Оглавление

Форум

Библиотека

 

 

 

 

 

Танкоград: трудная "притирка" разных коллективов

Южане-моторостроители, сохранившие и Командный состав, и основное оборудование, в Челябинске остались особым производством, заводом в заводе. В танковых цехах многое было сложнее. Легендарный Танкоград, фантастические догадки о котором будут страшным кошмаром давить на сознание гитлеровской верхушки ("кажется каким-то чудом, что из обширных степей появлялись все новые массы людей и техники, как будто какой-то великий волшебник лепил из уральской глины большевистских людей и технику в любом количестве"), складывался в атмосфере исканий, споров, борьбы. Как совместить кировчан, бывших путиловцев, представителей традиционного универсального предприятия с их разноплановым и даже единичным производством и, с другой стороны, челябинцев, знавших только принцип массового производства?

Если и раньше Малышеву приходилось быть арбитром в известных спорах конструкторов и технологов, то теперь он должен был сглаживать противоречия двух принципов, двух предприятий.

Когда-то историк русской промышленности В. И. Гриневецкий писал: "Характер развития предприятий в современной промышленности колеблется между двумя пределами: 1) чисто исторического нарастания; 2) единого технического плана. Общий план какого-нибудь Путиловского, Сормовского или Коломенского завода представляет чрезвычайно сложную картину, где интересы нарастающего производства сдавлены со всех сторон историческими остатками иногда к чрезвычайной невыгоде для оборудования, внутреннего транспорта, стоимости производства..."

Танковое производство на Северном заводе не могло быть крупносерийным: "исторические остатки" паровозостроения, тракторостроения, сам принцип универсализма сдавливали это производство, подминали мысль конструкторов, заставляя их ориентироваться на специальное обоудование, на "кудесников" - слесарей, фрезеровщиков, литейщиков. Сейчас Малышев убеждался, что и KB - детище именно Северного завода, созданное в какой- то мере без расчета на массовое производство, изобилующее деталями сложной конфигурации, нередко малоунифицированными...

Конфликт конструктора и технолога - извечный и часто плодотворный - здесь перерастал в более любопытный спор, спор между принципами мелкосерийного и массового производства. Малышев знал все оттенки, все захватывающие этапы этого традиционного конфликта. Конструктор, как правило, влюблен в свою модель, он добился идеальной компоновки, гармонии между броневой защитой, мощностью мотора, огневой мощью, учел массу других обстоятельств (удобство работы экипажа, замены и ремонта узлов и т. п.). Немаловажно и удобство перевозки танка по железной дороге... И вдруг конструктор получает отзыв технолога...

"Конструирование ряда детлей оформлено таким образом, что выполнение их штамповкой затруднительно и для изготовления требуется значительное количество ручного труда. Для освоения в серийном производстве требуется значительное количество оснастки. Целый ряд деталей ввиду сложности конфигурации вообще нельзя отлить" и т. д.

Это действительно посильнее, чем традиционный ушат холодной воды. Но не так-то легко соглашается конструктор. Он обычно резко отвергает всякие изменения, намеки на "грязное" проектирование.

"Отехнологиченная" модель кажется ему чужой, непохожей на то, что он задумал... Оба идут к Малышеву, излагая свою точку зрения... Верные себе челябинцы и сейчас неуклонно боролись за организацию конвейера или его элементов, тянулись к тому, чтобы, скажем, свободную ковку, рассчитанную на первоклассного кузнеца, перевести везде на штамповку, где чутье, опыт человека заменяет отчасти штамп... Чтобы меньше было "возвратных" движений деталей, чтобы конфигурация их была проще...

На первых порах новое руководство завода решило, правда без особой убежденности, иначе: - Мы на Западном заводе не знали конвейера, а танки делали... Установить в новом цехе нужное количество тупиков, позиций для корпуса KB и доставлять к нему детали россыпью, оснащать и сдавать.

Умри, а дай танки! Нельзя, конечно, видеть в этом только упрямство. И опыт массового производства у рабочих тоже был, только не в танкостроении. Танки нужны были немедленно, один-два KB с их броней часто решали исход боя. Просматривая директорские распоряжения, протоколы совещаний у главного инженера, видишь "муки рождения" нового.

Перемещались начальники цехов, участков, а корпуса пятидесяти машин все еще стоят... в тупиках. Рабочие ищут нужные детали в груде, припоминают последовательность сборки. Детали все новые, незнакомые бывшим тракторостроителям.

