|
|||
|
ФОРМИРОВАНИЕ ОТРАСЛЕВОЙ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОЙ НАУКИ. ИМПЕРАТОРСКОЕ РУССКОЕ ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЩЕСТВО (ИРТО)
Становление и развитие науки в области путей сообщения связаны прежде всего со строительством Петербурго-Московского тракта , положившим начало разработке первых нормативных документов - Инструкции и Положения о строительстве. Большой вклад в формирование транспортной науки внес Н. П. Румянцев , возглавлявший ведомство путей сообщения. Созданная по его инициативе в Департаменте водяных коммуникаций "ученая часть" явилась первой в стране транспортной научной организацией. Растущее влияние на развитие транспортной науки оказывал Петербургский институт Корпуса инженеров путей сообщения . С момента его основания здесь установилось хорошее правило, ставшее в дальнейшем традицией,- поощрять профессоров и преподавателей в стремлении работать на штатных должностях в организациях ведомства путей сообщения. Сочетание учебной работы с инженерной деятельностью профессорами А. А. Бетанкуром , П. П. Мельниковым , С. Д. Карейшей , Я. Н. Гордеенко , Д. И. Журавским и другими учеными способствовало достижению высоких научных результатов. Примечательным является и то, что отмеченное выше правило стало побуждающим мотивом для командирования профессоров и преподавателей в зарубежные страны для изучения опыта и повышения квалификации. Представленные ими технические отчеты рассматривались на заседаниях Ученого совета. В институте было установлено, что штатные должности преподавателей специальных кафедр замещались выпускниками только в том случае, если они проработали на производстве не менее двух лет. Во второй половине XIX в. ведомство путей сообщения формально не имело единого научного центра и общего плана научно-исследовательской работы. Помимо Петербургского института инженеров путей сообщения ее вели технические органы МПС, общества инженеров и бюро съездов инженеров отраслевых служб, а также другие организации, имевшие отношение к транспорту. Они, как правило, возглавлялись учеными института, который в силу этого практически и являлся центром научных исследований. Вуз издавал научные труды, учебники и пособия. Обычно рукописи ученых, утвержденные советом института, печатались без дополнительных рецензий. Научные исследования по ведомству путей сообщения на рубеже 70-х годов были сосредоточены в технико-инспекторских комитетах железных дорог, шоссейных и водных путей . Эти комитеты занимались главным образом разработкой нормативных документов, а также различных положений и инструкций по проектированию и строительству железных дорог, мостов и гидротехнических сооружений. Позднее комитеты преобразовали в Технический отдел, а в 1892 г. - в Инженерный совет МПС , в составе которого образовали комиссии по отдельным отраслям. Совет практически являлся научным центром России по развитию транспортной системы, а также представителем в международных ассоциациях путей сообщения. В значительной степени благодаря достижениям научной и инженерной мысли удалось преодолеть сопротивление многочисленных частных железных дорог введению на всей сети беспересадочного и бесперегрузочного движения поездов, а также единого Устава железных дорог . В 1865 г. "Журнал Главного управления путей сообщения и публичных зданий" был переименован в "Журнал Министерства путей сообщения". Научный отдел в нем вели ученые института. Важное значение в становлении отечественной науки и техники имело Императорское русское техническое общество ( ИРТО ), созданное в 1866 г. для содействия "развитию техники и технической промышленности в России". В 1881 г. в обществе был учрежден и железнодорожный отдел. Отделения ИРТО возникли во многих городах. Научные статьи по проблемам железнодорожного транспорта публиковались в "Записках Императорского русского технического общества" и еженедельном журнале "Железнодорожное дело" , образованном в 1882 г. Киевское отделение ИРТО издавало журнал "Инженер" (1882), одним из основателей которого был А. П. Бородин , создавший технический научный центр. Подобные журналы выпускались и другими отделениями ИРТО. В 1881 г. по инициативе ученых института было основано научное общество - Собрание инженеров путей сообщения - для проведения полемических бесед и поиска решений по различным вопросам транспортной науки, техники и сети путей сообщения. Общество учредило журнал "Известия Собрания инженеров путей сообщения", на страницах которого публиковались статьи по строительному и железнодорожному делу, освещалась деятельность отечественных инженеров 134_1 . С 1884 г. стали выходить сборники научных работ Института инженеров путей сообщения . В них печатались труды ученых и практиков. Всего с 1884 по 1916 г. вышло в свет 92 сборника. За лучшие исследовательские работы и статьи присуждались премии в честь выдающихся ученых. Значительный научный и практический интерес представляли публиковавшиеся материалы совещательных съездов инженеров различных служб - пути, тяги, движения. Велика роль отечественных ученых и инженеров в создании международных транспортных ассоциаций. "Они,- писал проф. В. Е. Тимонов,- по свойству своего характера и знанию нескольких языков являлись нередко связующим звеном между представителями других народов... содействуя сближению иностранцев разных национальностей между собой" 134_2 . В 1885 г. была создана Международная ассоциация железнодорожных конгрессов . На первом конгрессе от России присутствовало 18 делегатов. Четвертый конгресс проходил в Петербурге в 1892 г. под председательством проф. Н. П. Петрова . Его имя хорошо знали во многих странах в научных кругах и в учебных заведениях. К открытию конгресса железнодорожный отдел ИРТО опубликовал книгу "Очерки сети русских железных дорог, ее устройства, содержания и деятельности по 1892 г." в двух томах. Многие русские участники конгресса, в их числе Н. А. Белелюбский, Л. Ф. Николаи, А. П. Бородин, выступили с докладами по проблемам железнодорожного транспорта в России. В 1889 г. в Париже состоялся Международный конгресс по строительному и механическому искусству , ознаменовавшийся открытием Эйфелевой башни. Приветствуя А. Г. Эйфеля , Н. А. Белелюбский сказал, что "...вес металлических частей башни равен весу металла Сызранского моста через р. Волгу 135_1 , и тем самым как бы поставил знак равенства в области строительного искусства между Францией и Россией. На конгрессе А. Г. Эйфель вручил А. П. Бородину золотую медаль за исследования по применению системы "компаунд" на паровозах . В свою очередь русская делегация вручила А. Г. Эйфелю диплом об избрании его почетным членом Императорского русского технического общества 135_2 . На железнодорожном конгрессе в Петербурге в 1892 г. французский ученый Альфред Пикар отметил: "Россия велика по благородству характера ее обитателей, по их высокому уму, по решимости, с которой они приступают к самым колоссальным предприятиям, и по выдержке, с которой они их осуществляют". В 1900 г. ведомство путей сообщения и Петербургский институт инженеров путей сообщения участвовали во Всемирной выставке в Париже , на которой отечественные ученые были отмечены многими наградами. Проф. Л. Д. Проскуряков за строительство уникального железнодорожного моста через Енисей в Красноярске был удостоен золотой медали. Тогда же жюри присудило проф. Н. А. Белелюбскому высшую награду - Гран-при - за приоритет "в устройстве проезжей части с шарнирными балками и с самостоятельными распорками связей". Кроме того, он был удостоен золотых медалей на международных выставках в Эдинбурге (1890), Чикаго (1893) и Стокгольме (1897). Руководители выставки, оценивая состояние науки в России, отметили, что "во главе современного инженерного дела идут Германия, Франция и Россия" 135_3 . Это было признанием того факта, что к концу XIX в. отечественная транспортная наука вышла на мировую арену. Ссылки:
|