Оглавление

Форум

Библиотека

 

 

 

 

 

Стратегическая авиация США: История создания и ответные меры СССР

Выше я уже писал, как американцы пытались создать эффективную стратегическую авиационную систему, но все эти попытки оказались неудачными, за исключением бомбардировщика В-52. Все же коротко остановлюсь на их истории.

Итак, В-52 создавался как носитель ядерных бомб, и надо сказать, что он оказался долгожителем в небе - летает с 50-х годов и по сей день. Но прогресс в области ПВО, появление зенитных ракет, сделали невозможным выход В-52 на рубеж сброса бомб без подавления противовоздушной обороны противника, в первую очередь СССР. Однако у нас она была настолько плотной, что сделать это В-52 не смог бы. Американцы решили увеличить скорость бомбардировщика и построили В-58 "Хастлер" , который должен был прорывать систему ПВО нашей страны на больших высотах, а главное - со скоростью, превышающей два "маха" . Эти его преимущества, также, как в свое время и В-52, были сведены на нет новыми советскими зенитными ракетами , а уничтожение ими в районе Свердловска самолета- шпиона У-2 , пилотируемого Пауэрсом, лишь подтвердило, что и В-58 малопригоден для выполнения стратегических задач. Тогда в США был сделан еще один рывок в сторону увеличения скорости самолета - за 3М, и заложен В-70 "Валькирия" . Но теперь рост скорости и увеличение высотности привели к резкому удорожанию летательного аппарата, и аналитики нового министра обороны США Макнамары , пришли к выводу, что создание достаточной группировки таких машин станет весьма проблематичным из-за ее дороговизны. К тому же и эффективность В-70 вызвала сомнения, так как оказалось, что советские ПВО наращивают способность бороться с высотными и скоростными целями быстрее, чем совершенствуются стратегические бомбардировщики США. Тогда американцы провозгласили доктрину прорыва к военно-стратегическим целям на предельно малых высотах , и создали F-111 , который отражал эту идею. Появилась переменная геометрия крыла , потому что самолет стал работать в широком диапазоне скоростей, и надо было адаптировать к ним аэродинамику машины, способной прорываться к цели на предельно малых высотах. Решение этих и других задач привело к тому, что F-111 потерял дальность, и, по нашей классификации, стал уже не стратегическим, а фронтовым бомбардировщиком , как и его последующая доработка - FB-111 .

Поэтому в США сконструировали В-1 , двухрежимный бомбардировщик, способный летать как на дозвуковом, так и на сверхзвуковом режиме, в основном на предельно малой высоте. Размерность этой машины уже позволяла ей выполнить стратегические дальние полеты и нести при этом неплохую боевую нагрузку. В-1 строился по концепции "выгрызания" ПВО, о которой я уже рассказал выше. А в итоге весь этот процесс борьбы в области создания высокоэффективного стратегического бомбардировщика привел к созданию крылатых ракет , устанавливать которые американцы стали на хорошо отработанном В-52.

Мы же решили использовать для этой цели Ту-95 , восстановив его производство в СССР. Это позволило нам без особо больших затрат получить довольно "свежие" стратегические бомбардировщики Ту-95 МС - носители крылатых ракет, способные по своим ресурсам летать еще много лет, чего не могут позволить себе В-52.

Сколько раз такой бомбардировщик не ремонтируй, усталость конструкции все равно даст себя знать, и В-52 приблизился к своему естественному сходу со сцены. А что же В-1 ?

Он создавался, в основном, как носитель аэробаллистических ракет и бомб и не был приспособлен нести крылатые ракеты. Тем не менее когда в конце 70-х годов бурно шли переговоры между СССР и США об ограничении стратегических наступательных вооружений, мы внесли В-1 в список носителей этих ракет. Американцы, с одной стороны, возражали против такой оценки, а с другой - соглашались с ней: дескать, в принципе, может. Поэтому в общем зачете вооружений по договорам СНВ-1 и СНВ-2 бомбардировщик В-1 проходил как носитель крылатых ракет, хотя, как показало время, группировка В-1 так и не стала их носителем. Он был и остается оружием "короткой руки". И сейчас американцы все больше склоняются к той точке зрения, что В-1 пора списывать со счетов, потому что на смену ему явился В-2.

Самолет В-2 - это носитель высокоточных бомб, использующий эффект незаметности при проникновении на территорию противника. Почему же на смену устоявшемуся понятию "прорыв", пришло "проникновение", подразумевающее и применение оружия с малой дальностью полета? Ответ простой: главной целью американцев стали считаться не советские города и разрушение военно-промышленного потенциала СССР, а подвижные ракетные комплексы типа "Тополь" . Поэтому перед новым поколением бомбардировщиков В-2 возникла задача проникновения в зону, где "ползают" эти "Тополя", найти их и произвести удар по ним. Тем самым наша страна лишалась бы возможности нанести ответный удар в случае возникновения ядерного конфликта. Возвращаясь к В-1, надо сказать, что с созданием в нашей стране МиГ-23 , и особенно МиГ-31 , умеющих отслеживать и уничтожать цель на фоне подстилающей поверхности , все достоинства В-1 были сведены к минимуму, поскольку эта огромная машина, обладающая большой отражающей поверхностью, стала хорошо видна сверху на экране радиолокаторов наших истребителей третьего поколения .

Ссылки:

  • 1954-й напряженный год разгара "холодной войны"
  • О СТРАТЕГИЧЕСКОЙ АВИАЦИИ. СТРОИТЕЛЬСТВА Ту-160
  •  

     

    Оставить комментарий:
    Представьтесь:             E-mail:  
    Ваш комментарий:
    Защита от спама - введите день недели (1-7):

    Рейтинг@Mail.ru

     

     

     

     

     

     

     

     

    Информационная поддержка: ООО «Лайт Телеком»