Оглавление

Форум

Библиотека

 

 

 

 

 

Артур Фраучи (Артузов А.Х.) включается в революционную работу

Очередные летние каникулы Артур Фраучи провел в Петербурге. Одетый в отглаженную гимназическую форму, он раскатывал на извозчике по данным ему дядей Мишей адресам и развозил пакеты с литературой, которую получал в издательстве на Невском или в типографии "Русская скоропечатня", которая помещалась в доме номер 94 по Екатерининскому каналу. Кедров и его товарищи учитывали возможность конфискации тиража властями, поэтому договорились с владельцами "Скоропечатни", разумеется, конфиденциально, что те отпечатают 63 тысячи экземпляров "Календаря для всех", но в книге заказов укажут тираж в 3 тысячи и на несколько дней задержат доставку положенного количества экземпляров в Цензурный комитет. Ознакомившись с "Календарем", комитет, конечно, его немедленно запретил и весь тираж, то есть указанные 3 тысячи экземпляров, конфисковал. Но 60 тысяч нелегального издания уже были из типографии вывезены и распространены по фабрикам и заводам. Предъявить какие-либо претензии к "Скоропечатне" власти не могли: в документах издательство "Зерно" не упоминалось, а заказчиком и издателем "Календаря" числился мифический "коллежский асессор Александр Васильевич Траубе", который на случай отъезда выдал доверенность на получение тиража Александру Васильевичу Масленникову - под таким именем в Питере проживал давний друг Кедрова и его главный помощник по издательству Николай Семенович Ангарский (настоящая фамилия Клестов ). Участвуя в этой увлекательной для молодого человека операции, Артур приобрел, таким образом, первые навыки конспирации. Вполне естественно, что Артур не только распространял нелегальную литературу, но и читал ее с жадным интересом. На это подталкивали и частые беседы с Кедровым, который наставлял своего юного соратника: - Люди перестанут мыслить, когда перестанут читать.

Серьезным политическим самообразованием Артур Фраучи занялся, уже став студентом металлургического отделения Петербургского политехнического института имени Петра Великого. Процесс этот был далеко не простым. Российская интеллигенция (в том числе и наиболее активная ее часть - студенчество) после поражения революции 1905 года и начавшейся реакции еще не скоро смогла выйти из кризиса духа, идейных шатаний и разброда. В "образованном обществе" читали переводные сочинения западных философов- мистиков, реакционных политических мыслителей-эпигонов Ницше, увлекались столоверчением, масонством и кокаином. Вначале вполголоса, а затем все громче и откровеннее, и уже не только в высших петербургских кругах, говорили о странном, прямо-таки гипнотическом влиянии на царскую семью и двор сибирского "старца" Григория Распутина . Было от чего растеряться юноше, очутившемуся в столице после окончания провинциальной гимназии. И нет ничего удивительного в том, что новомодные идеи и веяния на какое-то время захватили и Артура Фраучи. К счастью, у него была светлая голова, и кратковременные увлечения не сбили молодого человека с пути. В конце концов Артур Фраучи примкнул к марксистскому движению.

Студент Фраучи оказался человеком разносторонних интересов. Он увлеченно изучал философские сочинения, проглатывал книжные и журнальные литературные новинки, посещал театр, особенно часто оперу и Народный дом, где выступали в ту пору известнейшие певцы Федор Шаляпин, Леонид Собинов, Антонина Нежданова, исполнительница цыганских романсов Варя Панина. Артур и сам пел вначале только на дружеских вечеринках, позднее в том же Народном доме. После подростковой ломки у Фраучи образовался красивый и сильный тенор. Специалисты находили, что при желании он вполне мог бы стать профессиональным оперным певцом. А пока что студент- политехник успешно исполнял теноровые партии в одиннадцати спектаклях, поставленных актерами-любителями в Народном доме. Через много лет Артур Христианович, уже будучи и начальником одного из ведущих отделов, и членом коллегии, охотно выступал на сцене клуба ОГПУ перед сотрудниками, исполнял чаще всего арии Радамеса из "Аиды", Хозе из "Кармен", романсы, в том числе свой любимый, на музыку Шуберта, "Я не сержусь", который пел на немецком языке.

Ссылки:

  • ФРАУЧИ (АРТУЗОВ) А.Х: ТВЕРСКОЙ ШВЕЙЦАРЕЦ
  •  

     

    Оставить комментарий:
    Представьтесь:             E-mail:  
    Ваш комментарий:
    Защита от спама - введите день недели (1-7):

    Рейтинг@Mail.ru

     

     

     

     

     

     

     

     

    Информационная поддержка: ООО «Лайт Телеком»