Оглавление

Форум

Библиотека

 

 

 

 

 

Реформы Александра II

Самая первоначальная и основная реформа, обусловившая собою и все последующие, была реформа дворянская - 19 февраля 1861 года. Эта реформа получила в нашей публицистической, а вслед затем, и в научной литературе не совсем точное название - "освобождения крестьян" . Это последнее, бывшее одним из следствий дворянской реформы, настолько поразило общественное внимание, что за ним не заметили более первоначальной и серьезной реформы - дворянской. Реформа 1861 года не исчерпывалась одним манифестом 19 февраля и не нашла своего полного выражения в этом документе. В акте 19 февраля 1861 г. заключалось не столько одно простое освобождение крестьян от крепостной зависимости, сколько разграничение центральной императорской правительственной власти от поместной традиционной власти дворян и выражение этого разграничения в новых, определенно выраженных, формулах закона, за которым последовали и соответствующие отношения между правительством, дворянством и прочим населением империи. Результатом этой основной государственной реформы была утрата дворянством многих политических прав, как то: права вербовки солдат в государственную армию, права местной сельской администрации и местного сельского суда и, в особенности, права владения частью местного населения, именно, крестьянским сословием, и многих других менее значительных прав. Все эти права, по реформе 19 февраля 1861 года, отошли от дворянства к центральной императорской власти, и потому логически вытекали отсюда и последующие, но уже производные, реформы: крестьянская, судебная, воинская, земская, а в 70-е годы - и школьная. За всеми этими реформами крепла, как никогда раньше, центральная императорская власть, а потому, естественно, реформировавшиеся государственные учреждения получали строго централизованный характер. Если, поэтому, обсуждение и проведение реформ в 60-е годы проходило в одной обстановке, при так называемом широком участии общественных сил и установлений, а в 70-е годы, как, например, школьная, реформы прошли при обсуждении в сфере одних только подведомственных учреждений, то это является естественным следствием изменившегося государственного строя, под влиянием предыдущих реформ, в 60-е годы. Это последнее обстоятельство, ускользнув от внимания публицистической литературы, дало основание утверждать, что реформы 70-х годов были шагом назад в строении государственной жизни и, в частности, что школьная реформа есть дело исключительно одного [тогдашнего Министра народного просвещения,] графа Д.А. Толстого.

Реформами императора Александра II создавалась новая государственная организация, хотя исторически и преемственная, но значительно разнящаяся от непосредственно предыдущей. Центром организации служила самодержавная императорская власть, более крепкая, чем каковой она была дотоле. Естественно, поэтому, что все реформировавшиеся государственные учреждения должны были принять несколько иной характер и строение, чем они были до реформ императора Александра II

 Проведение крестьянской реформы и другие изменения в жизни страны потребовали проведения целого ряда реформ, как-то: о земском и городском самоуправлении; о судах; о всеобщей воинской повинности; о финансах; о цензуре; о народном просвещении. Самоуправление Согласно "положению о губернских и уездных земских учреждениях", обнародованном в 1864 г., к заведованию хозяйственными делами каждой губернии и каждого уезда привлекались выборные представители от населения. Все землевладельцы, торговцы и промышленники, обладающие недвижимым имуществом определённой ценности, а также сельские общества, получили право избирать из своей среды представителей ("гласных") на три года в уездные земские собрания. Эти представители собирались раз в год для решения различных хозяйственных вопросов, а также для избрания из своего состава уездной земской управы, состоящей из председателя и двух членов. Уездная управа ведала всеми делами уезда в периоды между земскими заседаниями. Также раз в году собиралось губернское земское собрание для общего руководства хозяйственными делами всей губернии. Это собрание выбирало из своего состава губернскую земскую управу, состоящую из председателя и нескольких членов. За работой всех земских учреждений наблюдали губернаторы и министерство внутренних дел. Земства занимались народным образованием, медицинским обслуживанием, надсмотром над снабжением продовольствием, дорогами, страховками, ветеринарным обслуживанием. Земства во многом напоминали самоуправление, основанное Иваном Грозным в XVI веке и уничтоженное Петром I. Немного позже, в 1870 г., было создано подобное городское самоуправление. Земства позволили возврат допетровских всесословных органов самоуправления, а не сословных (т.е. дворянских), какими они стали после Петра I и его наследников. 