"Нам надо создать отрыв. Оторваться, уйти вперед во всем - в уровне бронезащиты, вооружения, моторесурса. Количеством и дурак возьмет свое.

Но в стране просто нет такого количества металла, станков. Сейчас у нас меньше половины стали, имевшейся до 22 июня. Качество, новизна - это более прямой путь к количеству. Сам смысл постоянного перевооружения в ходе войны состоит в том, чтобы сделать технику врага на поле боя неполноценной... Вы понимаете? Она вроде и есть, но эффект ее присутствия незначителен. Но какое-то время противник будет вынужден отказаться от действия, производить перевооружение, временно сокращать выпуск. Если же мы будем в итоге перевооружения создавать технику, равную той, что действует на поле боя, не отрывается от нее конструктивно, то такое перевооружение следует считать отсталым. Конструктор - это впередсмотрящий нашей индустрии. Где будет изучаться этот круг вопросов? Вопросы модернизации, создания новых танков и моторов - это не личное дело одного или двух человек. Усилия врага должны предугадываться и отражаться... Но где этот генштаб конструкторской мысли? В незримом "коллективе" пристально следящих друг за другом конструкторов всего мира наши конструкторы должны быть сильнее, вооруженнее! Нет сомнения, что немцы уже разглядели до конца и Т-34 и KB и, вероятно, в ближайшем будущем попробуют что-то противопоставить... Готовы ли мы к этому? Конструктор - это Архимед..".

Что ж, впереди много работы, и -...Архимеду надо дать точку опоры?...

В самые тревожные дни, когда серийные танки, моторы только еще пошли с Урала, когда на счету был каждый квалифицированный рабочий, Малышев подготовил приказ о создании научно-конструкторского центра , приказ исключительно важный для всей истории танкостроения.

Создание коллектива, где впоследствии рождались многие новейшие машины, было одним из замечательных государственных решений Малышева. В этот центр научно-технической мысли, опорный пункт страны в войне умов вошли и конструкторы-турбинисты с Кировского завода, среди которых были Н. М. Синев , А. М. Люлька , Н. М. Синев и стал заместителем Ж. Я. Котина , Главного конструктора.

Зима на Урале уже с конца октября вступила в свои права. Останавливались, соскальзывали с обледенелых путей трамваи, и тысячи уралмашевцев в полусумраке шли пешком из города на завод. Возникали перебои в снабжении. Малышев видел, что в заиндевелые корпуса, деревянные времянки, котлованы цехов надо было давать энергию - нет, не для обогрева, не для отопления, а для начала работ. Это было замечательной чертой рабочих всех эвакуируемых предприятий - прежде всего начать работать. А к работе - источнику уверенности, устойчивости, оптимизма - приложится все остальное. Все понимали, что фронт не мог ждать. Вспоминая эти дни, руководитель коммунистов Южного Урала, первый секретарь Челябинского обкома партии Н. С. Патоличев рассказывал на одной из встреч ветеранов тыла: "Приходилось идти на невероятные решения. Перед войной в Челябинске выстроили театр оперы и балета. Но открыть его не успели. Поселился в нем московский завод "Калибр" . Придешь, бывало, и видишь фантастическую картину. На сцене - термический цех, в партере - кузнечный, в фойе - другие цехи, и перевыполнял этот "театр" свой план, несмотря ни на что...

Хорошо помню, как строился Чабаркульский металлургический завод . Это был "огневой рубеж", хотя он и находился далеко в тылу. На огромной территории были размечены контуры будущих цехов, а внутри их расчерчены места, где должны были быть установлены станки, прессы, молоты и другое оборудование. Еще не была закончена кладка стен, а цехи уже начали давать промышленную продукцию. Надо помнить, что вся эта работа происходила зимой, днем и ночью горели сотни костров..."

Ссылки:

  • Войска внутренних военных округов превращены в Армии и
  • УРАЛЬСКИЙ РУБЕЖ ОБОРОНЫ (ТАНКОГРАД)
  • Уралмаш: производство самоходных артиллерийских установок, 1943 г
  •  

     

    Оставить комментарий:
    Представьтесь:             E-mail:  
    Ваш комментарий:
    Защита от спама - введите день недели (1-7):

    Рейтинг@Mail.ru

     

     

     

     

     

     

     

     

    Информационная поддержка: ООО «Лайт Телеком»