В 1908-1909 гг. под руководством
В. О. Вяземского
провели повторные изыскания места перехода через Амур и разработали шесть
вариантов моста
175_2
. При этом разброс в протяженности моста колебался от 2,4 до 3,2 км. Его
проектировали
Л. Д. Проскуряков
и
Г. П. Передерий
Весьма экономичные по расходу материала
типовые пролетные строения разработал Л.
Д. Проскуряков для установки на мостах
Рязано-Уральской дороги.
Л. Д. Проскуряков
- автор проекта и строитель моста через Енисей.
Инспектором (проректором) Московского училища
МПС стал профессор того же института Л.
Д. Проскуряков .
Модель Енисейского моста
экспонировалась в Париже на
Всемирной выставке 1900 г.
, где удостоилась золотой медали. Второй мост, на котором установили
пролетные строения со шпренгельной решеткой главных ферм, построил в 1899
г. инж.
И. Ф. Куровский
через Оку у Каширы
. Автором проектов обоих мостов был
T. Д. Проскуряков
.
Лавр Дмитриевич Проскуряков
Дата рождения: 18 (30) августа 1858
Место рождения: Борисовка, Валуйский уезд, Воронежская губерния,
Российская империя
Дата смерти: 14 сентября 1926 (68 лет)
Место смерти: Москва, СССР
Страна: Российская империя, СССР
Научная сфера: мостостроение
Место работы: Петербургский институт путей сообщения;
Московское инженерное училище
Учёное звание: профессор
Альма-матер: Петербургский институт путей сообщения
Награды и премии: Золотая медаль на Всемирной выставке в Париже
(1900)
Лавр Дми́триевич Проскуряко́в (18 [30] августа 1858, с.
Борисовка, Воронежская губерния[1] — 14 сентября 1926, Москва) — крупнейший
российский специалист своего времени по мостостроению.
Л. Д. Проскуряков родился в многодетной (18 человек) крестьянской семье. С
рекомендацией местного управления образования, выданной отличнику учёбы,
поступил на общих основаниях в
Петербургский институт путей сообщения, который
окончил в 1884 году. К этому времени относятся его первые публикации.
С 1887 года — преподаватель кафедры мостов в том же институте.
В 1888 году по проекту Проскурякова впервые в России был построен
железнодорожный металлический мост консольной системы — через реку Сулу на
Харьковско-Николаевской железной дороге.
В 1895 году им был выполнен проект моста через Енисей. По величине пролётов
этот мост был вторым в Европе после Кулембургского моста в Голландии (Vieux
pont ferroviaire de Culembourg, разобран в 1982 г.) и самым большим в
России. В 1900 году за проект моста он был награждён Большой золотой
медалью на Парижской всемирной выставке.
По типу Енисейского Проскуряков спроектировал мосты через Оку (Каширский
железнодорожный мост) и Волхов (на Петербурго-Вологодской железной дороге)
и через Волгу у Казани. Для Транссибе Проскуряков проектировал мост через
Зею и Черемшанку на ветке Тюмень—Омск.
В том же году Проскуряков был в Лондон на сессии Международного
железнодорожного конгресса; посетил лаборатории Цюриха, Парижа, Мюнхена,
Вены, Берлина, познакомился с лучшими механическими лабораториями
Запада.
В 1896 году выполнил проект моста через Которосль возле Ярославля.
С 1896 года — профессор Московского инженерного училища (ныне Московский
государственный университет путей сообщения).
В конце июня 1902 года был собран и опробован единственный в России большой
арочный мост через Днепр, выполненный по проекту Проскурякова.
В 1904 году — железнодорожный мост через р. Сейм у Конотопа.
В 1905—1907 годах в Москве, на трассе Малого кольца Московской железной
дороги, по проекту Проскурякова и архитектора А. Н. Померанцева были
построены два железнодорожных моста через реку Москву — Андреевский
(Сергиевский) и Краснолужский (Николаевский). Эти мосты были
реконструированы в 1956 году (архитектор Б. М. Надежин), а в 2000—2001
годах перенесены на плавучих опорах на новые места и сделаны пешеходными
(архитекторы Ю. П. Платонов, Д. А. Метаньев и др.).
Выдающимся достижением русского мостостроения можно считать
мост Проскурякова через Амур
у Хабаровска длиной 2590 м, открытый для движения 5 октября 1916 года.
В честь наследника-цесаревича мост был назван Алексеевским.
В 1924 году по проекту Л. Д. Проскурякова был построен Нижний (Восточный)
Сабуровский мост.
Проскуряковым впервые была предложена так называемая статически определимая
треугольная решётка, а затем разработаны параболические и полигональные
статически определимые мостовые фермы со шпренгельной решёткой. Проскуряков
предложил также консольные и арочные фермы для железнодорожных мостов.
Методы преподавания строительной механики, введённые Проскуряковым,
используются в современной высшей школе.
Публикации
В 1902 году вышел его курс «Строительная механика», выдержавший шесть
изданий, а седьмое, посмертное, стало на долгое время учебником для всех
технических вузов страны.
Литература
Проскуряков Лавр Дмитриевич — статья из Большой советской
энциклопедии.
Ординарный профессор Императорского Московского инженерного училища Л. Д.
Проскуряков : Биогр., сост. согласно постановления Совета Уч-ща к 25-лет.
юбилею его науч.-пед. деятельности (16 марта 1912 г.). — М.: типо-лит. т-ва
В. Чичерин в Москве, 1912. — 23 с.