|
|||
|
Создание Танкограда
Знаменитый Танкоград в Челябинске, рожденный на базе ЧТЗ из трех предприятий, переживал сложную реакцию синтеза, формирования единого коллектива. Малышев видел, как различны эти сливающиеся воедино заводы: завод двигателей с его высочайшей культурой производства, Ленинградский Кировский завод , уже повоевавший, знавший обжигающую остроту чувства переднего края, и, наконец, ЧТЗ - завод массового производства. Позднее к ним присоединится и московский станкостроительный завод "Красный пролетарий" , сюда же попадет из Ленинграда и лаборатория члена-корреспондента АН СССР В. П. Вологдина , возникнет цех закалки деталей токами высокой частоты (ТВЧ) . .. Сам Малышев, не подменяя ни Махонина , главного инженера этого завода, ни появившихся в конце октября кировчан, вносил в их действия самое важное - общегосударственный взгляд на все без исключения дела. "Давайте мотор! Вы должны обеспечить моторами и Челябинск, и завод Максарева , и сормовичей , и сибиряков, - говорил Малышев. - Речь идет о сорока-пятидесяти моторах в сутки. Мы, несомненно, наладим производство В-2 и в Свердловске , будем строить еще один моторный завод в Сибири. Но пока вы одни... Уже 7 октября создан отдел по моторостроению во главе с инженером Я. И. Невяжским ... Еще в пути были основные цехи, а надо было уже рассчитывать, как говорят плановики, применительно к здешним условиям. Рассчитывать и пропускную способность, и размещение оборудования. Будущие участки - клапанов, втулок, коленвала - надо было видеть уже действующими. Но главная забота в эти недели и месяцы - забота о судьбе 12- и 15- тонных молотов для поковки коленчатых валов. Они не пришли с Украины вместе с основным оборудованием, их спешно искали - с мандатами Малышева по всем дорогам Поволжья и Урала. А ведь если мотор В-2 - это сердце танка, то коленвал - это, безусловно, сердце мотора. Но когда отыскался нужный для ковки коленвалов молот, перед Малышевым, знавшим весь завод, возник вопрос: как поместить его в действующую кузницу завода? Нужно было сооружать железобетонный фундамент весом в 1500 тонн и углублять его в землю на 13 метров! Где взять время? Монтаж в действующем кузнечном цехе крайне сложен. Остановить краны нельзя: без них не будет работать весь цех! А кузница ЧТЗ - это кузница многих видов вооружения. Ее поковок ждет и артиллерия и авиация... Малышев спешно вызвал в помощь челябинцам главного кузнеца наркомата Владимира Глушкова . Глушков, оглядев работающий цех, выработал совместно с инженерами-челябинцами С. Я. Гельмонтом , Н. Ф. Баусовым план работы и доложил его Малышеву. "Нужна свайная стена, кессон, как при мостостроении. Она воспримет давления от колонн, ферм, оградит всю выемку... Малышев в эти дни видел, что на завод хлынули люди из окрестных деревень, подростки, девушки, порой не дотягивавшиеся до приспособлений... Это было неизбежно: на территории, оккупированной врагом, проживало 40 процентов населения страны. Иных рабочих рук, кроме рук вчерашних деревенских девчат, домохозяек, кроме десятков тысяч рабочих из Узбекистана, не было в эти дни. Но ведь мотор - это сгусток глубочайшей мысли конструкторов и технологов! Не утратят ли ветераны уровня, не произойдет ли так называемого "разблагораживания" продукции, то есть утраты надежности в результате примитивного исполнения? Видя, как женщины вручную притирают клапаны, как кое-где станок, наспех закрепленный на полу, не залитый бетоном, начинал качаться, как замерзают и эмульсия, и сами руки, только что согретые над мангалом, - Малышев настойчиво искал ответа: как сохранить уровень точности, выдержать технологическую дисциплину? Это, может быть, самая решающая победа над врагом, ожидающим, что мы впадем в кустарщину. Именно в эти дни и началось укрепление всей службы технического контроля . Ссылки:
|