Оглавление

Форум

Библиотека

 

 

 

 

 

СКБ "Трансдизель"

"Трансдизель" - головное специализированное конструкторское бюро Челябинского тракторного завода по созданию быстроходных транспортных дизелей для военной и мирной техники. СКБ ведет начало с конструкторской группы (позднее СКБ-75 ), созданной в 1930 году в составе дизельного отдела Харьковского паровозостроительного завода . Группа под руководством К Ф. Челпана (А. К. Башкин, Я. Е. Вихман, С. Ф. Горбатюк, Г. Д, Париевский, С. Н. Соколов, П. С. Ярин и другие) тогда приступила к разработке первого в мире танкового быстроходного дизеля ( БД-2 ).

На стадии доводки, постановки на производство в работе участвовали И.Я. Трашутин , М. П. Поддубный , И. П. Бондаренко и многие другие. Их имена известны в истории челябинского Танкограда , ЧТЗ мирных лет и АТ-факультета . Первый опытный образец двигателя БД-2 был собран к 1 мая 1933 года. Дизель был поставлен в 1939 году в Харькове на серийное производство под маркой В-2 . С началом Великой Отечественной войны из Харькова в Челябинск был эвакуирован дизель-моторный завод N 75 , где производили В-2 (БД-2), вместе с ним эвакуирован конструкторский коллектив СКБ-75 . Уже в октябре 1941 года с конвейера ЧТЗ стали сходить двигатели В2-34 , предназначенные для танков Т-34 . Постановка на серийное производство двигателя В-2К мощностью 600 л. с. решила проблему силовых установок тяжелых танков КВ-1 , KB-lc , КВ-85 (ИС-1) и самоходных артиллерийских установок СУ-152 , производство которых было организованно на Кировском танковом заводе, развернутом на базе ЧТЗ. Дизели В-2-ИС и В-54К-ИС были применены на тяжелых танках ИС-2 , ИС-2М и самоходных артустановках ИСУ-122 , ИСУ-122М , ИСУ-122С , ИСУ-152 , ИСУ-152М .

Двигатели В-12 , В-12-5 , В-12-6Б мощностью 750 л. с. были разработаны для тяжелых танков Т-4 , Т-10 , Т-1 OA , Т-1 ОМ ; они завершают модели, предназначенные для боевых гусеничных машин тяжелого класса военных и послевоенных лет.

В послевоенные годы в ГСКБ "Трансдизель" совместно с моторным заводом ЧТЗ создано более ста модификаций двигателей типа В-2 . В их числе модификации В-31М2 мощностью 335 л. с. для известного всему миру дизель- электрического трактора ДЭТ-250 , В-35ИН мощностью 385 л.с. с инерционным наддувом для трактора ДЭТ-350, В-404С для антарктического вездехода "Харьковчанка" . Двигатели типа В-84 сегодня находят применение в 23 видах боевой техники, в том числе танках Т-72Б , Т-72Б-1 , Т-90 .

Необходимость в разработке более мощных двигателей привела к созданию нового танкового турбопоршневого двигателя В-92С мощностью 1000 л. с. Этот двигатель, установленный на танке Т-90С , прошел успешные испытания в Индии (1999), Малайзии (2000) в условиях как сухого, так и влажного жаркого климата.

В 1980-90-е годы под руководством генерального конструктора В.И. Бутова было создано новое семейство транспортных двигателей мощностью 300-1200 л. с. и семейство мини-дизелей мощностью 12-60 л.с. Эти двигатели отвечают самым современным технико-экономическим требованиям и находят применение в военной и гражданской технике. Коллектив ГСКБ "Трансдизель" отмечен орденом Ленина за работу над двигателем В-2 и его модификациями. 45 человек награждены орденами и медалями, 9 человек стали лауреатами Государственной премии, 14 - удостоены почетного звания "Заслуженный конструктор Российской Федерации", 3 - "Заслуженный изобретатель", 3 - "Заслуженный рационализатор". В ГСКБ "Трансдизель" работали и работают в настоящее время более 110 выпускников автотракторного факультета. Ныне В. С. Мурзин - главный конструктор ГСКБ "Трансдизель", В. В. Егоров - зам. главного конструктора по научно-исследовательским работам, В. Д. Ра- гульский - зам. главного конструктора по перспективным двигателям для народного хозяйства, В. В. Щеголев - зам. главного конструктора по испытаниям двигателей. Главные конструкторы: В. И. Гордеев - по двигателю А-85-3, А. Г. Дегтярев - по перспективным тракторным двигателям, В. И. Скориков - по малолитражным двигателям, Н. А. Смолин - по подготовке испытаний двигателей, А. М. Чернов - по перспективным двигателям типа В-2.

Конструкторские отделы ГСКБД возглавляют: П. Я. Заикин (испытаний народнохозяйственных двигателей), Ю. Д. Минаков (топливной аппаратуры), Н. К Мутовкин (двигателей типа В-2), Б. Н. Соколов (кривошипно-шатунного механизма), Г. А. Феоктистов (водомасляных агрегатов), А В. Шумилов (агрегатов наддува). Многие выпускники автотракторного факультета являются начальниками бюро и ведущими конструкторами ГСКБ "Трансдизель".

Ссылки:

  • КУСТ ПРЕДПРИЯТИЙ "ТАНКОГРАДА"
  •  

     

    Оставить комментарий:
    Представьтесь:             E-mail:  
    Ваш комментарий:
    Защита от спама - введите день недели (1-7):

    Рейтинг@Mail.ru

     

     

     

     

     

     

     

     

    Информационная поддержка: ООО «Лайт Телеком»