" или "нежелания" учиться их самобытного автора.
Роль литературного вождя, члена правления Союза писателей СССР с 1934,
депутата Верховного Совета СССР с 1946 и руководителя одного из крупнейших
советских литературно-публицистических журналов хотя и не исказила, судя по
ряду воспоминаний, доброй и по-своему порядочной натуры Панферова,
оказавшего поддержку многим литераторам и не запятнавшего себя
доносительством даже в самые провокационные годы, но и не способствовала
совершенствованию его художественного мастерства.
Поверхностная описательность, лозунговая риторика,
ходульность образов, сюжетный мелодраматизм и фабульная неправдоподобность,
частично проявившиеся уже в Брусках, а также стилистические бесцветность,
"клишированность" и неряшливость стали характерными признаками большинства
последующих произведений Панферова, неизменно конъюнктурно-злободневных и
отвечавших каждому зигзагу "генеральной линии".
Автор трилогии о Великой Отечественной войне и послевоенном строительстве
Борьба за мир, 1945-1947; В стране поверженных, 1948; Государственные
премии СССР, 1948, 1949; Большое искусство, 1954); трилогии Волга-матушка
река, обращенной к проблемам сельского хозяйства (Удар, 1953; Раздумье,
1958; Во имя молодого, 1960).