Судебная реформа, как и земства, явилась возвращением к судам, существовавшим в Московском государстве до Петра I. Вместо сословных Екатерининских судов был восстановлен суд присяжных "равный для всех подданных", т.е. такой же, как при Иване Грозном. Вместе с этим были отменены жестокие наказания. По словам императора Александра II он дал "суд скорый, правый, милостивый и равный для всех подданных". В 1874 г. была введена общая воинская повинность: все молодые люди, достигшие 21 года, подлежали воинской повинности. Правительство каждый год определяло нужное количество людей для армии и это количество набиралось по жребию из людей, подлежащих призыву. Срок службы был уменьшен с 25 до 6 дет (и 9 лет в запасе). В армии стали больше заниматься образованием солдат. 

В 1863 была проведена финансовая реформа, состоявшая, в основном, в том, что теперь финансами всего государства начало ведать отдельное министерство (до этого каждое министерство собирало для себя и тратило налоги). Также был принят ряд мер для увеличения доходов. С 1865 г. цензура сохранялась только для брошюр и небольших сочинений. Толстые книги (160 страниц или больше) освобождались от цензуры, хотя издатель и отвечал, если в книге было что-то противозаконное. Журналы и газеты могли выходить без цензуры с особого разрешения властей. Если в них появлялось что-нибудь противозаконное, то изданию давалось "предостережение". После третьего предостережения издание запрещалось. Также были сделаны большие перемены в системе народного образования. В университетах профессура получила право на самоуправление: с 1863 г. совет профессоров в каждом университете избирал всех должностных лиц и заведовал хозяйством университета. Доступ в гимназии был открыт для детей "всех сословий без различия звания и вероисповедания", были улучшены "женские гимназии". В 1872 г. были открыты медицинские женские курсы для женщин-врачей, а в 1878 г. были открыты "высшие женские курсы", дающие высшее образование. Как уже говорилось выше, одним из важнейших последствий реформ было дальнейшее обнищание дворянства. С усилением крепостного права при Екатерине II и отменой требований к дворянству обязательно служить государству, к середине XIX столетия оно превратилось в класс паразитический. Многие дворяне избирали лёгкий путь и, прекрасно обеспеченные трудом крепостных крестьян, проводили жизнь в удовольствиях и безделье. Освобождение крестьян лишило эту часть дворянства средств к существованию. Денег, полученных от государства за землю, переданную крестьянам, хватило не надолго. В большинстве своём дворянство, давно бросившее заниматься хозяйством, не смогло перейти от старых форм хозяйства при бесплатном труде крепостных к новым, с трудом наёмным и поэтому разорилось и потеряло большую часть своих земель, скупленных крестьянами и купцами. К 1916 г., накануне революции, в руках крестьян и казаков в 50 губерниях (кроме Кавказа и Царства Польского) было около 172 миллионов десятин собственной земли. Гражданам всех других сословий принадлежало лишь около 85 миллионов десятин, из которых 18 миллионов принадлежали мелким собственникам, обрабатывавшим землю личным трудом. Большая часть остальных 67 миллионов десятин были или под лесом, или в аренде у крестьян. Но разорившееся дворянство оставалось наиболее образованным классом в стране. Не будучи способны к созидательному труду, многие из них стали искать применение своему образованию в революции. Уже в конце 60-х и начале 70-х годов по всей России начинают организовываться революционные кружки, ставившие своей целью распространение безбожных социалистических идей и подготовку революции. Ослабление цензуры, происшедшее в результате реформ, облегчало их "работу.

См Реформа образования

Ссылки:
1. ПОЧЕМУ УЛЬЯНОВЫ ПЕРЕЕХАЛИ В СИМБИРСК ИЗ НИЖНЕГО НОВГОРОДА?
2. Мерцалов Василий Иванович
3. Американцы - Кенан и Фрост в Томске
4. Реформа образования в России 1860-1870-х гг
5. Братья Рожанские
6. Университетская реформа 1863 г.
7. Наука и образование в Европе XIX в
8. Русская интеллигенция: экстремистская часть
9. ПСР (Партия Социалистов Революционеров, эсеров)
10. Александр III, император
11. Константин Николаевич Великий князь (1827-1892)
12. Александр I Павлович Благословенный, император (1777-1825)
13. СУДЬБА РОССИЙСКОГО ИНТЕЛЛИГЕНТА (О гражданской позиции И.Е. Тамма)
14. Милютин Дмитрий Алексеевич (1816-1912)
15. Столетие Киевской Первой Гимназии: Предисловие
16. Реформа средней школы осталась непонятой для образованного общества
17. ПЕРВАЯ КИЕВСКАЯ ГИМНАЗИЯ ПОСЛЕ РЕФОРМ 1871 ГОДА

 

 

Оставить комментарий:
Представьтесь:             E-mail:  
Ваш комментарий:
Защита от спама - введите день недели (1-7):

Рейтинг@Mail.ru

 

 

 

 

 

 

 

 

Информационная поддержка: ООО «Лайт Телеком»