|
|||
|
ЦКБ-29: КБ-103 Туполева
Источник: Кербер Леонид Львович. Туполевская шарага Структура КБ-103 выглядела следующим образом: "руководитель" В.Балашов , майор госбезопасности, его зам. Крючков , тоже майор, оба достаточно серые личности. Маленький штрих рисует их техническую эрудицию. К Устинову , "руководившему" КБ-102 В. М. Мясищева , обратились два зэка с предложением создать двухтактный бензиновый двигатель для бортового агрегата. "А какие употребляются сейчас?" - поинтересовался тот. "Четырехтактные" - ответили ему. "Переходить сразу на двухтактные рискованно, - заметил Устинов, - не лучше ли вам заняться трехтактными?" Иначе, как "трехтактный" его с тех пор не называли. Главным конструктором был А.Н. Туполев , его заместителем - Н.И. Базенков . Начальниками конструкторских бригад - проф. А.М. Черемухин , аэродинамики - А.Э. Стерлин , статиспытаний - проф. Г.А. Озеров , аэроупругости- Н.А. Соколов , теоретических расчетов- академик А. И. Некрасов (в прошлом все работники ЦАГИ ), фюзеляжа-проф. И. Г. Неман (бывший главный конструктор самолетов ХАИ), центроплана-проф. В.А. Чижевский (бывший главный конструктор самолетов БОК и гондол стратостатов ), оперения и управления- Д.С. Макаров (бывший главный конструктор завода N 1 НКАП ), крыла - С.П. Королев (бывший главный конструктор самолетов с прямоточными двигателями и будущий конструктор космических ракет). Когда Королев через некоторое время от нас исчез, - как выяснилось уже позднее, после окончания войны, его перевели в ракетную шарагу, - его место занял Б.А. Саукке (бывший начальник конструкторского бюро по постройке самолетов М.Горький ), гермокабин и кондиционирования - проф. М.Н. Петров , гидрооборудования- проф. А.Р. Бонин (бывший главный конструктор Остехбюро в Ленинграде), приборного оборудования - проф. Г.С. Френкель , электро и радио- Л.Л. Кербер , вооружения-проф. А.В. Надашкевич , шасси - Т.П. Сапрыкин , компоновки - С.М. Егер , технологии - С. А. Вигдорчик . Бригадами моторного оборудования руководили вольнонаемные А. П. Балуев и Б. С. Иванов . Как это видно, руководящий состав КБ-103 был весьма квалифицированным. Примерно такого же уровня были руководители и других КБ. Общий и, к сожалению, неполный список заключенных ЦКБ-29 НКВД (неполный потому, что составлен он по памяти и через много лет) я позволю себе разбить по иерархическому принципу. В отделе "103" Андрей Николаевич продолжал работу над самолетом, ставшим впоследствии известным под именем Ту-2 . "Руководил" отделом некто Балашов . Несколько позже в КОСОС привозят зека Д. Л. Томашевича . Это был единственный зек о котором было точно известно, в чем его "вина". В декабре 1938 г., совершая первый вылет на опытном истребителе И-180 конструкции Н. Н. Поликарпова, разбился В. П. Чкалов . Нужно было найти виновных. Комиссия, разбиравшаяся в причине катастрофы, нашла много, по ее мнению, упущений в подготовке к полету. Врядли могло быть иначе. Мы ведь всегда должны были все сделать досрочно, как тут не быть упущениям. Перст НКВД остановился на Д. Л. Томашевиче - заместителе Н. Н. Поликарпова, М.А. Усачеве - директоре завода, где строился И-180, начальнике летно-испытательной станции завода В.М. Парае и начальнике 1- го Главного управления НКОП по опытному строительству Беляйкине . Заметим, что все эти лица были впоследствии реабилитированы "за отсутствием состава преступления". Некоторые - посмертно. Во вновь созданном отделе "110" Д. Л. Томашевич приступил к проектированию одноместного истребителя. Ссылки:
|