|
|||
|
Реформа образования в России 1860-1870-х гг
Реформа образования, в том числе и высшего, как и вся совокупность реформ 1860-1870-х гг. , осуществленных в начале царствования Александра II, о причинах которых немало написано, назревала и готовилась в течение длительного периода времени. Мотивом и поводом для университетской реформы 1863 г. стала идея возрождения нации после тяжелого военного поражения в Крымской войне . Даже в официальной печати причиной поражения России в Крымской войне открыто называлась научная отсталость. Условием ее ликвидации могло стать внедрение научных исследований в систему университетского образования. Аналогичное положение несколькими десятилетиями ранее в Пруссии стало причиной реформы, проведенной в 1809 г. В.Ф. Гумбольдтом . Это привело к появлению в Германии университетов современного типа. Новый университетский устав 1863 г. готовился в обстановке широкой гласности. Сказывалась атмосфера эпохи 1860-х гг. Положения устава обсуждались в печати, его проект был разослан во все университеты для предварительного обсуждения, изучалась постановка высшего образования в европейских странах, собирались отзывы иностранных ученых. Реформа 1863 г. стала в России как бы "точкой отсчета" и условием превращения университетов в научные центры. В России конца XIX в. она стала условием превращения физики в самостоятельную учебную дисциплину. Университетский устав 1863 г. определил единую структуру российских университетов. Каждый университет состоял из четырех факультетов: филологического, юридического, физико-математического и медицинского. Физико-математический факультет состоял из двух отделений: математического, к которому относились кафедры "чистой" математики, механики, астрономии и геодезии, и естественного (физическая география, химия, биология). Это деление сохранялось до 1917 г. Устав разрешал вводить новые курсы "в зависимости от местных условий и требований". В соответствии с этим комиссия I съезда естествоиспытателей (1867 г.) предложила ввести специализацию для студентов третьего-четвертого курсов физико-математических факультетов. Кроме того (и это очень важно), было существенно расширено число так называемых вспомогательных учреждений физико-математических факультетов, т.е. кроме обязательного физического кабинета, появилась физическая лаборатория. Это было специальное помещение, которое при наличии необходимых приборов могло использоваться для научной работы. Устав формулировал и новые требования к магистерским и докторским диссертациям и кандидатам на звание доцента и профессора, предполагая, что диссертация не может быть компилятивным сочетанием, она должна содержать "самостоятельное исследование какого-нибудь научного вопроса". Кроме того, была расширена программа зарубежных командировок для успешно окончивших физико-математические факультеты. Улучшение финансирования, организация научных обществ, создание факультетских лабораторий, программа "профессорских кандидатов", повышение требований к научной квалификации преподавателей - все это создавало основу для подготовки в университетах научной молодежи (см. [ Иванов, 1991 ; Корзухина 1999 ]).
|