Оглавление

Форум

Библиотека

 

 

 

 

 

1954-й напряженный год разгара "холодной войны"

Надо сказать, что 1954 год - это год разгара "холодной войны", высокой международной напряженности. Тогда мы были уверены, что новая мировая война не за горами и что она будет ядерной. Америка обладала значительным перевесом над СССР по числу ядерных зарядов, и по всему чувствовалось, что этим преимуществом она готова воспользоваться. К тому же США имели превосходство и в стратегической авиации, способной доставить атомные бомбы к важнейшим промышленным центрам нашей страны.

Бомбардировщики конца Второй мировой войны В-17 и В-29 значительно превосходили по тактико-техническим данным все наши самолеты, и не случайно Сталин приказал Туполеву скопировать В-29 , из которого получился Ту-4 .

На мой взгляд, существует два типа самолетов, которые определяют прогресс в боевой авиации. Это истребитель и стратегический бомбардировщик. Они представляют собой как бы два разных полюса. Истребитель воплощает в себе все технические решения, дающие превосходство над противником в "дуэльной ситуации".

Стратегический бомбардировщик должен уметь проникать через отлично защищенные зоны ПВО, наносить серии ударов по важнейшим целям противника и т.д. В нем воплощается совершенно иной ряд технических достижений, чем в истребителе, но оба они являются флагманами в развитии боевой авиации.

Великую Отечественную войну мы провели без стратегической бомбардировочной авиации. Были тихоходные ТБ-3 Туполева, Сталь-1 и Сталь-3 Бартини, немного Ил-4 , но это скорее фронтовые бомбардировщики дальней зоны. Кстати, Германия тоже не обладала стратегическими бомбардировщиками, а строила лишь фронтовые. США же создали мощную стратегическую бомбардировочную авиацию , что было вызвано ее географическим положением, и прежде всего войной с Японией . На тихоокеанском театре военных действий расстояния большие, авиабазы располагались на островах, удаленных от противника, и, чтобы его достать, американцы "родили" эту линию авиации. На европейском театре военных действий американцы базировались в Великобритании, полеты были короче, но самолеты использовались те же. Поэтому американцы накопили значительный опыт в их создании. У них вскоре появился В-52 - грандиозный дозвуковой стратегический бомбардировщик, с колоссальной бомбовой нагрузкой. Он существует и по сей день, когда я пишу эти строки. Его роль не утрачена за полвека - только носит он сейчас не бомбы, а крылатые ракеты , но создан он был тогда, в начале 50-х годов. Для нас задачей *1 стала борьба с носителями ядерного заряда - стратегическими бомбардировщиками . Поэтому первые ракеты класса "воздух - воздух", как и зенитные ракеты "земля - воздух", были остро необходимы, и притом - в кратчайшие сроки. Это было время, когда страна залечивала раны войны, все жили одинаково небогато. Может быть, существовала какая-то партийная или правительственная элита, которая пользовалась привилегиями, но в нашей среде резкого различия в образе жизни между генеральными, главными конструкторами и рядовыми научными работниками и инженерами не было. В лучшем положении находились академики Академии наук СССР. Вообще, отношение к ученым было весьма уважительным, работы над кандидатской или докторской диссертациями стимулировались, а после их защиты твоя зарплата резко возрастала и открывались новые возможности в продвижении по работе. К тому же в научном коллективе считалось неприличным занимать какую-то руководящую должность, не имея ученой степени. Это не значит, что поголовно все научные сотрудники были "остепененными" - нет, встречались очень сильные конструкторы, которые степени не имели. Например, я могу назвать Г. Н. Бабакина , который занимал в КБ Лавочкина должность начальника теоретического отдела, не имея даже инженерного диплома. Но он блестяще разбирался в динамике управляемых ракет, в чем я не раз убеждался, сталкиваясь с ним по работе.

Ссылки:

  • Александров Александр Анатольевич (1937)
  • НИИ-2 предписывалось разработать три ракеты: К-6, К-7 и К-8
  • Первая атомная электростанция в Обнинске
  • ФЭИ (Лаборатория В, Обнинский институт, ГНЦ РФ ФЭИ)
  • Второй ядерный центр Челябинск-70 1954
  • КБ-11 (ВНИИЭФ): роль теоретиков в работе
  • Испытание водородной бомбы, 1954 г реакция Курчатова И.В.
  • Важнейшие события в истории атомной отрасли
  • Оценка угрозы со стороны США в 48-50 гг
  • Вспоминает Эза Санджиевна Каляева: знакомство и первые впечатления
  • Каляева Э.С. и Иванова О.Ю. поступление в Университет
  • Начало работ по энергетическим реакторам
  • Александров А.П. - Директор Подлипок и заместитель Курчатова 1954
  •  

     

    Оставить комментарий:
    Представьтесь:             E-mail:  
    Ваш комментарий:
    Защита от спама - введите день недели (1-7):

    Рейтинг@Mail.ru

     

     

     

     

     

     

     

     

    Информационная поддержка: ООО «Лайт Телеком»